Синология.Ру

Тематический раздел


Шао-хао

少昊 букв. «Младший безбрежный [как небо]». Древнекитайский мифический правитель. Согласно преданиям, мать Шао-хао по имени Хуан-э зачала его после того, как увидала во сне огромную звезду, опустившуюся на землю; по др. версии, мать Шао-хао была небесной ткачихой, которая ткала по ночам, а днем плавала на плоту по водным просторам (видимо, соединявшим небо и землю). Во время этих странствий она повстречала сына Бай-ди (Белый государь), от к-рого и родила Шао-хао. По преданиям, Шао-хао основал царство в бездне (см. Гуйсюй) за восточным морем; по др. версиям, Шао-хао правил на Крайнем западе, где ему были подвластны земли в 12 тыс. ли [12], по третьим — он живет на горе Чанлю и управляет заходом солнца.
 
В древних исторических сочинениях говорится о том, что Шао-хао давал своим чиновникам наименования по названиям птиц. Можно предположить, что и сам Шао-хао в архаических мифах мыслился как птица и правил в царстве птиц. Как дух запада (в соответствии с учением о пяти первоэлементах у син, Шао-хао именовался также Цзинь-тянь-ши; от цзинь [2] — «металл», тянь [1] — «небо» и ши [11] — «фамилия», «урожденный») он правил, используя магич. силу металла (Цай Юн, II в.), и ему подвластны осени. В нек-рых текстах Шао-хао сам называется Белым государем — Бай-ди («Шань хай цзин», «Книга гор и морей») и входит в число «пяти государей» (у ди). Считалось, что столицей Шао-хао был г. Цюйфу (пров. Шаньдун), родина Конфуция, где находится его могильный курган (см. Кунлинь, Цюйфу сань Кун).
 
Литература:
Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1987, указ.; он же. Чжунго шэньхуа чуаньшо цядянь (Словарь китайских мифов и преданий). Шанхай, 1985, с. 78.
 
Автор: Рифтин Б.Л.

 
Шао-хао в пер. Л.Е.Померанцевой «Закатный Свет» или «Младший/Малый Свет», в трактовке А.Биррел – бог света Молодое Яркое Небо. Его гробница (Шао Хао лин ), «китайская пирамида» (Чжунго цзинь-цзы та 金字塔) эпохи Сун, расположена на востоке, ок. колыбели конфуцианства г. Цюйфу (см. Цюйфу сань Кун), хотя он считался богом запада. В комментариях Вэй Чжао (193 – 273) к «Го юй» («Государственные речи», гл. 10) и Гао Ю (II – III вв.) к «Хуайнань-цзы» Шао-хао назван одним из 25 сыновей Хуан-ди, по имени Цин-ян (Молодая светлая сила ян [1]/ Весна; см. Инь – ян), хотя в гл. 4 о пяти элементах в энциклопедическом трактате «Бо ху тун» Бань Гу он олицетворяет знаки № 9, 10, 11 (шэнь [6], ю [4], сюй [3]) двенадцатеричного цикла «земных ветвей» (ди чжи, см. Гань-чжи), запад, осень, белый цвет, второй тон шан [1], космологическую Белую тигрицу (Бай-ху), духа Жу-шоу и идентифицируется с «младшей/малой инь [1]» (шао инь) из «четырех символов» (сы сян) нумерологической (сяншучжи-сюэ) системы гуа [2] «Чжоу и». Там же его имя истолковано как Малая жатва (шао лянь). Ранее в первом энциклопедическом трактате «Люй-ши чунь цю» («Весны и осени господина Люя», VII, 1, VIII, 1, IX, 1) в подобной классификации Шао-хао был скоррелирован еще и со знаками № 7 и 8 (гэн [1], синь [4]) десятеричного цикла «небесных стволов/пней» (тянь гань, см. Гань-чжи), числом «9», острым вкусом, металлическим запахом, печенью, волосатыми тварями и жертвоприношением воротам.
 
В соответствии с общей протеичностью образа Шао-хао тот же Гао Ю в комментарии к «Люй-ши чунь цю» (VII, 1) определил его как старшего брата Чжи и сына первопредка/императора Ди Ку (внука и преемника Чжуань-сюя). Возможно, это расхождение связано с косвенным признанием существования двух Шао-хао, поскольку в «Хуайнань-цзы» и «Люй-ши чунь цю» употреблены разные иероглифы хао 昊暤, обычно считающиеся в данном случае аллографами. В одной из формул традиционной последовательности первых пяти легендарных правителей (у ди), зафиксированной в частности в «Люй-ши чунь цю», Шао-хао представляется преемником Хуан-ди и предшественником Чжуань-сюя, что также подтверждено сообщением мифологической энциклопедии «Шань хай цзин» (цз. 14) о том, что он «вынянчил» (жу [2]) Чжуань-сюя. Однако в цз. 1 «Основные записи [о деяниях] пяти императоров» («У ди бэнь цзи») «Ши цзи» («Исторические записки») Сыма Цяня в этой связи упомянут только не идентифицированный с Шао-хао сын Хуан-ди - Цин-ян, который не взошел на престол, занятый внуком Хуан-ди Чжуань-сюем. По мнению ханьского комментатора Сун Чжуна 宋衷, Сыма Цянь сознательно исключил Шао-хао как символизирующего металл, поскольку это входило в противоречие с принятой в то время теорией соответствия между престолонаследием и последовательностью пяти элементов. Современные историки Ян Куань 杨宽 и Сюй Сюй-шэн 徐旭 生 находят объяснение этого в другом - в следовании Сыма Цянем западной мифологической традиции, отличной от восточной (царства Ци), отраженной в «Люй-ши чунь цю» и конфуцианском каноне (см. «Ши сань цзин») «Ли цзи» («Записки о благопристойности»). В цз. 28 «Трактат о жертвоприношениях Небу и Земле» («Фэн шань шу») «Ши цзи» засвидетельствовано, что циньский князь Сян-гун (777 – 766 до н.э.) в 771 до н.э. построил посвященный Шао-хао «западный жертвенник» (си чжи 西畤), в к-ром ему приносились в жертву рыжий жеребенок с черной гривой, желтый бычок и баран.
 
Источники:
Го юй (Речи царств) / Пер. В.С.Таскина. М., 1987, указ.; Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990, с. 231, указ.; Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. I / Пер. Р.В.Вяткина, В.С.Таскина. М., 2001, с. 135, 229 – 230, указ. Т.2 / Пер. Р.В.Вяткина, В.С.Таскина. 2003, указ. Т. 4 / Пер. Р.В.Вяткина. 1986, с. 155, указ.; Люйши чуньцю (Вёсны и осени господина Люя) / Пер. Г.А.Ткаченко. М., 2001, с. 126, 135, 144; Философы из Хуайнани (Хуайнаньцзы) / Пер. Л.Е.Померанцевой. М., 2004, с. 53. 104, 272 – 273; Каталог гор и морей (Шань хай цзин) / Пер. Э.М.Яншиной. М., 2004, указ.
 
Литература:
Биррел А. Китайские мифы. М., 2005, указ.; Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М., 1984, указ.
 
Автор: Кобзев А.И.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 739-741.

Авторы: ,
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.