Синология.Ру

Тематический раздел


Тяньтай-цзун

天臺宗 одна из первых буд. школ (см. Буддизм), оформившихся в Китае. Ее основатель — монах Чжи-и (538–597), хотя основы учения были заложены его учителями — Хуй-вэнем и Хуй-сы. Название школы происходит от назв. горы Тяньтайшань на востоке Китая (совр. пров. Чжэцзян), где долгое время жил и проповедовал Чжи-и. Поскольку осн. канонич. текстом школы является «Лотосовая сутра» («Мяо фа лянь хуа цзин» — «Сутра Лотоса благого Закона», санскр. «Саддхарма-пундарика-сутра», сокр. «Фа хуа цзин» — «Сутра цветка Закона»), ее называют также «школой Сутры Лотоса» (фахуа-цзун).
 
Предпочтение, оказываемое школой тяньтай «Лотосовой сутре», тесно связано с доктриной классификации учений (пань цзяо), обосновывающей ее преимущество перед др. школами. Эта доктрина называется «пять периодов — восемь учений» (у ши ба цзяо).
 
Согласно учению о пяти периодах, Будда Шакьямуни после обретения пробуждения пребывал в особой форме предельной сосредоточенности, трансе (самадхи) «морского отражения» (хай ин саньмэй; см. Саньмэй). В этом состоянии сознание Будды, подобно морской глади во время штиля, отражало все объекты, и Будда увидел весь мир как абс. единство бесконечного ума. Свое видение Будда изложил в «Аватамсака-сутре» и проповедовал божествам и бодхисаттвам, но даже для них она оказалась слишком сложной и непонятной. Тогда Будда решил готовить учеников к восприятию истины постепенно и в Бенаресе (Варанаси) стал проповедовать учение о «четырех благородных истинах» и причинно зависимом происхождении (хинаяна). После усвоения этого учения, Будда проповедовал махаянскую теорию сознания (йогачару), а затем — махаянское учение о бессущностности и пустотности дхарм (мадхьямику). И только после того, как ученики были т.о. подготовлены к восприятию высшей истины, Будда проповедовал им «Лотосовую сутру», к-рая и стала итогом его наставлений. Перед самой своей кончиной и окончательным уходом в нирвану (см. Непань) Будда проповедовал еще «Махапаринирвана-сутру», к-рая в школе тяньтай рассматривается как сутра, подтверждающая высшую истинность «Лотосовой сутры».
 
Утверждается, что содержание «Сутры Лотоса» тождественно высшей истине «Аватамсака-сутры», однако по форме «Лотосовая сутра» превосходит последнюю: «Аватамсака-сутра» понятна, да и то с большим трудом, людям только с самым сильным и развитым интеллектом, тогда как «Лотосовая сутра» доступна и понятна как людям наиболее умным и образованным, удовлетворяя их требования, так и простым и невежественным. Следовательно, заключает Чжи-и, именно учение «Лотосовой сутры» является всеобъемлющим, законченным, совершенным, «круглым» (юань).
 
Обычно считается, что учение тяньтай-цзун базируется на мадхьямике Нагарджуны. Однако в действительности оно очень далеко от классич. мадхьямики и представляет собой вариант теории татхагата-гарбхи (кит. жулай цзан). Две важнейшие идеи тяньтай-цзун — доктрина и нянь сань цянь («в одном [акте] сознания — три тысячи [миров]») и концепция «единого ума/сознания» (и синь, санскр. экачитта). Психопрактич. сторона учения школы выражается в доктрине чжи гуань («прекращение и созерцание»), восходящей к раннебуд. практике шаматха випашьяна («успокоение и аналитическое созерцание»), но приобретшей в рамках тяньтай-цзун специфич. формы.
 
И доктрина и нянь сань цянь, и концепция «единого ума/сознания» тесно связаны с космологич. представлениями буддизма, прежде всего, с воззрением, согласно к-рому каждый тип живых существ и его «местопребывание» могут рассматриваться двояко: как особый уровень развертывания сознания и как соответствующий ему мир.
 
