Синология.Ру

Тематический раздел


Саньлунь-цзун

三論宗 «школа трех шастр», «школа трех трактатов». Учение школы базируется на трех шастрах (сань лунь): «Мадхьямика-шастре» (кит. «Чжун [гуань] лунь» — «Шастра о срединном [видении]», включающая в себя «Мула-мадхьямика-карики» — «Коренные строфы о срединном [видении]» Нагарджуны с коммент. Пингалы), «Двадаша-никая-шастре» («Ши эр мэнь лунь» — «Шастра двенадцати врат») Нагарджуны и «Шата-шастре» («Бай лунь» — «Шастра в ста [стихах]») Арьядевы. К трем шастрам примыкает четвертая — «Махапраджняпарамита-шастра» («Да чжи ду лунь» — «Шастра о великой праджняпарамите»), также приписываемая Нагарджуне. Большое внимание в школе саньлунь уделялось также изучению и комментированию еще четырех сутр: «Махапраджняпарамита-сутры» («Да пинь божэ [боломидо] цзин» — «Сутра великой праджняпарамиты»), «Саддхарма-пундарика-сутры» («[Мяо] фа [лянь] хуа цзин» — «Сутра Лотоса благого Закона», сокр. «Лотосовая сутра»), «Аватамсака-сутры» («Хуаянь цзин» — «Сутра цветочной гирлянды», «Гирляндовая сутра»), «Махапаринирвана-сутры» («[Да бо] непань цзин» — «Сутра о великой паринирване»). Школа саньлунь является кит. вариантом инд. школы мадхьямики («[учение о] срединности»), основатели к-рой глубоко почитаются — Нагарджуна как 1-й патриарх и Арьядева — как 2-й патриарх саньлунь-цзун.

В Китае школа саньлунь начинает оформляться в V в. благодаря деятельности Кумарадживы (IV–V вв.), к-рый, будучи последователем учения мадхьямиков, перевел на кит. яз. основополагающие тексты школы. Он считается 1-м кит. патриархом саньлунь-цзун. В VIII в. школа саньлунь прекратила свое существование в Китае, уступив место собственно кит., не имеющим аналога в Индии буд. школам. Начиная с VII в. учение школы саньлунь становится известным и активно развивается в Японии (под назв. санрон).

Главным систематизатором учения и фактическим основателем школы саньлунь считается Цзи-цзан (V–VI вв.), написавший многочисленные комментарии к основополагающим текстам школы.

Наставники школы саньлунь, прежде всего Цзи-цзан, не просто восприняли учение мадхьямики, но и развили его отдельные филос. положения, показав возможности негативной диалектики Нагарджуны. В произведениях мыслителей школы содержится богатый фактич. материал по истории и учениям др. школ, что позволяет полнее реконструировать общее развитие и проблематику раннего кит. буддизма. В этих соч. также содержатся материалы, касающиеся истории и проблематики инд. буд. и небуд. школ, благодаря чему представляется возможным судить о восприятии инд. философии и культуры в Китае в I тыс. н.э.

Офиц. хронология школы изложена в цзиньлинской версии трактата Цзи-цзана «Саньлунь сюань и» («Сокровенный смысл трех шастр»). Согласно ей, передача учения происходила по след. линии: Нагарджуна — Арьядева — Рахулабхадра — Пингала — Сурьясома — Кумараджива — Дао-шэн — Тань-цзи — Дао-лан — Сэн-цюань — Фа-лан — Цзи-цзан.

Если в историчности Кумарадживы и его влиянии на формирование школы саньлунь нет никаких сомнений, то последующая линия передачи учения выглядит не вполне достоверной. Скорее всего, от Кумарадживы оно перешло к Сэн-чжао. В пользу этой гипотезы свидетельствует, в частности, то, что Цзи-цзан неоднократно называл Сэн-чжао подлинным основателем школы.

