Синология.Ру

Тематический раздел


Ван Тун

王通, Ван Чжун-янь, Вэнь-чжун-цзы 文中子. 584, Лунмэн, обл. Цзянчжоу (совр. уезд Хэцзинь пров. Шаньси), — 617. Ван ТунВан ТунФилософ и политич. мыслитель, круп­нейший представитель «правоверного» конфуцианства в период от Ян Сюна (I в. до н. э. — I в. н. э.) до Хань Юя (VIII–IX вв.). Ван Тун сыграл важную роль в сохранении конф. традиции в условиях идейного доминирования буддизма (см. Буддизм), развив теорию сущностного единства «трех учений» (сань цзяо) — конфуцианства, буддизма, даосизма и став самым ранним провозвестником идеологии неоконфуцианства. После того как император Вэнь-ди династии Суй (581-618) отверг представленный Ван Туном социально-политич. проект достижения «Великого равновесия» (тай пин), Ван Тун вел частную жизнь. Среди его учеников были крупные гос. деятели периода правления династии Тан (618-907). Этот посмертный практический успех учения Ван Туна обусловил его большую популярность у представи­телей политико-утилитаристского направления в неоконфуцианстве. Ван Тун первым ввел в употребление термин цзин цзи — «канонич. управление и упорядочение», в традиц. лексиконе обозначающий общую систему орга­низации об-ва и гос-ва («мира и народа»), а в совр. лексиконе — экономику. В подражание канонич. конф. летописи «Чунь цю» создал «Канон начала» («Юань цзин»), охватывающий историч. события 290-589, но дошедший до нас текст, очевидно, является подделкой XI в. Гл. единств. сохранившееся филос. сочинение Ван Туна «Чжун шо» («Срединные изъяснения», или «Изъяснения срединности») — написано в диалогич. жанре «записей бесед» (юй лу) в подражание «Лунь юю» («Теоретическим речам») Конфуция (VI–V вв. до н. э.). Это произведение, состоящее из 10 цз. и записанное сы­новьями Ван Туна — Ван Фу-цзяо и Ван Фу-ши, известно также под названием «Вэнь-чжун-цзы» («Учитель  Культурной срединности») — по посмерт­ному имени автора.

Источники:
Чжун шо (Срединные изъяснения). Шанхай, 1936; (СББЯ. т. 1438); Ки­тайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 40–41.

Литература:
Ла­пина З.Г. Учение об управлении государством в средневековом Китае. М., 1985; Инь Се-ли, Вэй Мин. Ван Тун лунь (Суждения о Ван Туне), Пекин, 1984; Ли Цюнь-ин. Ван Ян-мин юй Чжунго чжи жу-цзя (Ван Ян-мин и ки­тайское конфуцианство). Тайбэй, 1974. С. 245–250; Wechsler H.J. The Соnfucian Teacher Wang T’ung (584?–617): One Thousand Years of Contro­versy // T’P. 1977, vol. 63. Р. 225–272.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 174.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.