Синология.Ру

Тематический раздел


Кунлинь

孔林 Кунлинь. Ваньгу чанчунь фан (Мемориальная арка вечной весны, длящейся во веки веков)Кунлинь. Ваньгу чанчунь фан (Мемориальная арка вечной весны, длящейся во веки веков)«Лес/Роща Кунов» — семейное кладбище клана Кун, включающее погребение Конфуция и его потомков. Входит в общий храмовый комплекс Цюйфу сань Кун, находящийся в г. Цюйфу. Расположено  к северу от Кун-мяо («Святилище Куна») и Кунфу («Владение Кунов»). Кладбище обнесено стеной длиной в 7,5 км и высотой в 3,4 м (постройка XVIII–XIX вв). Ее главные ворота образует арка под названием «Ваньгу чанчунь фан» («Мемориальная арка вечной весны, [длящейся] во веки веков»). В центре кладбища находится могила самого Конфуция (Кун-цзы му), похороненного на берегу р. Чжушуй, протекавшей в северной части столицы (г. Цюйфу) древнего царства Лу. Могильный холм (высота 6 м, 12 м в диаметре) насыпан в форме конского крупа: такая форма, согласно древней (эпоха Чжоу, XI–III вв. до н.э.), полагалась для насыпей над погребениями владетельных особ (князья-чжухоу, главы удельных владений). По бокам от холма располагаются две каменные плиты (стелы) с выгравированными надписями. На одной из них, выполненной в 1244 начертано «Сюань шэн му» («Могила Совершенного мудреца»). В надписи на второй стеле (1443 г.) воспроизводится принятый до XVI в. титул Конфуция «Дачэн чжи вэньсюань-ван му» («Могила Царя, достигшего великими свершениями совершенной мудрости и совершенства в просвещенности»). Стела покоится на каменном постаменте, заложенном здесь еще при строительстве первого поминального святилища.
 
Схема комплекса КунлиньСхема комплекса КунлиньНапротив могилы возвышается терраса, построенная, по преданию в V в. до н.э. и потом перестроенная в камне в I–II в. (в эпоху Вост. Хань). При ее последующей реставрации (при Тан, VII–X вв.) были использованы каменные глыбы, доставленные со священных гор Тайшань. По бокам от нее стоят две 5-метровые каменные статуи. Та, что расположена к западу от террасы, изображает чиновника, с ранговой табличкой (гуй) в руках. На вост. стороне находится изваяние военного чиновника (опирается на меч). К юго-востоку от террасы находится могила сына Конфуция — Кун Ли (532–483 до н.э.), к-рую также венчает насыпь (5 м в высоту, 10 — в диаметре). К югу — могила (483–402 гг. до н.э.), внука Конфуция. Кун Цзи Перед насыпями возвышаются стелы, воздвигнутые в 1102 (когда сыну и внуку Конфуция были дарованы посмертные титулы хоу, «князь»).
 
НадгробияНадгробияК западу от могилы находится комплекс строений (1594 г.), предназначенных для хранения поминальных табличек и отправления служб. К нему примыкают здание и стела, возведенные в память о хижине, обитал ученик Конфуция Цзы-гун (Дуаньму Цы, 520–? гг. до н.э.), решивший совершить еще один (после окончания первого траурного цикла) трехгодичный траур по своему учителю. В первые столетия после смерти Конфуция его потомки хоронились рядом с его могилой. Затем территория кладбища все более расширялась, достигнув к XIX в. площади в 2 кв. км. Соответственно его внеш. стена, впервые воздвигнутая в 1331, неск. раз перестраивалась. В наст. время в Кунлинь насчитывается более 100 тыс. могил, 3 600 надгробных камней, 200 статуй и 30 строений. Могилы особо выдающихся членов семейства Кун отмечены стелами и каменными изваяниями (скульптуры людей и животных). Остальные захоронения разбросаны по всему кладбищу и располагаются на узких проходах между деревьями. На кладбище высажено более 100 тыс. привезенных сюда из разных регионов Китая деревьев различных пород: сосны, кипарисы, шелковица, дубы, вязы, клены, тополя, ивы и даже фисташковые деревья.
 
См. лит-ру к ст.: Цюйфу сань Кун, Кун-мяо, Кун сы.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 483-484.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.