Синология.Ру

Тематический раздел


Ван Ань-ши

王安石, Ван Ань-шиВан Ань-шиВан Цзе-фу, Ван Бань-шань. 1021, Линьчуань пров. Цзянси, — 1086, Цзянин (совр. Нанкин). Выдающийся кит. социальный реформатор, гос. деятель, философ-конфуцианец (см. Конфуцианство), литератор и филолог. Родился в семье мелкого чиновника, уже в 1042 получил высшую ученую степень цзинь ши, дважды занимал пост канцлера (цзай сян), имел титул Цзинского князя (Цзин-гун). В 1069–1076 проводил реформы, направленные на усиление контроля гос-ва над экономикой и обществ. жизнью: натуральные и трудовые повинности заменялись денежным налогом; вводились централизованное регулирование цен и гос. ссуды под залог будущего урожая; сельское население сводилось в иерархию численно упорядоченных объединений, связанных круговой порукой и ополченческими обязанностями (система бао цзя). Данные мероприятия, обосновывавшиеся благом народа (минь) и имевшие целью ограничение влияния чиновной знати и крупных землевладельцев, в то же время вели к монополизации гос-вом ключевых сфер торговли и ремесленного производства, подавлению их частных форм. Деятельность Ван Ань-ши вызывала сопротивление многих видных его современников, среди к-рых были крупнейшие представители кит. культуры — Оуян Сю, Сыма Гуан, Су Ши, Шао Юн, Чэн Хао, Чэн И и др. Эта борьба получила широкое и разноречивое отражение как в идеологич., так и в художеств. лит-ре Китая.

Будучи в основе конф., в частности ориентированной на утопич. идеал системы «колодезных полей» (цзин тянь), социально-политич. программа Ван Ань-ши включала в себя утилитаристские принципы легизма: опору на законы (фа [1]), в особенности карательные («суровые наказания за малые проступки»), поощрение воинской доблести (у [2]; cм. Вэнь), отказ от признания абс. приоритета «древности» (гу [2]) над современностью. Теоретически обосновывая свою программу (предполагавшую также усиление практич. направленности системы образования и гос. экзаменов), Ван Ань-ши создал «новое учение» (синь сюэ), основанное на оригинальной интерпретации трех конф. канонов — «Ши цзина», «Шу цзина» и «Чжоу ли», последний из к-рых в области социально-политич. идеологии он ставил выше предпочитавшейся тогда конфуцианцами канонич. летописи «Чунь цю». Из соответствующих экзегетических произведений Ван Ань-ши сохранился лишь трактат «Чжоу гуань синь и» («Новый смысл чжоуского управления»), посвященный «Чжоу ли». В области онтологии вместо сложной комбинаторики 64 гуа [2] «Чжоу и» Ван Ань-ши стремился использовать более простую схему «пяти элементов» (у син), содержавшуюся в «Хун фане», что отражено в его гл. филос. сочинении — комментарии к этому тексту («Хун фань чжуань»). Интерес Ван Ань-ши к даосизму, проявившийся в создании комментария (чжу [2]) к «Дао дэ цзину» (сохранились фрагменты) и сочувственного эссе о Чжуан Чжоу, послужил для Чжу Си (XII в.) поводом к упрекам Ван Ань-ши в подверженности даос. влиянию. Интерпретируя «Дао дэ цзин», Ван Ань-ши трактовал дао как общемировую субстанцию, «телесную сущность» (ти [1], см. Ти - юн ) к-рой составляет покоящаяся «изначальная пневма» (юань ци), а «проявление» (юн [2]) — движущаяся всенаполняющая (чуя) «пневма» (ци [1]). «Покой» (цзин [2]) — «господин движения» (дуя [1], см. Дун - цзин), высшей закономерностью к-рого является «предопределение» (мин [1]). В мире движущихся и постоянно изменяющихся вещей все проникнуто парами противоположностей (оу дуй) по модели инь - ян и подчинено бесконечным взаимопорождениям и взаимопреодолениям «пяти элементов», к-рые конкретизировались Ван Ань-ши в 12 категориях: времена, места, материалы, пневмы, [индивидуальные] природы (син [1]), [телесные] формы (син [2]), дела (ши [3]; см. Вэй [1]), чувства (цин [2]), цвета, звуки, запахи, вкусы. «Дух» (шэнь [1]) способен отрешиться от этой расчлененности и вернуться к изначальному «покою», хотя он и производен от «телесной формы»: он «рождается от [индивидуальной] природы, [индивидуальная] природа — от подлинности (“искренности” — чэн [1]), подлинность — от сердца (синь [1])». Ван Ань-ши считал, что «[индивидуальная] природа» человека нейтральна по отношению к категориям «добра» и «зла», к-рые приложимы лишь к ее деятельному проявлению — «чувствам». Отсюда он выводил возможность активного педагогич., юридич., экономич. и политич. воздействия на людей и изменения их привычек, обусловленных «чувствами».
 
