Синология.Ру

Тематический раздел


Фэн Ю-лань

馮友蘭, Фэн Чжи-шэн. Фэн Ю-ланьФэн Ю-лань4.12.1895, Танхэ пров. Хэнань, — 26.11.1990, Пекин. Философ, историк философии. В 1915 г. поступил в Пекинский ун-т. С 1919 обучался в США, получил степень д-ра философии в Колумбийском ун-те (1924). После возвращения в Китай занимался научно-преподавательской деятельностью. В 1936–1946 — профессор Объединенного ун-та Юго-Запада (Куньмин). В 1946–1947 работал в Пенсильванском ун-те (США), в 1947–1952 — в Ун-те Цинхуа. С 1952 проф. филос. факультета Пекинского ун-та, чл. отд. философии и обществ. наук АН Китая. Член НПКСК 2, 3 и 4-го созывов, член ВСНП 4-го созыва.
 
В ранних работах Фэн Ю-ланя заметно влияние культурологич. идей Лян Шу-мина. В соч. «Сравнительное изучение жизненных идеалов» (на основе докторской дис.) Фэн Ю-лань ориентировался на поиск сходных тенденций в различных культурах. Выделил три направления человеч. мысли, исходя из идеализации тех или иных черт реального мира и соотношения в этих направлениях: с одной стороны, науки, постоянно увеличивающей объем содержательных познаний, и с другой — философии, стремящейся к формализации и «пустоте» через уменьшение объема содержательных суждений. Деноминация этих направлений восходит к «Дао дэ цзину» (§ 48): «Кто учится, с каждым днем увеличивает, кто следует дао, с каждым днем уменьшает. В непрерывном уменьшении достигают недеяния». Первое направление мысли — «путь уменьшения» (сунь дао), характеризующийся аскетизмом, антиинтеллектуализмом и мистицизмом (Чжуан-цзы, Платон, буддийские мыслители, Шопенгауэр); второе — «путь увеличения» (и дао), которому присущи рационализм, гедонизм и субъектный «эгоизм» (Ян Чжу, Мо Ди, Декарт, Бэкон и Фихте); третье — «срединный путь» (чжун дао), к-рому отдавал симпатии Фэн Ю-лань и к-рый позволяет избежать крайностей первых двух «путей» (Конфуций, Аристотель, представители неоконфуцианства, Гегель).
 
В начале 30-х гг. создал фундаментальный труд — «Историю китайской философии» (англ. пер.: D.Bodde, 1952 – 1953), в котором разделил развитие филос. мысли в Китае на два периода: «эпоху учений мудрецов» (цзы сюэ ши дай) — до периода правления династии Цинь (221–207 до н.э.) — и «эпоху изучения канонов» (цзин сюэ ши дай) — от династии Хань (206 до н.э. — 220) до династии Цин (1644–1911). Фэн Ю-лань стремился преодолеть тенденцию к «ниспровержению» кит. философии с позиций западной методологии (см. Ху Ши). Признал приоритет Запада в создании формализованных филос. систем, в изучении кит. философии ориентировался на исследование «содержательных систем» — текстов, в разных формах выражающих существенную филос. проблематику.
 
Историко-филос. методология Фэн Ю-ланя испытала воздействие прагматистской эпистемологии, в частности концепции «воли к вере» американского философа и психолога У. Джеймса. Серьезное внимание Фэн Ю-лань уделял роли геоэкономич. и социальных факторов в формировании специфики философии и связи последней с историей об-ва. Населению аграрного Китая «его земля представлялась миром». Изначально кит. философия тесно связана с крестьянским сознанием, что определило такие ее черты, как представления о цикличности мирового процесса, идеализация природы, неразвитость познавательной методологии (неразделенность объекта и субъекта). Немобильность населения и семейно-клановая система породили автократию и иерархичность — в результате на первый план выходили этические проблемы «кланового строя», которыми занималось конфуцианство. Отсутствие в древнем Китае «коммерческой цивилизации» древнегреч. типа привело к неразвитости математики и «абстрактиого знания», приоритету «естественного» перед «искусственным», что явилось мировоззренческим барьером на пути к промышленной революции.
 
