Синология.Ру

Тематический раздел


Бао-цзюань

寶卷 Пример бао-цзюаньПример бао-цзюань букв. «драгоценные свитки». Название жанра песенно-повествовательной популярной литературы проповеднического, морально-дидактического и фольклорного характера. Истоки бао-цзюань восходят к популярным произведениям бянь-вэнь  эпохи Тан (618–907) на сюжеты буд. сутр. Самый ранний известный ныне бао-цзюань издан в 1290 в Янь (совр. Пекин); в тексте указана дата его первого издания, выполненного в 1212. Уже этому бао-цзюань присущ синкретический характер: сочетание проповеди буддийских, даосских, конфуцианских идей и народных верований. С XVI в. в бао-цзюань излагались гл. обр. вероучения тайных религ. сект (се цзяо), а также пересказывались буддийские и даосские легенды, народные предания. Наряду с этим появились сочинения назидательные, на темы добродетели, избавления от круговорота перевоплощений (лунь хуй), тематически и функционально близкие жанру популярной буддийской литературы шань-шу («книги добра»).
 
Вместе с тем бао-цзюань XIX–XX вв. — это мирские соч. преимущественно развлекательного характера. Распространение бао-цзюань связано с развитием в XVI–XVII вв. движения тайных обществ и религ. сект (см. Байлянь-цзяо), наставники и проповедники к-рых создавали соч., исполняемые во время ритуальных служб, религ. собраний и праздников. И в наст. время бао-цзюань исполняются во время религ. праздников и служб в храмах либо в частных домах. В XIX в. меры имп. пр-ва по искоренению тайных обществ и сект привели к запрещению и массовому уничтожению бао-цзюань.
 
Бао-цзюань представляют собой соч. крупной формы, тексты к-рых состоят из прозаических и метрических частей. Осн. тематика бао-цзюань — назидательные рассказы о жизни, делах и страданиях буд. бодхисаттв, святых, «бессмертных» (сянь [1], см. Сянь-сюэ), о цепи перевоплощений, завершившейся превращением в божество; о нисхождении будд и «бессмертных» на землю (их воплощениями объявляются основатели сект); о скитаниях души в аду (повод для призыва к добродетели). Для бао-цзюань характерно смешение реального и нереального мира живых и царства мертвых, буд. и даос. картин мироздания.
 
На рубеже XIX–XX вв. появились бао-цзюань на сюжеты о запутанных судебных делах, ложных обвинениях и т.п., на сюжеты романов, пьес, а позже — киносценариев и газетных публикаций. Бао-цзюань содержат ценный материал по идеологии тайных обществ, религ. сект, нар. верований, взаимодействию книжной и нар. культуры.
 
Источники:
Баоцзюань о Пу-мине. Факсимиле / Изд. текста, пер. с кит., исслед. и коммент. Э.С. Стуловой. М., 1979.
 
Литература:
Рифтин Б.Л. Сказание о Великой стене и проблема жанра в китайском фольклоре. М., 1961.
 
По материалам Э.С. Стуловой

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 374-375.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.