Эксперименты Ван Ань-ши были прекращены после его отставки, но его социально-политич. взгляды продолжали оказывать существенное влияние на многих средневековых кит. мыслителей, в т.ч. на Ван Ян-мина (XV-XVI вв.), а в кон. XIX — нач. XX в. — на реформаторов нового типа Кан Ю-вэя, Лян Ци-чао и др. Модернизированный вариант идеологич. аргументации Ван Ань-ши — тезис об «огосударствлении» основных сфер экономич. и обществ. жизни для ограничения частного «произвола» и во имя блага народа, интересы к-рого неотделимы от интересов надклассового общества — гос-ва, присутствует в доктринах ряда политич. течений Китая XX в., прежде всего Гоминьдана и Гос. социалистической партии. Однако распространенные в лит-ре оценки Ван Ань-ши как этатиста-социалиста, провозвестника гос. капитализма исторически некорректны.

Источники:
Линьчуань сяньшэн вэнь цзи (Собрание литературных творений учителя из Линьчуани). Шанхай, 1959; Baн Вэнь-гун цюань цзи (Полное собрание сочинений Вана, князя Культуры). Пекин, 1962; Рассуждения о ритуале и музыке / Пер. А.Б. Калкаевой // Человек и духовная культура Востока. Вып. 1. М., 2003. С. 143–154.

Литература:
Иванов А.И. Ван Аньши и его реформы. XI в. СПб., 1909; Калкаева А.Б. Связь этики и онтологии в философии Ван Ань-ши // Человек и духовная культура Востока. Вып. 1. С. 83–104; Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 33–34; Лапина З.Г. Политическая борьба в средневековом Китае (40–70-е гг. XI в.). М., 1970; Позднеева Л.Д. Китайский преобразователь XI в. в современном ему памфлете // ВМУ. Востоковедение. 1970. № 1; Хоу Вай-лу, Цю Хань-шэн. Вэйучжуичжэ Ван Ань-ши (Материалист Ван Ань-ши) // Лиши яньцзю. 1958. № 10; Liu T.C.J. Reform in Sung China. Wang An-shih. (1021–1086), and His New Policies. Camb., 1959; Wang An-shih. Practical Reformer? / Ed. by J. Meskill. Boston, 1963; Willamson H.R. Wang An-shih, a Stateman and Educationalist of the Sung Dynasty. Vol. 1–2. L., 1935–1937.

Автор: Кобзев А.И.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 166-167.

Ван Ань-ши  – Ван Ань-шиВан Ань-шивыдающийся гос. деятель, реформатор, поэт, прозаик, философ. Яркая, неординарная личность, оценка его роли в кит. истории по сей день вызывает горячие дискуссии. Поражал современников исключительной эру­дицией и феноменальной памятью. Род. в семье мелкого чиновника. В 1042 сдал экзамены на высшую ученую степень цзиньши, после чего начался стре­мительный взлет его карьеры. В 1058 подал доклад императору, где предлагал начать реформы в стране. В 1067 стал академиком имп. академии Ханьлинь. Взошедший на престол в 1068 Шэнь-цзун (на троне 1068-1086) столкнулся с необходимостью серьезных преобразований в стране и стал при­ближать к себе приверженцев реформ. В 1069 Ван Ань-ши назначен первым министром (цзайсян). В 1069-1076 проводил реформы, направленные на увеличение доходов казны, ограничение сферы интересов частного собствен­ника и всестороннее укрепление гос-ва. Их можно разделить на финансовые, военные, земельные, судебные, администр. реформы и реформы системы об­разования. Из-за бурного протеста против реформ среди высокопоставлен­ных чиновников и придворных интриг был вынужден в 1074 подать в отставку, однако в 1075 вновь назначен на пост цзайсяна. Окончательный уход Ван Ань-ши с этого поста в 1076 ознаменовал собой полное поражение реформаторов. Последние годы жизни провел в своей усадьбе в горах на окраине Цзяннина, посвятив себя поэтич. тв-ву и беседам с буд. монахами. Именно на склоне жизни заиграл всеми гранями лит. талант этого незаурядного человека: поэтич. произведения, написанные в 1076-1086, вошли в золотой фонд кит. лит-ры.
 