Таких миров/типов живых существ (ши) традиция школы тяньтай насчитывает десять. Прежде всего, это шесть миров сансарических существ: миры адов, голодных духов, животных, людей (имеются в виду только «мирские люди», «профаны» — су жэнь, санскр. притхагджана), асуров и божеств. К этим мирам сансары добавляются еще четыре мира «благородных личностей» (сянь, санскр. арья пудгала): мир шраваков, пратьекабудд, бодхисаттв и мир Будды.
 
Каждый из этих миров присутствует в любом другом мире: миры как бы проникают друг в друга, мир адов присутствует в мире Будды (отсюда и весьма оригинальная «гностическая» идея буддизма тяньтай о том, что природе Будды присуще не только добро, но и зло), но и мир Будды присутствует в адах; умножение 10 на 10 дает сто миров. Каждый мир рассматривается еще в трех отношениях, каждое из к-рых тоже получает статус особого мира (ши цзянь): 1) мир существ (рассмотрение каждого мира в аспекте населяющих его существ); 2) мир пяти скандх (рассмотрение каждого мира в психологич. аспекте как уровень развертывания сознания существ); 3) мир-страна (рассмотрение каждого мира как вместилища живых существ).
 
Умножение десяти миров на три дает тридцать миров. Далее следует перемножение уже имевшихся ста миров и полученных тридцати, что и дает число «три тысячи». В этом учении ясно просматривается сущность тяньтай-цзун как результата взаимодействия инд. и собственно кит. традиций, к-рое здесь проявилось через взаимовлияние инд. филос. психологии и кит. комбинаторики и нумерологии, т.е. идеологически значимых операций с математич. или квазиматематическими объектами; нумерология играла очень важную роль в традиц. кит. философии.
 
Все три тысячи миров существуют не только объективно и не только как содержание сознаний живых существ, но все они равным образом опираются на абс. «единый ум/сознание» (и синь). Концепция и синь теснейшим образом связана с тяньтайской доктриной «Вечного Будды».
 
В «Лотосовой сутре» Будда говорит, что только глупцы отождествляют его с Сиддхартхой Гаутамой, обретшим пробуждение под Древом Бодхи: Будда пробужден извечно, он никогда не рождается и никогда не умирает. Основатели тяньтай-цзун сделали из этих высказываний вывод, что Будда есть истинная сущность, подлинная реальность как всей Вселенной в целом, так и каждого существа в отдельности, — все наделено изначально просветленной природой Будды (фо син). Этот тезис школы тяньтай отличает ее от всех других школ кит. (и не только китайского) буддизма. Тяньтай-цзун утверждает, что природой Будды наделены не только живые существа (сантана, «психические континуумы»), но и вещи, «неживая природа» (асантана, «не-континуумы»), другие же школы считают только живые существа обладателями природы Будды, тогда как «неживая природа» выступает лишь их коррелятом. Следует отметить, что этот своеобразный тяньтайский пантеизм оказал огромное влияние на искусство Дальнего Востока, особенно на поэзию и живопись Китая и Японии, пронизанных переживанием образов природы как многообразных явлений единого Абсолюта.
 
В учении тяньтай-цзун в полной мере проявился субстанциализм кит. буддизма, граничащий с элементами панпсихизма и пантеизма.
 
Еще один аспект учения школы тяньтай — ее теория трех истин (сань ди; см. Сань ди юань жун). По форме она восходит к теории двух истин Нагарджуны, однако по сути радикально отличается от последней, хотя определенная преемственность идей, конечно, сохраняется.
 
Первая истина гласит, что, поскольку любое явление причинно обусловлено, оно лишено самобытия и фактически бессущностно, будучи своего рода проявлением той совокупности причин и условий, к-рые ее породили. Эта «истина пустоты» (кун ди) в целом соответствует учению Нагарджуны.
 
Вторая истина называется «истиной о ложном», или «условной истиной» (цзя ди). Она сводится к тому, что все явления лишены истинной сущности, неизменной и постоянной основы и поэтому подобны иллюзорным образам или порождениям фантазии (хуань, хуа).
 