Фэн Ю-лань развивал концепцию социопрофессионального генезиса школ кит. философии, изложенную Лю Синем («Хань шу», гл. «И вэнь чжи»). Связывал возникновение школ с распадом социальной системы гос-ва Чжоу к сер. I тыс. до н.э., когда образованные аристократы, оказавшись среди простолюдинов, зарабатывали на жизнь исполнением своих прежних функций (педагогич., ритуальных, оккультных, дипломатич., военных) на основе частного найма.
 
В кризисный для Китая период Войны сопротивления Японии (1937–1945) Фэн Ю-лань разрабатывал систему «нового неоконфуцианства», или «новое учение о принципе» (синь ли-сюэ), реконструирующее философию ли сюэ Чэн ИЧжу Си с использованием методологич. и теоретич. положений зап. философии. На Фэн Ю-ланя значительно повлияли разработки амер. неореалистов Ф.Э. Вудбриджа, У.П. Монтегю, идеи Венского кружка логического позитивизма (Л. Витгенштейн, Р. Карнап, М. Шлик) и Б. Рассела. Учитывая их аргументы против традиционной метафизики, Фэн Ю-лань конструирует философию, не содержащую высказываний относительно актуального эмпирич. мира (ши цзи) и анализирующую исключительно идеальный «истинностный» мир (чжэнь цзи). Из первопредпосылки «нечто существует» выводится четыре формальных аналитич. тезиса с соответствующими им «пустотными категориями» (кун мин), лишенными предметного содержания, — ли [1], ци [1], дао ти (см. Ти-юн), да цюань: 1) за счет «принципов», «идеальных форм» ли [1], пребывающих во вневременном и внепространственном «реальном бытии», всякая вещь относится к определенному, поддающемуся наименованию классу; 2) актуализация ли [1] в индивидуальном существовании вещей реализуется «субстанцией» ци [1], не принимающей наименований, лишенной всяких характеристик и потому сопоставимой с категорией «небытие» древнегреч. философии; 3) концепция «тела дао» (дао ти) выводится Фэн Ю-ланем из рассмотрения существования вещей в его динамике и описывает актуализацию «принципов», содержащихся в их совокупности — «Великом пределе» (тай цзи); 4) «Великое целое» (да цюань) объединяет в себе мир актуального (существующие вещи) и «реальное» (ли [1]). Конкретные вещи можно ощутить, но не помыслить (они единичны, а понятия общи); ли [1] неощутимо, но мыслимо; дао и «Великое целое» нельзя ни помыслить, ни ощутить. Поэтому метафизика начинает с логико-аналитич. позитивного метода, обеспечивающего ясность мышления, и заканчивает негативным, лишающим объект всяких характеристик, за счет чего можно высказываться о том, что трансцендентно чувствам и разуму.
 
Цель философии, по Фэн Ю-ланю, не в расширении фактических знаний, а в возвышении человеч. разума. Степень индивидуального понимания мира и самосознания определяет принадлежность человека к определенной сфере бытия. На уровне природной (цзы жань) сферы человек не осмысляет свое поведение и подчиняется инстинкту, в утилитарной (гунли) — руководствуется личной выгодой. К моральной (даодэ) сфере принадлежат люди, ведомые общественным долгом. Высшая, космическая, или универсальная (тянь ди, букв. «Небо и Земля»), сфера есть собственно продукт философствования, в ней человек объединяется с миром, предстающим в ипостаси «Неба» (тянь) или «Великого целого». По мнению Фэн Ю-ланя, ядром кит. филос. традиции был поиск синтеза духовного совершенства и социальной активности («внутренней совершенной мудрости и внешней царственности» — нэй шэн вай ван), «достижения высшей просветленности и следования середине» (ср. «Чжун юн»). Синтетич. «всемирную философию будущего» Фэн Ю-лань видел «более мистичной», чем зап. философия, но «более рационалистичной», чем традиц. философия Китая. Осуществление такого синтеза предполагалось на пути слияния позитивного рационалистич. онтологизма неоконфуцианства «школы [братьев] Чэн — Чжу [Си]» и платонизма с «негативным гносеологизмом» даосов, мыслителей буд. чань школы и кантианцев.
 