Благодаря стараниям Кумарадживы и Сэн-чжао учение саньлунь получило большое распространение в сев. областях Китая, на юге же идеи мадхьямики распространялись усилиями Сэн-лана и его учителя Фа-ду (V в.). Фа-ду был приверженцем учения о «чистой земле» (см. Цзинту-цзун) и проповедовал «Апаримитаюс-сутру» («У лян шоу цзин» — «Сутра неисчислимого долголетия»). От Сэн-лана учение перешло к Сэн-цюаню, к-рый известен как автор «Эр ди чжан» («Очерк о двух истинах»), ныне утерянного. Фа-лан добавил к трем сутрам (сань цзин), опорным в учении саньлунь («Да пинь», «Фахуа цзин», «Хуаянь цзин»), четвертую сутру — «Непань цзин». Учеником Фа-лана был Цзи-цзан.

Наиболее известными учениками Цзи-цзана были Хуй-юань, Чжи-ба, Чжи-кай, Чжи-мин, Учитель Шо-фа (Шофа-ши), Хуй-гуань. Гаолийский (корейский) монах Хуй-гуань (кор. Пикван, япон. Экван) в монастыре Цзясян-сы перенял от Цзи-цзана учение и в 624 отправился в Японию проповедовать его, поэтому первой буд. школой в Японии может счи-таться саньлунь-цзун (санрон-сю).

Учитель Шо-фа известен как автор сочинения «Сань лунь ю и и» («Общий смысл содержания трех шастр»). Его учеником был Юань-кан, написавший «Чжао лунь шу» («Комментарии к рассуждениям [Сэн-]чжао») в трех цзюанях.

Школа саньлунь развивала учение мадхьямики о двух истинах (эр ди), пустоте (кун [1]), срединном пути (чжун дао; также см. Ба бу чжун дао), природе будды (фо син) и др. Осн. упор делался на теоретич. обоснование буд. истин.

Источники:
Хань Тин-цзе. Цзи-цзан сань лунь сюань и цзяо ши (Выправленный и истолкованный «Сокровенный смысл трех шастр» Цзи-цзана). Пекин, 1987.

Литература:
Буддизм в Японии / Под ред. Т.П. Григорьевой. М., 1993; Дюмулен Г. История Дзэн-буддизма: Индия и Китай. СПб., 1994; Игнатович А.Н. Буддизм в Японии (Очерк ранней истории). М., 1987; Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб., 1998; Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. Новосиб., 1995; Тан Юн-тун. Суй Тан фоцзяо ши гао (Очерки по истории буддизма [династий] Суй и Тан). Пекин, 1982; он же. Хань Вэй лян Цзинь Нань Бэй чао фо-цзяо ши (История буддизма [эпохи] Хань, Вэй, двух Цзинь, Южных и Северных династий). Пекин, 1983; Фан Ли-тянь. Фо-цзяо чжэсюэ (Буддийская философия). Пекин, 1987; Фэн Ю-лань. Чжунго чжэсюэ ши (История китайской философии). Пекин, 1961; Хуан Чань-хуа. Фо-цзяо гэ цзун да и. (Основное содержание учения буддийских школ). Тайбэй, 1973; Чжунго сысян тунши (Всеобщая история китайской идеологии). Пекин, 1959; Чжунго фо-цзяо (Китайский буддизм). Т. 1–2. Пекин, 1980–1982; Чжунго фо-цзяо ши (История китайского буддизма) / Под ред. Жэнь Цзи-юя. Т. 2. Пекин, 1982; Chan W. A Source Book of Chinese Philosophy. New Jersey, 1963; Chen K. Buddhism in China: A Historical Survey. Princ., 1964; Cheng Hsueh-li. Truth and Logic in San-lun Madhyamika Buddhism // International Philosophical Quarterly. 1981, vol. XXI, № 3; Fox A. Self-Reflection in the Sanlun Tradition: Madhyamika as the “Deconstructive Con-science” of Buddhism // JCP. 1992, vol. 19; Robinson R.Н. Early Madhyamika in India and China. L., 1967.

См. также лит-ру к ст.: Цзи-цзан.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 376-377.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.