Третья истина называется «истиной срединного пути» (чжун дао ди), т.е. пути между двумя крайними точками зрения. Она заключается в том, что в действительности все явления наделены одной и той же «дхармовой природой» (фа син), не рождаются и не гибнут, будучи вечными проявлениями вечного будды.
 
По существу, истиной в строгом смысле слова школа тяньтай считает только третью истину, тогда как первые две представляют собой лишь следствие неполного или неадекватного познания реальности. Др. словами, если мы будем рассматривать явления вне целостного миропонимания и без знания о тождестве чувственного мира и «единого ума будды», то с неизбежностью придем к первым двум ограниченным точкам зрения. Теория «единого ума/сознания» восстанавливает мир в его реальности, утверждая его тождественность с абсолютно пробужденным «умом Будды» и совершая в рамках буд. мировоззрения своеобразное «оправдание бытия».
 
В теории трех истин опять-таки присутствует результат взаимодействия фундаментальных для махаянского буддизма учений о тождестве сансары (кит. лунь хуй) и нирваны и об относительной и абс. истинах с традиц. натуралистической и космологической направленностью филос. мысли Китая.
 
Психопрактика школы тяньтай прежде всего раскрывается в трактате «Мо хэ чжи гуань» («Маха шаматха випашьяна») — «Великий трактат о прекращении волнения сознания и аналитическом созерцании». В этом тексте утверждается, что методы созерцания были унаследованы школой тяньтай благодаря тайной устной передаче двух методов йоги: метода «золотого устного наставления», передаваемого от Будды Шакьямуни, и «метода нынешнего учителя», передаваемого от Нагарджуны.
 
Изложение основ психопрактики сопровождается в трактате Чжи-и детальным анализом всех положений тяньтайского учения и категорий философии данной школы.
 
Школа тяньтай процветала в Китае до сер. IX в., после чего постепенно пришла в упадок, пережив период краткого возрождения в XI–XII вв. В нач. IX в. япон. монах Сайтё (767–822) начал распространять учение тяньтай (япон. тэндай) в Японии, где в IX–XII вв. оно получило широкое распространение и гос. поддержку. В XIII в. из тэндай выделилась школа монаха Нитирэна (1222–1282), делавшая особый упор на почитание «Сутры Лотоса» и повторение ее названия (по-япон. — Намо мёхо рэнгэ кё — Поклонение «Сутре Лотоса сокровенного Учения»). Эта молитва заменила всю сложную созерцательную практику шаматхи и випашьяны школы тяньтай. В остальном школа нитирэн-сю разделяет положения тэндайского учения, считая его наивысшим учением Единой Колесницы. В наст. время школа нитирэн-сю — одна из самых распространенных буд. школ Японии. Собственно школа тэндай также остается достаточно влиятельной. Ей принадлежат многочисленные монастыри, храмы, центры, благотворительные фонды и ун-ты.
 
Определенное распространение, хотя и незначительное, школа тяньтай имела в Корее и Вьетнаме.
 
Автор: Торчинов Е.А. 
 
Тяньтай-цзун отличается разработанностью и систематизированностью догматики. Акцент на рациональном постижении сути буд. учения обусловил развитие категориального аппарата и большое внимание к толкованию догматов. Практически все они изложены в «Тяньтай сань да бу», записанных Чжан-анем, учеником Чжи-и.
 
В основе доктринального комплекса тяньтай-цзун лежит учение и нянь сань цянь («одно [мгновение] мысли — три тысячи»). «Три тысячи» — число проявлений десяти «миров дхармы». «Миры» — физич. и психич. состояния, к-рые способны переживать живые существа. Все «миры» взаимопроникаемы и наличествуют во всем сущем — и в том, что воспринимается как живое, и в том, что считается неживым. Целью религ. практики в тяньтай-цзун считалась реализация в человеке «мира будд» и подавление других «миров».
 