С конца 40-х гг. Фэн Ю-лань вернулся к исследованию истории кит. философии. В 1948 в США вышла «Краткая история китайской философии» (рус. пер.: Р.В.Котенко, 1998), написанная Фэн Ю-ланем специально для зап. читателя и содержащая краткое изложение его историко-филос. и собственно филос. взглядов. В 1957 выступил против тотального отрицания наследия кит. философии, призвав к «восприятию абстрактного» общегуманистич. смысла категорий конфуцианства; заявил, что Конфуций не является материалистом, так как его учение направлено на приведение фактов в соответствие с абстрактными понятиями (см. Чжэн мин). С начала 50-х гг. Фэн Ю-лань стал одной из гл. мишеней в борьбе с «феодально-буржуазной философией», что привело к вынужденному снижению научно-теоретич. уровня его работ.
 
В 80-е годы Фэн Ю-лань работал над семитомной «Историей китайской философии в новой редакции». Выполненные в 30–40-х гг. Д. Бодде и Э.Р. Хьюзом (E.R.Hughes, 1947: «Синь юань дао» - «Новое обращение к истоку Пути», 1944) переводы трудов Фэн Ю-ланя широко используются зап. синологами и ощутимо влияют на их исследования. В 90-е гг. также была переведена на англ. (C.C.I.Wang, 1997) и нем. (H.-G.Möller, 2000) его книга 1946 г. «Синь чжи янь» («Новое слово о знании»).
 
Источники:
Фэн Ю-лань. Саньсун-тан сюэши вэньцзи (Сборник научных статей из Зала трех сосен). Пекин, 1984; он же. Саньсун-тан цюань цзи (Полное собрание сочинений из Зала трех сосен). Пекин, 1986; он же. Саньсун-тан цзысюй (Автобиография из Зала трех сосен). Пекин, 1989; он же. Чжунго чжэсюэ ши синь бянь (История китайской философии в новой редакции). Т. 1–7. Тайбэй, 1991; то же. Т. 1 – 6. Пекин, 1992; он же. Краткая история китайской философии / Пер. с англ. Р.В.Котенко. М., 1998; Fung Yu-lan. A History of Chinese Philosophy / Tr. by D.Bodde. Vol. 1–2. Princ., 1952 - 1953; id. A Short History of Chinese Philosophy. N.Y., 1958; id. The Spirit of Chinese Philosophy / Tr. by E.R.Hughes. L., 1962; A Source Book in Chinese Philosophy / Tr., comp. by Chan Wing-tsit. Princ., L., 1963, p. 751 – 762; Feng Youlan. A New Treatise on the Methodology of Metaphysics / Tr. by C.C.I.Wang. Baijing, 1997; id. The Hall of Three Pines: An Account of My Life / Tr. by D.C.Mair. Honolulu, 2000; Die Philosophischste Philosophie: Feng Youlans Neue Metaphysik / Üb. Von H.-G.Möller. Wiesbaden, 2000.
 
Литература:
Буров В.Г. Современная китайская философия. М., 1980; Ломанов А.В. Современное конфуцианство: философия Фэн Юланя. М., 1996; он же. Судьбы китайской философской традиции во второй половине ХХ века: Фэн Юлань и его интеллектуальная эволюция. М., 1998; Ван Цзян-пин. Фэн Ю-лань чжэсюэ сысян яньцзю. (Исследование философских идей Фэн Ю-ланя). Чэнду, 1989;  Ван Чжун-цзян, Гао Сю-чан (изд). Фэн Ю-лань сюэ цзи (Научные записки о Фэн Ю-лане). Пекин, 1995; Инь Дин. Фэн Ю-лань. Тайбэй, 1991;  Тянь Вэнь-цзюнь. Фэн Юлань синь ли-сюэ яньцзю (Исследование нового учения о принципе Фэн Юланя). Ухань, 1990; Contemporary Chinese Philosophy / Ed. by Chung-ying Cheng and N. Bunnin. Malden., Oxf., 2002, p. 165 – 187; Masson M.C. Philosophy and Tradition: The Interpretation  of China`s Philosophic Past, Fung Yu-lan 1939 – 49. Taipei, 1985.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 472-475.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.