Синология.Ру

Тематический раздел


Байлянь-цзяо

白莲教 «учение Белого лотоса». Собирательное название целого ряда китайских сект и их доктрин, проповедующих идею перерождения праведников в расположенной на Западе «Чистой земле» (цзин ту). Байлянь-цзяо не была единой орг-цией с четкой иерархич. структурой. Традиция байлянь-цзяо скорее представляет собой совокупность ряда сотериологич. постулатов и космогонич. идей. Черты единой орг-ции движению байлянь-цзяо приписывала в основном нар. молва.
 
К байлянь-цзяо принято причислять секты нескольких типов: 1) секты буд. толка, вульгаризировавшие традицию цзинту-цзун  и порой возглавлявшиеся монахами школы  тяньтай-цзун, кот-рым покровительствовали отд. монастыри; 2) небольшие группы образованных людей, изучавших мистич. (не только буддийские) тексты; 3) неэлитарные сообщества, тяготевшие к секуляризации доктрин байлянь-цзяо. Последние исторически были представлены наиболее широко.
 
Раннюю традицию байлянь-цзяо принято возводить к доктрине Хуй-юаня, основавшего «Общество Белого лотоса» (байлянь-шэ, др. название байлянь-цзун — «школа Белого лотоса»). Эта доктрина считается концептуальной базой вероучения школы цзинту. Не отвергая идею нирваны (см. Непань), цзинту-цзун выдвинула на первый план идею «Чистой земли» будды Амитабхи (Амито-фо), где праведники возрождаются в озере, заросшем белыми лотосами. Эзотерич. традиция байлянь-цзяо связывает свое начало с именем Мао Цзы-юаня (XII в.), монаха школы тяньтай, носившего титул Бай-лянь да-ши (Великий учитель Белого лотоса). Мао Цзы-юань детализировал доктрину байлянь-цзяо, оставил ряд вероучительных текстов, в т.ч. «Байлянь чэнь чао чань и» («Ритуалы утренней ектеньи Белого лотоса»). Мао Цзы-юань, первоначально встретивший поддержку двора, впоследствии был отправлен в ссылку по обвинению в «общении с демонами» и отвлечении людей от землепашества, но его идеи получили поддержку у ряда представителей образованной элиты, многие из к-рых посещали молитвенные собрания байлянь-цзяо.
 
В общинах байлянь-цзяо было принято обязательное вегетарианство (отсюда назв. их молельных помещений — чжай тан, «вегетарианские залы»), проповедовались аскетизм и ненасилие. В нарушение конф. традиций на религ. собраниях присутствовали мужчины и женщины, что подчеркивало их равенство.  Согласно ранней традиции байлянь-цзяо, спасение достигается прежде всего должным моральным поведением, чистотой внутренних помыслов и многократным повторением имени будды Амитабхи (нянь фо). Действенность механически выполняемого ритуала отрицалась. Особое место в идеологии байлянь-цзяо занимал культ Майтрейи (Милэ) — будды грядущего, пришествие к-рого в человеческом обличье принесет с собой царство блаженства для приверженцев истины. Проповедники байлянь-цзяо нередко объявляли себя воплощениями Майтрейи или его вестниками, что служило сигналом к восстанию. Закреплению этих тенденций в традиции байлянь-цзяо способствовала активность секты милэ-цзяо («учение Майтрейи»), известной с VI–VII вв. На идеологию байлянь-цзяо оказала влияние также доктрина секты мин-цзяо («учение света»), к-рую ряд исследователей считают кит. версией манихейства, запрещенного в IX в. По учению мин-цзяо, противостояние Света (гуан мин) и Тьмы (хэй ань) должно завершиться «Светлым миром высшей радости». В качестве канонич. книги секты байлянь-цзяо рассматривали «Пятичастный канон» («У бу цзин») Ло Цина (1443–1527), основоположника синкретич. секты увэй-цзяо («учение о недеянии»), или ло-цзяо («учение Ло [Цина]»). В системе взглядов Ло Цина синкретически соединились идеи буд. школ чань (см. Чань-сюэЧань школа) и цзинту, даос. космология, этич. императивы конфуцианства и неоконф. философия, но сам создатель «Пятичастного канона» считал свои взгляды ортодоксально буддийскими.
 
Согласно космологии байлянь-цзяо, мир сформировался из универсальной пневменной субстанции ци [1], а космогенезу предшествовала абс. сверхбытийная «пустота» (сюй, кун). Из ци [1] родилась У-шэн лао-му — Нерожденная праматерь, к-рая зачастую отождествлялась в сектах байлянь-цзяо с Амитабхой или Майтреей. У-шэн лао-му породила родоначальников людей Фу-си и Нюй-ва, от которых произошли «первопотомки» (юань цзы), а от них уже - человеческий род. Попав в сети страстей, люди погрязли в грехах, и спасти их может только У-шэн лао-му через посредничество байлянь-цзяо. Буд. корни имеет историософия байлянь-цзяо — доктрина «трех солнц» (форма доктрины трех мировых эпох — кальп). В эру Синего солнца землю освящал будда прошлого Кашьяпа (Цзяшэпо), в текущую эру Красного солнца — Шакьямуни (Будда); в эру Белого солнца, когда на землю придет Майтрейя, спасутся лишь те, кто присоединился к байлянь-цзяо, остальные будут сметены «небесным ураганом».
 