Сущность «просветления» для спасения живого существа от всех зол мира разъясняет доктрина чжи гуань (варианты пер. — «прекращение [неведения] и постижение [истинного вида всех дел и вещей]», «самопрекращение и самопостижение»). Чжи-и выделил пять этапов постижения этой доктрины:1) фа синь («пробуждение сердца [к стремлению достичь просветления]»);2) сю син («овладение действием [согласно правилу]»); 3) гань го («ощущение плода», т.е. результата познания «великого смысла» чжи гуань и «овладения действием»); 4) ле ван («разрыв сети [страстей и заблуждений]»); 5) гуй гу («возвращение к месту») — постижение того, что в конце пути ждет нирвана (см. Непань).
 
Фундаментальный принцип тяньтай-цзун, предусматривающий возможность спасения для всех живых существ, т.е. выявление в них «природы будды», нашел выражение в выделении «трех видов чжи гуань» (сань чжун чжи гуань). В качестве критерия при определении вида чжи гуань берется уровень «ментальных способностей» (цзи [1]) адепта к восприятию Закона Будды (впоследствии цзи [1] становится важнейшей категорией буд. психологии).
 
Первый вид чжи гуань — «постепенное» (цзянь цы) следование от «мелкого» к «глубокому». Этот метод предусматривает прохождение ряда ступеней от регулирования поведения на психич. уровне посредством заповедей и подготовки к медитативной практике до «сострадания к другим» на стадии архата, затем до стадии бодхисаттвы, помогающего спасаться другим, и достижения пути «вечного существования» (чан чжу). Т.о., осуществляется принцип «сначала — прекращение, потом — постижение». Второй вид чжи гуань — «неопределенное» (бу дин) — позволяет избежать прохождения всей цепи этапов от «мелкого» к «глубокому», применяя в зависимости от обстоятельств ту или иную доктрину без объяснения предваряющих ее доктрин. Третий вид чжи гуань — «совершенное и внезапное» (юань дунь) — заключается во «внезапном просветлении». В выделении «трех видов чжи гуань» проявилось стремление создателя доктринальной основы тяньтай-цзун объединить в ее рамках все буд. учения, представив их в качестве компонентов общей системы.
 
По материалам Игнатовича А.Н. 
 
Источники:
Чжань-жань. Десять врат недвойственности / Пер. и примеч. К.Ю.Солонина / ПВ. Вып. 8. СПб., 1996, с. 58 – 87; Сутра о Бесчисленных Значениях. Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы. Сутра о Постижении Деяний и Дхармы  Бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость / Пер. А.И.Игнатовича. М., 1998;Религии Китая: Хрестоматия. СПб., 2001, с. 267 – 306; Игнатович А.Н. Школа нитирэн. М., 2002; Чжи-и/Тиги. Мохэ чжи гуань/Мака сикан (Великое самопрекращение и самопостижение). Т. 1–2. Токио, 1975; A Source Book in Chinese Philosophy / Tr., comp. by Chan Wing-tsit. Princeton, L., 1963, p. 396 – 405.
 
Литература:
Игнато­вич А.Н. Тяньтайская доктрина «чжи гуань» (общая характеристика) // XIV НК ОГК. Ч. 1. М., 1983; Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994, с. 333 – 334;  Солонин К.Ю. Учение Тяньтай о недвойственности // ПВ. Вып. 8. СПб., 1996, с. 41 – 57; Розенберг О.О. О миросозерцании современного буддизма на Дальнем Востоке. Пг., 1919; он же. Труды по буддизму. М., 1991; ТорчиновЕ.А. Введение в буддологию. СПб., 2000, с. 186 – 190; ФаньВэнь-лань. Тан дай фоцзяо (Буддизм эпохи Тан). Пекин, 1979; Чжунго фоцзяо (Китайский буддизм). Шанхай, 1989, Т. 1, с. 273 – 278, Т. 2, с. 91 – 98, 219 – 221; Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. Новосиб., 1995;  Ch’en K. Buddhism in China: A Historical Survey. Princ., 1964; Hurvitz L. Chih-I (538 – 597)/ An Introduction into the Life and Ideas of Chinese Buddhist Mouk. Bridges, 1963; Magnin P. La Vie et l`œuvre de Huisi (515 – 577): Les origins de la secte bouddhique chinoise du Tiantai. P., 1979.
 
Сост. библ.: Кобзев А.И.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 445-448.

Авторы: ,
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.