Синология.Ру

Тематический раздел


Дао-шэн

道生, Чжу Дао-шэн, Ши Дао-шэн. Дао-шэн (355/360 - 432/434)Дао-шэн (355/360 - 432/434)355/360, Цзюйлу (совр. уезд Пинсян пров. Хэбэй), — 432/434, Пэнчэн (совр. Сюйчжоу пров. Цзянсу). Мыслитель, буддийский монах, переводчик и комментатор сутр.
 
Вступил в буддийскую общину монастыря Вагуан-сы. Был учеником Чжу Фа-тая. Много путешествовал, посетил осн. центры Хуй-юанем, Санградевой, Сэн-чжао, Се Лин-юнем. Принимал участие в переводе сутр под руководством Кумарадживы. Отстаивал идею наличия природы будды (фо син) во всем сущем, за что был обвинен в ереси и в 428 изгнан из столицы Вост. Цзинь — Цзянькана. Дао-шэн был реабилитирован и в 430 возвращен в столицу после того, как с завершением перевода на кит. яз. «Нирвана-сутры» («Непань цзин» — «Сутра о [великой] нирване») выявилось соответствие его взглядов идеям, изложенным в сутре. По традиции, этот текст — последняя проповедь Будды, в к-рой утверждается, что каждое живое сущ-во изначально обладает природой будды и поэтому может стать буддой. Известно, что Дао-шэн умер во время проповеди.
 
Дао-шэн сформулировал основные идеи, отражающие специфику китайского буддизма, в т.ч. постулат о дунь у (внезапном просветлении). Он доказывал, что акт осознания собственной природы будды не может быть постепенным. Утверждения Дао-шэна о бессмысленности накопления заслуг и иллюзорности представлений о рае были откровенным выпадом против основателя школы чистой земли (цзинту-цзун) Хуй-юаня. Взгляды Дао-шэна получили дальнейшее развитие в важнейших направлениях китайского буддизма — школах чань и тяньтай (см. Чань школа, Тяньтай-цзун).
 
Из произведений Дао-шэна сохранилось «Толкование „Сутры лотоса Благого закона“» («Мяо фа лянь хуа цзин шу»), фрагменты комментариев (и шу — «толкование смысла») к «Нирвана-сутре» («Непань цзин и шу») и к «Вималакирти[нирдеша]-сутре» («Вэймоцзе цзин и шу»). Отдельные высказывания Дао-шэна приводятся в соч. его современника Сэн-чжао.
 
Источники:
Мяо фа лянь хуа цзин шу (Толкование «Сутры лотоса Благого закона») // Сюй цзан цзин ([Киотское] дополнение к буддийскому канону). Т. 150. Тайбэй, 1970; Чжунго фо-цзяо сысян цзыляо сюань бянь (Избранные материалы по буддийской мысли в Китае). Пекин, 1988.
 
Литература:
Kim Young-ho. Tao-sheng's Commentary on the Lotus Sutra. N.Y., 1990; LiebentalW. A Biography of Chu Tao-sheng // Monumenta Niponnica. Tokio, 1955, № 11; idem. The World Conception of Chu Tao-sheng // Monumenta Niponnica. Tokio, 1956, № 12.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 239.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.