Синология.Ру

Тематический раздел


Нюй-ва

女媧, Нюй-гуа. Нюй-ваНюй-ваВ древнекитайской мифологии архаическое женское божество. Элемент нюй означает «женщина», элемент ва плохо поддается дешифровке. Амер. синолог Э. Шефер гипотетически толкует ва как «лягушка», считая, что первоначально Нюй-ва могла почитаться как дух дождевых луж, представляемый в виде мокрых, скользких тварей. Китайский ученый Вэнь И-до этимологизировал имя Нюй-ва как женскую ипостась тыквы-горлянки, что увязывается с широко распространенными у народов Восточной и Юго-Вост. Азии мифами о чудесном рождении первопредков из тыквы.
 
Однако и в поэме «Тянь вэнь» («Вопросы к Небу») Цюй Юаня (IV — нач. III в. до н.э.), где впервые упоминается Нюй-ва, и в более поздних памятниках отсутствуют данные, подтверждающие обе гипотезы. Во всех памятниках рубежа н.э., как и в изобразит. искусстве, Нюй-ва имеет облик полуженщины-полузмеи (в нек-рых описаниях у нее еще голова быка). Очевидно, первоначально она почиталась как прародительница племен ся (в среднем течении Хуанхэ), в основе ее культа, вероятно, лежит культ змеи, связанный с культом матери-прародительницы. Согласно варианту мифа (в «Хуайнань-цзы» — «[Трактат] Учителя из Хуайнани», II в. до н.э.), Нюй-ва, видимо, порождала людей как некую бесформенную, нерасчлененную массу, а другие мифические герои помогали ей, создавая отд. части тела и органы: Шан-пянь — глаза и уши, Сань-линь — руки и т.п. По стадиально более поздней версии, приведенной в «Фэн су тун и» («Исчерпывающий отчет о распространенных нравах») Ин Шао (II в. н.э.), Нюй-ва лепила людей из глины, но т.к. работа была крайне сложна и трудоемка, она стала опускать в глиняную жижу веревку и, выдергивая, стряхивать ее. Из летевших на землю комочков и получались люди, от к-рых пошли бедные и низкородные. Знатные и богатые произошли от тех, кого Нюй-ва вылепила своими руками. В том же памятнике Нюй-ва приписывается установление бракосочетаний. Как богине бракосочетаний под именем Гао-мэй (гао — «высокий», мэй — жертвоприношение с молением о даровании детей) ей поклонялись, чтобы избавиться от бесплодия и обрести потомство, в ее честь исполнялись танцы, по-видимому, эротического характера.
 
Нюй-ва приписывается также восстановление космич. равновесия, нарушенного какой-то катастрофой, когда обрушились четыре предела земли (по одной из версий, от удара духа вод Гун-гуна о гору Бучжоу). Нюй-ва расплавила разноцветные камни и зачинила дыру в небе, затем отрубила ноги у гигантской черепахи и подперла ими небо с четырех сторон земли. Одновременно она боролась и с разлившимися водами, пытаясь устроить запруды, и убила черного дракона (Хэй-лун, см. Лун) — воплощение нечисти («Хуайнань-цзы»). В «Лунь хэн» («Критические рассуждения») Ван Чуна (I в.) и в более поздних источниках эти мифы соединены между собой, что, возможно, — результат поздней циклизации.
 
Нюй-ва и Фу-сиНюй-ва и Фу-сиНа рельефах начала н.э. Нюй-ва изображается в большинстве случаев вместе с Фу-си, оба — в облике человеко-змеев, причем хвосты их переплетены — символ супружеской близости. Очевидно, соединение Фу-си и Нюй-ва в супружескую пару произошло относительно поздно (может быть, к рубежу н.э.), но только в IX в. у поэта Лу Туна Нюй-ва названа женой Фу-си. Согласно «Ду и чжи» («Описание неповторимого и странного») Ли Жуна (примерно IX в.), когда вселенная была только что создана, Нюй-ва жила со своим братом (подразумевается Фу-си) в горах Куньлунь. Они решили стать мужем и женой, но устыдились. Тогда брат привел Нюй-ва на вершину Куньлуня и произнес заклинание: «Если небу угодно, чтобы мы поженились, пусть дым устремится столбом ввысь; если нет, — пусть дым рассеется». Дым поднялся столбом.
 
Атрибутом Нюй-ва на древних рельефах является либо тростниковый губной органчик — шэн, изобретение к-рого ей приписывается, либо угольник — символ квадрата, т.е. земли, а также диск луны в руках — символ женского начала — инь (см. Инь–ян). Миф о Нюй-ва послужил основой для рассказа Лу Синя «Починка неба» (сб. «Старые легенды в новой редакции»).
 
Литература:
Рифтин Б.Л. От мифа к роману. Эволюция изображения персонажа в китайской литературе. М., 1979, с. 10–79; Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1965, с. 58–63, 334–336; Вэнь И-до. Шэньхуа юй ши (Мифы и поэзия). Пекин, 1957, с. 3–68; Ян Ли-хуй. Нюй-ва-ды шэньхуа юй синьян (Нюй-ва: мифы и верования). Пекин, 1997; Schafer E.H. The Divine Woman, Dragon Ladies and Rain Maidens in T’ang Literature. Berk.; Los Ang.; L., 1973.
 
Автор: Рифтин Б.Л.
 
Источники:
Лу Синь. Собр. соч. в 4-х тт. М., 1955. Т. 3, с. 180 – 191; Цюй Юань. Стихи. М., 1954, с. 73, 142; Позднеева Л.Д. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. М., 1967, указ.; Древнекитайская философия.  Эпоха Хань. М., 1990, указ.; Чжуан-цзы. Ле-цзы / Пер. В.В.Малявина. М., 1995, с. 337;  Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. I / Пер. Р.В.Вяткина, В.С.Таскина. М., 2001, указ.; Каталог гор и морей (Шань хай цзин) / Пер. Э.М.Яншиной. М., 2004, c. 78.
 
Литература:
Бодде Д. Мифы древнего Китая // Мифологии древнего мира. М., 1977, с. 382 – 385; Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М., 1984, указ.; Юань Кэ. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и преданий). Шанхай, 1985, с. 43 - 44.
 
Сост. библ.: Кобзев А.И.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 538-539.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.