Синология.Ру

Тематический раздел


Шунь

в древнекитайской мифологии один из мудрых идеальных правителей (наряду с Яо). Согласно преданию, мать Шуня зачала его, увидев на небе большую радугу (поскольку радуга ассоциировалась с драконом (лун), можно предполагать типичный для китайской мифологии мотив чудесного зачатия героя от дракона). Шунь представлялся в виде горбатого человека с черным цветом кожи, большим лбом и особой драконовой метой посередине лба — характерным знаком большинства древних правителей, подчеркивающим их связь с тотемом. Его прозвище Чун-хуа (Двойной блеск, Двойное цветение) или Чун-мин (Двойная ясность, Двойной свет) связано с наличием у Шуня двух зрачков в каждом глазу (ср. птицу чун-мин), что, возможно, свидетельствует о существовании в древности представления о птичьей ипостаси Шуня. В древних памятниках он часто называется Юй Шунь (юй — «ведающий угодьями» или «ведающий горами и болотами»); в этом эпитете предположительно зафиксировано наиболее древнее представление о Шуне как охотнике (Юань Кэ). В стадиально поздних версиях Шунь представлялся, видимо, земледельцем (на поздних народных картинах (нянь хуа) он изображается пашущим на слоне); примерно в VI–IV вв. до н.э. Шунь приобретает черты идеального в конф. смысле правителя «золотого века» древности.
 
По преданию, Шунь являл собой образец сыновнего благочестия. Со временем Шунь ушел из дома и занимался земледелием, рыболовством, а затем гончарным ремеслом. Слух о добродетельном Шуне дошел до правителя Яо, и тот вознамерился уступить ему свой престол, но прежде решил испытать Шуня, отдав ему в жены двух своих дочерей. Сводный брат Шуня — Сян (Слон) задумал погубить Шуня, чтобы завладеть его красавицами-женами и всем имуществом, полученным Шунем от Яо. Отец велел Шуню починить крышу амбара, а сам поджег строение, но Шунь из двух соломенных шляп смастерил крылья и, подобно птице, спустился вниз. Шуню приписывается усмирение четырех мифических злодеев (сы сюн) — Хунь-дуня, Цюн-ци, Тао-у и Тао-те (Шунь сослал их в отдаленные окраинные земли, повелев им охранять границы от призраков и бесов, нападавших на людей), а также распространение правил почтительного поведения. Только после успешного завершения всех этих деяний Яо уступил престол Шуню. Шунь умер, пробыв на престоле 39 лет. Останки Шуня похоронили в местности Цанъу на горе, получившей назв. Цзюишань (Гора девяти сомнений), где люди часто сбивались с пути и где водились двуглавые змеи вэй-шэ.
 
Литература:
Рифтин Б.Л. От мифа к роману. М., 1979, с. 147–171; Ту Юань-цзи. Шунь Сян шэньхуа юй гудай хунь су (Мифы о Шуне и Сяне и древние брачные обычаи) // Миньцзянь вэньи цзикань. 1988, № 3, с. 190–204, 67; Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1987, указ.; он же. Чжунго шэньхуа чуаньшо цядянь (Словарь китайских мифов и преданий). Шанхай, 1985, с. 389–390; Митараи Масару. Тэй Сюн-но дэнсэцу-ни цуйтэ (Относительно преданий о государе Шуне) // Хиросима дайгаку бунгакубу киё. 1968, т. 28, № 1.
 
Автор: Рифтин Б.Л.

Источники:
Цюй Юань. Стихи. М., 1954, с. 30; Позднеева Л.Д. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. М., 1967, указ. (Ограждающий); Древнекитайская философия. Т. 1, 2. М., 1972, 1973, указ.; Го юй (Речи царств) / Пер. В.С.Таскина. М., 1987, указ.; Древнекитайская философия.  Эпоха Хань. М., 1990, указ.; Книга правителя области Шан (Шан цзюнь шу) / Пер. Л.С.Переломова. М., 1993, указ.; Гань Бао. Записки о поисках духов (Соу шэнь цзи) / Пер. Л.Н.Меньшикова. СПб., 1994, с. 224, 234 – 235; Чжуан-цзы. Ле-цзы / Пер. В.В.Малявина. М., 1995, указ.; Люйши чуньцю (Вёсны и осени господина Люя) / Пер. Г.А.Ткаченко. М., 2001, указ.; Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. I / Пер. Р.В.Вяткина, В.С.Таскина. М., 2001, указ. Т. II / Пер. Р.В.Вяткина, В.С.Таскина. М., 2003, указ.; Хуань Куань. Спор о соли и железе (Янь те лунь) / Пер. Ю.Л.Кроля. Т. I, II. М., 2001, указ.; Ван Ян-мин. Запись о капище Сяна// Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. М. 2002, с. 503-505; Каталог гор и морей (Шань хай цзин) / Пер. Э.М.Яншиной. М., 2004, указ.; Философы из Хуайнани (Хуайнаньцзы) / Пер. Л.Е.Померанцевой. М., 2004, указ.; Бамбуковые анналы: древний текст / Пер. М.Ю.Ульянова. М., 2005, указ.
 
Литература:
Биррел А. Китайские мифы. М., 2005, указ.; Вильямс К.А. Энциклопедия китайских символов. М., 2001, с. 412 – 413; Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000, указ.; Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М., 1984, указ.
 
Сост. библ.: Кобзев А.И.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 751-752.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.