Синология.Ру

Тематический раздел


Вэй 1

деяние, свершение, осуществление, управление, делаться, стано­виться, являться, быть. Термин кит. философии, выражающий три основ­ных понятия, производные от его трех грамматич. функций и объединенные представлением о деятельности (природы или человека).

1. Как связка «делаться», «являться», «быть [чем-либо]» вэй [1] озна­чает процесс, результатами к-рого являются конкретные состояния. В «Мо-цзы» (гл. 40, опр. 85) вэй [1] определяется как «сохранение, преодо­ление, обмен, исчезновение, управление, превращение». Как служебное слово ([деятельность] для, ради; ср. рус. для, деля — дело, лат. causa — для) вэй [1] образует этич. понятие целевой ориентации, прямая дефиниция к-рого также содержится в «Мо-цзы» (гл. 40, опр. 75): «вэй [1] — это стрем­ление к желаемому (юй [1]) на основе исчерпывающего знания (чжи чжи)». По-видимому, моисты (см. Мо-цзя) первыми придали вэй [1] статус само­стоятельного филос. понятия, определив его с помощью трех фундамен­тальных категорий: знание (чжи [2]), воля (чжи [3]) и действие (син [3]) («Мо-цзы», гл. 40, опр. 80). Для альтруистически настроенных моистов высшим объектом волевого стремления вэй [1] была Поднебесная, а для Ян Чжу (IV в. до н. э.?) — сам субъект («Мэн-цзы», III Б, 9, VII А, 26). Обо­значение его концепции существования «для себя», или «ради своего я» (вэй во), стало синонимом эгоизма. В современной литературе термин вэй во используется для передачи понятия «вещь-для-нас» (Ding-fur-uns): вэй во чжи у.

2. В полном знаменательном значении «деяние, свершение, осуществление» вэй [1] как свои подвиды охватывает: син [3] — «действие», «пове­дение», связанное с этич. нормативом «должной справедливости» (и [1]), и ши [3] — «дело», «служение», связанное с прагматической реализацией «пользы-выгоды» (ли [3]) («Сюнь-цзы», гл. 22).

3. Вэй [1] с оптативным отрицанием у [5], выражая предписание «не­деяния», или «отсутствия деятельности» (у вэй), стало важнейшей катего­рией даосизма, символизирующей принцип невмешательства в естеств. порядок вещей и ход событий ни с этич. (конфуцианство, моизм), ни с прагматических (моизм, легизм) позиций. У вэй предполагает, однако, специфическую (органич. и спонтанную) активность в виде «осуществления недеяния» (вэй у вэй): «Осуществляй недеяние, но не предавайся [ему]» (вэй эр бу ши) («Дао дэ цзин», 2, 10, 51, 63), что характерно и для природы в целом. Исходя из этого, впервые проникшее в Китай христианство в несторианской версии было оценено как «проповедующее недеяние» (указ императора Тай-цзуна 638 г. на сианьской стеле). Конфуцианство также признавало принцип «недеяния», но распространяло его лишь на личность императора, к-рый должен быть восприимчиво-пассивным проводником общекосмич. импульсов в социальную сферу («Лунь юй», XV, 4). Согласно конфуцианству, из круга деятельности «благородного мужа» (цзюнь цзы) исключались «малые пути (дао)» (там же, XIX, 4), а сама эта деятельность существенно ограничивалась в экстремальных ситуациях — траура или отсутствия дао в гос-ве (там же, XVII, 21; VIII, 13). Акцентирование конфуцианцами действенной активности выразилось в тезисе Ван Фу (I–II вв.): «Путь Неба — это осуществление (ши [15]), путь Земли — это превращение (хуа), путь человека — это вэй [1]» («Цянь фу лунь», 32).

Литература:
Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 55–56; Кобзев А.И. К проблеме знания и действия в традиционной китайской философии // X НК ОГК. Ч. 1. М., 1979; Он же. Учение Ван Янмина и класси­ческая китайская философия. М., 1983, гл. 8; Он же. Философия китайско­го неоконфуцианства. М., 2002. С. 332–380 и указатель; Титаренко М.Л. Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение. М., 1985. С. 149–153; Graham A.C. Later Mohist Logic, Ethics and Science. Hong Kong; L., 1978, § 1.4.32.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 189.



Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.