Синология.Ру

Тематический раздел


Ци 1

пневма, эфир, атмосфера, газ, воздух, дыхание, дух, нрав, темперамент, энергия, жизненная сила, материя. Одна из основополагающих и наиболее специфичных категорий кит. философии, выражающая идею континуальной, динамич., пространственно-временной, духовно-материальной и витально-энергетич. субстанции. Этимологич. значение — «пар над варящимся [жертвенным] рисом». Стандартную терминологич. оппозицию ци [1] составляет ли [1] (принцип). Предельно общее понятие ци [1] конкретизируется на трех гл. смысловых уровнях: космологич., антропологич. и психологич. В первом случае ци [1] — универсальная субстанция Вселенной; во втором – связанный с кровооб-ращением наполнитель человеч. тела (аналог «жизненных» или «животных духов» европ. философии), способный утончаться до состояний «семенной души» (цзин [3]) и «духа» (шэнь [1]); в третьем — проявление психич. центра, «сердца» (синь [1]), управляемое волей (чжи [3]) и управляющее чувствами (цин [2]). Общепризнанным в кит. философии было представление о ци [1] как бескачественном первовеществе, из к-рого состояла Вселенная в исходной фазе своего развития, называемой «хаосом» (хунь дунь), «Великим пределом» (тай цзи), «Великим единым» (тай и), «Великим началом» (тай чу) или «Великой пустотой» (тай сюй). Начальные формы дифференциации этого вещества — инь–ян и «пять элементов» (у син).

Филос. категорией термин ци [1] стал в IV в. до н.э. в таких классич. памятниках, как «Гуань-цзы», «Мэн-цзы» (см. Мэн-цзы), «Чжуан-цзы» (см. Чжуан-цзы) и др. Хронологически первым, видимо, можно считать упоминание ци [1] в «Го юй» (V в. до н.э.), где оно отнесено к VIII в. до н.э.: Бо Ян-фу, сановник царства Чжоу, объяснял землетрясение нарушением порядка взаимодействия ци [1] неба и земли. Единым субстанциальным началом, «пронизывающим тьму вещей», ци [1] предстает в «Дао дэ цзине» (IV в. до н.э.). Положение о преобразовании ци [1] в конкретные объекты вследствие сгущения и разрежения, ставшее общепринятым в кит. классич. философии, впервые прозвучало в «Чжуан-цзы», где указанные процессы применительно к ци [1] осмыслялись как синонимы жизни и смерти. Там же обозначена связь сгущения и разрежения, подъема и опускания «пневменных» субстанций с психоэмоциональной сферой. В «Цзо чжуани» (IV в. до н.э.) человеч. эмоции и «вкусы» (горечь, сладость и т.п.) объявляются порождением, а «воля» — воплощением ци [1]. Духовная сущность «пневмы»-ци [1] обозначена в «Гуань-цзы» термином лин ци — одухотворенная пневма, духовное начало, ум, божественная сила. Она присутствует в «сердце» — сознании и в целом психике человека (ср. наименование «сердца» в «Чжуан-цзы»: «вмести-лище духовности/души» — лин фу), способна спонтанно «приходить и уходить», ей присуща диалектич. атрибутика дао — такая «малость», что в ней «нет ничего внутреннего», и одновременно такая «великость», что для нее «нет ничего внешнего» («Гуань-цзы», гл. 49 «Нэй е» — «Внутренняя деятельность»).

В «Си цы чжуани» (IV в. до н.э.; см. «Чжоу и») ци [1] соединено с понятием цзин [3] (семя, семенная душа, духовное семя, эссенция), выражающим в «Дао дэ цзине» порождающую потенцию дао, а в «Гуань-цзы» — порождающе-животворящее (шэн [2]) начало всех вещей: «эссенциальная/семенная пневма (цзин ци) образует вещи» благодаря тому, что «мужское и женское [начала] связывают семя». Содержащиеся в «Си цы чжуани» высказывания о цзин [3] как обозначении разумного начала корреспондируют с пассажами из «Гуань-цзы», где цзин ци фактически отождествляется с «духом» (шэнь [1]) как психич. началом. В «Мэн-цзы» представлено положение о единении телесного и духовного («мысле-волевого» — и [3]) ци [1] в «сосредоточенности на должной справедливости (и [1])», что рассматривалось как выражение безбрежности мировой «пневмы».

В «Хэ Гуань-цзы» (IV в. до н.э.?) или у Дун Чжун-шу (II в. до н.э.) введено понятие «изначальная пневма» (юань ци), из к-рой «образуются Небо и Земля». Дун Чжун-шу отождествил «изначальную пневму» с качествами, полученными человеком от родителей и с общемировой субстанцией. В «Хуайнань-цзы» (II в. до н.э.) ци [1] рассматривается в космологич. и антропологич. плане как одно из порождающих начал наряду с «духом» и «семенем» и одновременно объединяющее их — «то, что наполняет все сущее».

