Синология.Ру

Тематический раздел


Чэн И

程頤, Чэн ИЧэн ИЧэн Чжэн-шу, Чэн И-чуань, Ичуань сянь-шэн (наставник из Ичуани). 1033, Хэнань (совр. Лоян пров. Хэнань), — 5.10.1107, Хэнань (совр. Лоян пров. Хэнань). Философ, педагог, один из основоположников неоконфуцианства («учения о принципе» — ли-сюэ).
 
Происходил из знатного чиновничьего рода. Вместе со старшим братом Чэн Хао в 1046 – 1047 учился у Чжоу Дунь-и в 1059 получил высшую ученую степень цзинь ши, но провалился на экзамене во дворце. Официальную должность занял только в 54 г. Служил чтецом в придворной администр. школе, преподавал. Был противником реформ Ван Ань-ши. В 1097 сослан, в 1100 реабилитирован, но его произв. б.ч. находились под запретом до 1155. Осн. филос. сочинения — «И чжуань» 易傳 («Комментарий к „[Канону] перемен“»; см. «Чжоу и»), «Янь-цзы со хао хэ сюэ лунь» 顏子所好何學論 («Суждения о том, чему Янь-цзы любил учить»; англ. пер.: Chan Wing-tsit, 1963) и др. Позднее произв. Чэн И и Чэн Хао были сведены в сб. «И шу» 遺書 («Оставленные [после смерти] произведения»), «Эр Чэн цюань шу» 二程全書 («Полное [собрание] поизведений двух [братьев] Чэн»).
 
В центре учения Чэн И — категория «принципа» (ли [1]), структурообразующего начала, единого для всей Поднебесной. Все вещи суть результат «отражения» разных сторон единого «небесного (тянь [1]) принципа»; «принцип одной вещи (у [3]) тождествен принципу тьмы вещей (вань у)». Чэн И отверг выдвинутое Чжан Цзаем понятие «Великой пустоты» (тай сюй) как первоосновы Вселенной, заполненной единой «пневмой» (ци [1]). «Пустота» (сюй), по Чэн И, «не пуста (кун [1])», поскольку она есть «принцип» в его наивысшей «реальности/полноте» (ши [2]). Относительно природы (Неба) «принцип» выполняет функции «предопределения» (мин [1]), а в отношении человека — его «[индивидуальной] природы» (син [1]).
 
В коммент. к «Чжоу и» Чэн И фактически отождествил дао с «принципом»: подобно тому как «превращения и перемены, совершающиеся во времени», суть «постоянное дао» (т.е. основа мирозакона), «взаимообусловленность уменьшения и роста есть небесный принцип», «постоянство» к-рого выражено в обязательном взаимопревращении противоположных начал, «доходящих до предела». «Принцип непременно содержит соотнесенные [между собой] противоположности»: «если есть верх, то есть и низ... если есть непосредственность (чжи [4] — грубость, материальность), то есть и культура (вэнь — утонченность, знаковость)», причем любое из дуальных качеств «по отдельности не устанавливается».
 
«Пневма» вторична по отношению к «принципу», а «качество пневмы» (ци бин) определяет качество вещей и явлений. Так, «мудрость» (чжи [1]) обусловлена «чистотой пневмы», а глупость — ее «мутностью». В «сердце/разуме» (синь [1]) человека присутствует сам «принцип», но «сердце» не тождественно «принципу» вследствие пагубного влияния человеч. страстей. Самоанализ, «сокровенное вскармливание [личности], требующее почтительной осторожности (цзин [4])» и «продвижения в учебе для достижения знания», позволяют «прозреть небесный принцип» в собств. «сердце». По Чэн И, «доведение знания до конца» (чжи чжи) состоит в «выверении вещей» (гэ у) посредством «обращения вовнутрь» — так, по его мнению, учили поступать древние «совершенномудрые» (шэн жэнь); «обращение к внеш. [вещам]» с этой целью, напротив, противоречило бы их заветам.
 
В социальной сфере универсальность «принципа» выражается в незыблемости иерархического устройства об-ва («деления на выше- и нижестоящих») и «почитании должной справедливости (и [1])»: «голодная смерть — крайне незначительное дело [по сравнению с] утратой нравственности, [к-рая является] крайне значительным делом».
 
Взгляды Чэн И были развиты Чжу Си (XII в.), что дало основание для традиционного выделения в истории кит. философии идейного течения чэнчжу-сюэпай. Это назв. трактуется двояко: школа [братьев] Чэн–Чжу [Си] или школа Чэн И–Чжу [Си].
 
Источники:
Хэнань Чэн-ши и-шу (Оставленные [после смерти] произведения господ Чэн из Хэнани). Шанхай, 1935; Эр Чэн цзи (Собрание [сочинений] двух [братьев] Чэн братьев Чэн). Пекин, 1981; Chan Wing-tsit. A Source Book in Chinese Philosophy. Princ., L., 1963, p. 544 – 571.
 
Литература:
Буров В.Г. Мировоззрение китайского мыслителя XVII века Ван Чуаньшаня. М., 1976; Гуань Дао-чжун. Эр Чэн яньцзю (Исследование [учений] двух [братьев] Чэн), Шанхай, 1937; Пань Фу-энь, Сюй Юй-цин. Чэн Хао, Чэн И ли сюэ сысян яньцзю (Исследование идей «учения о принципе» Чэн Хао и Чэн И). Шанхай, 1988; Яо Мин-да. Чэн Ичуань няньпу (Погодичная биография Чэн Ичуаня). Шанхай, 1936; Graham A.C. Two Chinese Philosophers: Ch’eng Ming-tao and Ch’eng Yi-ch’uan. L., 1958.
 
См. также лит-ру к Неоконфуцианство; Чжу Си.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 606-607.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.