В дошедшем до нас «Линьчуань сяньшэн вэньцзи» («Собрание сочинений учителя из Линьчуани») содержатся разнообразные по характеру произв.: доклады императору, письма, комментарии к классикам, эпитафии и стихи. Более всего Ван Ань-ши прославился в истории кит. лит-ры как выдающийся мастер прозы. Один из «восьми великих авторов Тан и Сун» наряду с Хань Юем (768-824), Лю Цзун-юанем, Оуян Сю, Су Ши, Су Сюнем (1009-1066), Су Чэ и Цзэн Гуном (1019-1083).
 
Среди прозаич. произведений широкую известность получил доклад импе­ратору «Вань янь шу» («Доклад в десять тысяч слов», 1058), гл. положения к-рого легли в основу реформаторской программы. Сохранилось 94 доклада (бяо), представленные Ван Ань-ши императору по определенным вопросам. Традиционно входят в кит. хрестоматии «Ян Мо лунь» («Рассуждение о Ян [Чжу] и Мо [Ди]»), «Ю Баочаньшань цзи» («Описание путешествия на гору Баочаньшань») и «Да Сыма цзянь и шу» («Отвечаю Сыма Гуану»), где автор анализирует обвинения, выдвинутые против него изв. гос. деятелем Сыма Гуаном (1019-1086), и отстаивает свои политич. принципы. Письма (шу [4]) вообще широко представлены в наследии Ван Ань-ши и отличаются лаконичностью и изящностью стиля, логичностью и исключительной силой убеждения. Среди комментариев к классич. книгам, составленных Ван Ань-ши, наиб. известны комментарии к «Ши цзину», «Шу цзину» и «Чжоу ли», получившие назв. «Сань цзин синь и» («Новая сущность трех канонов»).
 
Сохранилось ок. 1300 его стихотв. в жанре ши, среди к-рых ок. 900 — «устав­ные стихи» (люйши), подчинявшиеся строгим законам чередования ровного и модулирующих тонов (см. Тон). «Стихов в древнем стиле» (гу ти ши), где закон чередования тонов игнорировался или соблюдался в небольшой степени, более 300.
 
Ван Ань-ши создал также 29 стихотв. в жанре цы, наиболее известные — цы на ист. тему «Цзиньлин хуай гу» («В Цзиньлине думаю о древнем») на мотив «Гуйчжисян» («Аромат коричного дерева»). Был одним из первых авторов, рас­ширивших тематику цы, оказавшись предвестником Су Ши и Синь Ци-цзи.
 
В тв-ве Ван Ань-ши можно выделить два этапа — стихи, написанные в период службы, и стихи, созданные на покое. В ранний период отдавал предпочтение стихам в древнем стиле или уставным стихам крупной формы. Немало произв., написанных в период службы в провинции, выражают сочувствие народу, тревогу за будущее об-ва. В стихотв. «Хэбэй минь» («Народ Хэбэя») он пишет о том, как власти вымогают дополнительные налоги с крестьян пров. Хэбэй, граничившей с киданьским гос-вом Ляо (916-1125) и тангутским Си Ся (1032-1227), под предлогом уплаты дани сев. соседям.
 
Ранние стихи Ван Ань-ши обладают яркой политич. окраской и могут слу­жить источником изучения его политич. взглядов, его идеалов гос. деятеля. Таково стихотв. «Шан Ян», посвященное знаменитому гос. деятелю, одному из основоположников легизма Гунсунь Яну (390-338 до н.э.; см. Шан Ян), где он не просто преклоняется перед личностью своего героя, но и воспе­вает его методы управления народом. Известно, что Ван Ань-ши использовал мн. положения доктрины Шан Яна в своей реформаторской программе (прежде всего тезис о важности закона в управлении гос-вом и о суровости наказаний даже за мелкие проступки). О большом интересе Ван Ань-ши к те­ме ист. личностей свидетельствуют сами назв. его стихов — «Чжан Лян», «Сыма Цянь», «Кун-цзы», «Цинь Ши-хуан».
 
В последние годы жизни поэт почти не создает стихотворений с изложением своих политич. взглядов — они уступают место филос. размышлениям и пей­зажной лирике. Он живет тихой, размеренной жизнью на лоне природы, пишет много коротких стихов в жанре ши. Свои переживания, связанные с вынужденным уходом от обществ. жизни, психологич. состояние, филос. восприятие мира Ван Ань-ши удалось передать в емких и выразительных чет­веростишиях (цзюэцзюй). Такие стихотворения, как, напр., «Цзян шан» («На реке»), по праву можно отнести к шедеврам его поэзии. Тонкое мастерство в изображении природы, всегда свойственное Ван Ань-ши, в последние годы приобретает еще большую изысканность и утонченность. Стихи этих лет полны раздумий о жизни и судьбе, о преходящем и вечном в земном сущест­вовании. Горькие размышления о мимолетности жизни передаются в образах облетевших цветов («Бэй бэй син хуа» — «Цветы абрикоса на северном берегу озера»).
 