Ван Чун (I в.) интерпретировал воплощенное в ци [1] духовное начало — шэнь ци как «утончение» цзин ци, а сгущение и разрежение «пневмы» сравнил с образованием льда и его таянием: человек порождается «духовной пневмой» (сгущение) и возвращается в нее со смертью (разрежение). Понятие шэнь ци у Ван Чуна м.б. истолковано как синоним «изначальной пневмы», в к-рой «отсутствует разделение [на мутное и чистое]». Ван Су (III в.) отождествил «изначальную пневму» с «Великим единым» (тай и) — состоянием, предшествующим формированию мира в космогонич. схеме «Ле-цзы» (IV в. до н.э.), а даос Чэн Сюань-ин (VII в.) — с «Великим началом» (тай чу) космогенеза. Чжан Цзай (XI в.) связал ци [1] с понятиями у цзи («беспредельное» или «предел отсутствия/небытия»; см. Тай цзи) и тай сюй («Великая пустота»), акцентировав неуничтожимость «пневмы», сгущение и разрежение к-рой реализуется в мировых изменениях и превращениях (бянь хуа), образующих преходящие «формы» (син [2]) и «образы» (сян [1]).

Особое значение термин ци [1] приобрел в неоконфуцианстве, гл. проблемой к-рого стало выяснение соотношения двух начал: материалообразующего, динамичного, континуального, чувственного и морально индифферентного ци [1] со структурообразующим, дискретным, статичным, рациональным и морально окрашенным «принципом» (ли [1]). Чэн И (XI в.) в отличие от Чжан Цзая постулировал возможность уничтожения ци [1] с разрушением «принципов». Чжу Си (XII в.) отстаивал вечность существования «принципов», с к-рыми неразрывно связано ци [1].

Ван Ян-мин (XV–XVI вв.) трактовал ли [1] и ци [1] как нерасчленимое единство, а ци [1], «дух» и «семя» как «одну вещь»: «Распространяющаяся активность — это пневма, сгущенное скопление — это семя, а чудесное/утонченное применение — это дух». Выражение этого единства Ван Ян-мин находил в «благосмыслии» (лян чжи) — врожденной способности к благу и интуитивном знании его. Ван Фу-чжи (XVII в.) усматривал в концентрации и рассеивании ци [1] причины «видимости» или «невидимости» чего-либо, позволяющие говорить о «наличии/бытии» (ю; см. Ю-у), «форме» (син [2]) либо об «отсутствии/небытии» (у [2]; см. Ю-у) , «неоформленности». Янь Фу (XIX в.) объяснял зап. термин «эфир» (итай) как «имя самого чистого ци [1]». Фэн Ю-лань (XX в.) отождествил ци [1] с платоновско-аристотелевой материей, предполагающей полное отсутствие форм, т.е. коррелятивных ци [1] «принципов» (ли [1]), или «беспредельным» (у цзи) «ничто», равнозначным «пределу отсутствия/небытия». Некоторые совр. исследователи сближают ци [1] с понятием «поле» (Фэн Ци и др.).

Традиц. концепции ци [1] в наст. время продолжают играть большую роль в теории китайской медицины.

Источники:
Древнекитайская философия. Т. 1. М., 1972, указатель; т. 2. 1973, указатель; Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990, указатель.

Литература:
Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983 с. 163–171 и др.; он же. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002, с. 307–315 и указатель; Лисевич И.С. Литературная мысль Китая на рубеже древности и средних веков. М., 1979, с. 32–36, 38-54 и др.; Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. СПб., 1998, указатель; Бу Цзинь-чжи. Во го гудай ци ды пусу вэйучжуи сюэшо цзиньлунь (Обзор древнекитайских наивноматериалистических учений о ци) // Чжунго чжэсюэ ши яньцзю цзикань (Сборник исследований по истории китайской философии). Вып. 2. Шанхай, 1982, с. 108–135; Гэ Жун-цзинь. Чжунго чжэсюэ фаньчоу ши (История категорий китайской философии). Харбин, 1987, с. 7 – 38; Чжан Ли-вэнь. Чжунго чжэсюэ фаньчоу фачжань ши (Истрия развития категорий китайской философии). Пекин, 1989, с. 136 – 176; Юй Тун. Чжунго чжэсюэ даган (Основы китайской философии). Пекин, 1958. Кн. 1, с. 64 – 105; Hatton R.A. Comparison of Ch`i and Prime Matter // PEW. 1982, vol. 32, № 2; Huang Siu-chi. Chang Tsai`s Concept of Ch`i // PEW. 1968, vol. 18. № 4; Kim Yung Sik. Some Aspects of the Concept of Ch`i in Chu Hsi // PEW. 1984, vol. 34. № 1; Libbrecht U. Prâna=Pneuma=Ch`i? // Thought and Law in Qin and Han China: Studies Dedicated to Anthony Hulsewé on the Occasion of His 80th Birthday. Leiden, 1990, p. 42–62.

См. также лит-ру к ст. Ли [1].

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С.549-551.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.