Синология.Ру

Тематический раздел


Кобзев А.И.

Философия китайского неоконфуцианства

§ 3. Истоки неоконфуцианства

Для определения неоконфуцианства и разграничения школ внутри него большое значение имеет выявление его первоначальных форм.

3.1. Роль Хань Юя

Широко распространено мнение, что предтечей неоконфуцианства был Хань Юй (он же родоначальник китайского Возрождения в концепции, развивавшейся Н.И.Конрадом). Фэн Юлань и следовавший за ним Дж. Нидэм к предшественникам неоконфуцианства относили также Ван Туна (584–617) и ученика и друга Хань Юя — Ли Ао (ум. ок. 844 г.); роль последнего в подготовке будущего взлета конфуцианской мысли, по их оценке, наиболее значительна [250, с. 290; 596, т. 2, с. 407–422; 648, с. 452] .

3.2. Роль «трех наставников учения о принципе»

Первым основоположником собственно неоконфуцианства как целостного философского направления традиционно признается Чжоу Дуньи, наделенный этой пальмой первенства уже в «Истории [династии] Сун». Однако достаточно давно возникла и другая точка зрения, в соответствии с которой первыми неоконфуцианцами были старшие современники Чжоу Дуньи — Сунь Фу (992–1057)[1]и Ху Юань (993–1059). Она выражена в капитальном труде Хуан Цзунси и Цюань Цзувана «Сун Юань сюэ ань» («Отчет об учениях [эпох] Сун и Юань»). В наше время ее поддержали Цянь Му, Такэути Ёсио, Т. де Бари [577, с. 88–89, 108, примеч. 19].

К зачинателям неоконфуцианства наряду с Сунь Фу и Ху Юанем причисляет и ученика первого из них — Ши Цзе (1005–1045). Эти мыслители даже получили общее наименование «три наставника учения о принципе» (ли сюэ сань сянь шэн) [577, с. 92; 423, с. 1213, ст. «Ли сюэ»], известны они также как «три наставника начала [эпохи] Сун» (Сун чу сань сянь шэн).



  1. Сам Сунь Фу считал себя идейным наследником Ван Туна и Хань Юя, см. [452, с. 1].
 [Вверх ↑]
[Оглавление]
 
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.