Для мн. сект характерны обеты безбрачия, для нек-рых — ритуальный промискуитет, массовые оргиастич. действа. В практике байлянь-цзяо использовались формы чаньской медитации, восходящие к даосизму методики «вскармливания природных свойств и предопределенной жизненности», «искусство вскармливания жизненности» (ян шэн шу) посредством медитативно-дыхательных упражнений и приема травяных отваров, велись активные занятия боевыми искусствами, к-рые рассматривались как средство достижения «просветления». Средством распространения идей байлянь-цзяо, как и мн. других синкретич. сект, была лит-ра проповеднического, морально-дидактического и фольклорного характера — т.н. бао-цзюань («драгоценные свитки»); произведения этого жанра использовались также в литургике (практике публичных священнодействий). Характерной чертой традиции байлянь-цзяо было ведение «генеалогических книг» (цзя пу): секты матрицировали семью, а передача духовного учения осмыслялась как приобщение к мистич. родовому «телу».
 
Несмотря на офиц. запреты байлянь-цзяо в 1281, 1308 и 1322 долгое время секты, к-рые определялсь как байлянь-цзяо, не подвергались серьезным преследованиям. Строгий запрет на принадлежность к байлянь-цзяо и близким к этой группе сектам (увэй-цзяо, вэньсян-цзяо — «учение возжигателей благовоний» и др.) был наложен в 1620. Сектанты неоднократно поднимали вооруженные восстания. Крупнейшие из них произошли во 2-й пол. XIV в. (с этим выступлением связано падение монгольской дин. Юань в 1368), в кон. XVI — нач. XVII в., предварившее падение дин. Мин (1368–1644), в 1774 в пров. Шаньдун, в 1796–1804 в центр. и зап. районах Китая и др. После воцарения маньчжурской дин. Цин (1644–1911) восстания проходили под антицинскими лозунгами.
 
В XVII–XVIII вв. действовали по меньшей мере 18 крупных сект, к-рые принято относить к традиции байлянь-цзяо. Крупнейшие из них — байян-цзяо («учение Белого солнца»), хунъян-цзяо («учение Красного солнца»), багуа-цзяо («учение восьми триграмм»; известна также как лунхуа-цзяо — «учение цветка дракона», лунхуа-хуй — «Союз цветка дракона», в нач. XIX в. — как тяньли-цзяо — «учение Небесного принципа»; ее ответвления именовались по назв. триграмм «Чжоу и») и др. С кон. XVIII в. назв. байлянь-цзяо почти выходит из употребления, но  в русле этой традиции остается идеология и практика значит. числа синкретич. сект и тайных обществ Нового и Новейшего времени (таких как тяньди-хуй — «Общество Неба и Земли», цин-бан — «Синий клан», цзюгун-дао — «Путь девяти дворцов», чжэнькун-цзяо — «учение подлинной пустоты», игуань-дао — «Путь, пронзающий Единым» и др.).
 
Источники:
Ли Чжи. Цзинту цзюэ (Речитативы о Чистой земле). [Б.м., б.г].; Ханьфэньлоу ми ли (Тайное собрание из павильона Ханьфэнь). Тайбэй, 1967; Чуань Хуа Шань Байлянь-цзяо ции цзыляо цзилу (Собрание источников по восстанию Белого лотоса в провинциях Сычуань, Хунань, Хубэй и Шэньси). Чэнду, 1980; Гуйлянь мэн (Сны о возвращении к Лотосу). Шэньян, 1984.
 
Литература:
Поршнева Е.Б. «Учение Белого лотоса» — идеология народного восстания 1796–1804 гг. М., 1972; она же. Религиозные движения позднесредневекового Китая: Проблемы идеологии. М., 1991; Тертицкий К.М. Китайские синкретические религии в XX веке. М., 2000; Ли Ши-юй. Цинбан, Тяньди-хуй, Байлянь-цзяо // Вэнь ши чжэ. 1962. № 3; Чжан Шу-цай. «Шэн у цзи» соцзи Байлянь-цзяо ции шиляо бяньу (Исправление ошибок в материалах по восстанию Белого лотоса, содержащиеся в «Записках о священной войне» // Вэньсянь. 1979. № 1; Bareland J. der Haar. The White Lotus Society and the White Lotus Teachings. Reality and Label. Leiden, 1989; Overmyer D.L. Folk Buddhist Religion: Dissenting Sects in Late Traditional China // Popular Culture in Late Imperial China. Berk., 1985.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 364-366.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.