Многие стихи проникнуты настроениями, свойственными лирике Тао Юань-мина; вино и цветы — постоянные темы его поэзии последних лет. В таких произв., как цы на мотивы «Хуаньсиша» и «Пусамань», жизнь на лоне природы противопоставляется суете, бремени забот чиновника (образ мха как символа всеразрушающего времени характерен для его поэзии). В эти годы Ван Ань-ши увлекся чань-буддизмом (см. Чань-цзун) и создал ряд стихотв., насыщенных буд. терминологией (цы на мотивы «Ван Цзяннань» — «Смотрю на Цзяннань»; «Наньсянцзы»). Взгляды Ван Ань-ши носили во многом синкретич. характер, что делало возможным трактов­ку в рамках одного цикла и даос., и буд. идей («Лян син» — «Два иноска­зания»). Последний период жизни считается расцветом его тв-ва, а четве­ростишия — жемчужиной его поэзии.
 
Исключительная образованность Ван Ань-ши способствовала широкому использованию в его произведениях реминисценций и ист. намеков. Вместе с тем его стихи отличаются ясностью, простотой языка и изящностью стиля, что сделало их хрестоматийно известными. Большое влияние на него оказали танские поэты, особенно Ду Фу и Ван Вэй. Несмотря на резко негативную оценку его преобразований в традиц. кит. историографии, его лит. талант ни­когда не оспаривался. Он был признан выдающимся поэтом еще при жизни, и его стиль вызвал множество подражаний как у современников, так и у поэ­тов последующих поколений.
 
Источники:
Линьчуань сяньшэн вэньцзи (Собр. произведений учителя из Линьчуани). Пекин, 1959; Ван Цзин-гун ши чжу пу цзянь (Стихи Ван Цзин-гуна с комментариями). Чэнду, 2000; Ван Ань-ши. [Стихи] // Поэзия эпохи Сун. М., 1959, с. 103-115; Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии. М., 1977, с. 338-340; Литература Востока в средние века: тексты / Под ред. Н.М. Сазановой. М., 1996, с. 367-369; Облачная обитель. Поэзия эпохи Сун (X-XIII вв.). СПб., 2000, с. 47-53; Печали и радости. Двенадцать поэтов эпохи Сун. Пер. с кит. / Сост. Е.А. Серебряков и Г.Б. Ярославцев. М., 2000; Ван Аньши Рассуждение о ритуале и музыке / Пер. и коммент. А.Б. Калкаевой // ИБ. 2000, № 3, с. 117-126.
 
Литература:
Иванов А.И. Ван Ань ши и его реформы. XI в. СПб., 1909; Коробова А.Н.Поэтическое творчество Ван Ань-ши (1021-1086) // X научная конференция «Философии Восточно-Азиат­ского региона и современная цивилизация», М., 2005; Лапина З.Г. По­литическая борьба в средневековом Китае (40-70-е годы XI в.). М., 1970; Позднеева Л.Д«Китайский преобразователь XI века» в современ­ном ему памфлете // ВМУ. Сер.: Востоковедение. 1970, № 1, с. 65-74; Серебряков Е.А. Поэтические произведения Ван Ань-ши (1021-1086) в жанре цы // УЗ ЛГУ. 1980, № 403, вып. 23: Востоковедение, 7; УЧжи- да. К исследованию поэзии Ван Ань-ши // Вэнь шичжэ. Цзинань,1957. № 12, с. 18-26; Цай Шан-сян. Ван Цзин-гун няньпу каолюэ (Критиче­ское исследование биографии Ван Цзин-гуна). Шанхай, 1959; Чжао И. Ван ба и ли. Бэй Сун Ван Ань-ши гайгэ пипин (Достоинства и не­достатки династии. Критика реформ Ван Ань-ши [династии] Северная Сун). Нанкин, 2000; Williamson H.R. Wang An-shih, a Statesman and Educationalist of the Sung Dynasty. Vol. 1-2. L., 1935-1937.
 
Автор: Коробова А.Н.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 3. Литература. Язык и письменность / ред. М.Л.Титаренко и др. – 2008. – 855 с. С. 231-233.

Авторы: ,
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.