Синология.Ру

Тематический раздел


Фу-си

伏羲, Фу-си и Нюй-ваФу-си и Нюй-ваПао-си, Бао-си. В древнекитайской мифологии первопредок и культурный герой. Имя Фу-си расшифровывают как «устроивший засаду на жертвенных животных» или «поставляющий на кухню жертвенных животных». Предполагают, что первоначально Фу-си был первопредком племен восточных и (предположительно аустронезийских, район полуострова Шаньдун), к-рые представляли его, по-видимому, в облике человеко-птицы. Первые упоминания о Фу-си в памятниках примерно IV в. до н.э. сообщают о ряде его культурных деяний; он научил людей охоте и рыболовству, варить мясо; создал ба гуа (см. Гуа [2]) — восемь гадательных триграмм, изобрел гусли, силки, рыболовные сети и др. предметы; установил правила женитьбы. Фу-си приписывается и создание иероглифической письменности, заменившей узелковое письмо.
 
Согласно относительно позднему преданию, Фу-си зачала его мать Хуа-сюй, наступив на болоте грома Лэй-цзэ (см. Лэй-гун) на след великана. Это предание, вероятно, связано с распространенным на рубеже н.э. представлением о Фу-си как о существе с телом змеи и головой (или верхней частью туловища) человека, аналогичном прародительнице Нюй-ва, к-рая, видимо, с этого времени (возможно, под влиянием мифологии южных племен) стала считаться его сестрой и одновременно женой. Однако в неофициальных апокрифических сочинениях того времени сохраняются реликты его более древнего птичьего облика.
 
Фу-си почитался в качестве божества Востока, считалось, что он правит под покровительством стихии дерева (см. У син – «пять стихий»). В некоторых древних сочинениях Фу-си наряду с Шэнь-нуном, Хуан-ди, Яо и Шунем входит в число пяти императоров (у ди). В историзованной конфуцианской традиции Фу-си правитель, бывший у власти с 2852 по 2737 до н.э. Как государь Фу-си известен также под именем Тай-хао. У него был помощник Гоу-ман. На могильных рельефах первых веков н.э. Фу-си изображался обычно в виде существа с хвостом дракона, с циркулем в одной руке и диском солнца в другой. Циркуль — символ круга, т.е. Неба (тянь [1]), а солнце — воплощение мужского начала ян (см. Инь–ян). В средневековом Китае Фу-си почитался как один из августейших владык, позднее также в качестве одного из божественных патронов медицины.
 
Источники:
Сыма Цянь. Ши цзи (Исторические записки). Т. 1. М., 2001, с. 345–346.
 
Литература:
Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1987, указ.; Рифтин Б.Л. От мифа к роману. М., 1979, с. 10–79; Вэнь И-до. Фу-си као (Разыскания о Фу-си) // Шэньхуа юй ши (Мифы и поэзия). Пекин, 1956, с. 3–68; Гу Цзе-ган, Ян Сян-куй. Сань-хуан као (Разыскания о Трех владыках). Пекин, 1936; Фу-си вэньхуа (Культура Фу-си) / Под ред. Хо Сян-ю. Пекин, 1994; Ли Фу-цин [Рифтин Б.Л.]. Цун бицзяо шэньхуа цзяоду цзай лунь Фу-си Дэн цзивэй шэньхуа жэньу (Снова о Фу-си и некоторых других мифических героях с точки зрения сравнительной мифологии // он же. Гудянь сяошо юй чуаньшо. Пекин, 2003, с. 168–208; Лю Хуй-пин. Фуси шэньхуа, чуаньшо юй синьян яньцзю (Фуси: мифы, предания и верования). Тайбэй, Вэньцзин чубаньшэ, 2005; Фу-си мяо чжи (Описание храмов Фу-си). Ланьчжоу, 1995.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 647.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.