Синология.Ру

Тематический раздел


Сэн-чжао

384, г. Чанъань (совр. Сиань пров. Шэньси), — 414. Буд. мыслитель, монах. Биографич. данные содержатся в соч. Хуй-цзяо (кон. V — VI в.) «Гао сэн чжуань» («Жизнеописания достойных монахов», цз. 6). По причине бедности семьи был вынужден зарабатывать на жизнь переписыванием книг, по к-рым самостоятельно изучил историю и кит. канонич. произведения. Особое внимание уделял философии Лао-цзы и Чжуан-цзы, однако это не удовлетворило его полностью. Под влиянием «Сутры о Вималакирти», к-рую прочел в переводе, выполненном еще до Кумарадживы, вступил в монашескую общину и начал изучать «Вайпулья-сутры» (т.н. «Развернутые сутры», кит. фан дэн — общее назв. махаянских сутр) и Трипитаку («Сань цзан»). Узнав о Кумарадживе, направился в г. Гуцзан (в Лянчжоу, в IV–V вв. — царство на территории совр. пров. Ганьсу) и примкнул к его ученикам. Сопровождал учителя до Чанъани, участвовал в его переводческой деятельности. Кумараджива дал высокую оценку написанному Сэн-чжао соч. «Божэ у [чжи] лунь» («Рассуждения о непознаваемости праджни») в две с лишним тыс. знаков. Через Лю И-миня, ученого-мирянина, жившего на горе Лушань, с соч. Сэн-чжао познакомился также один из ведущих буддистов того времени Хуй-юань. В это же время Сэн-чжао составил трактаты «Бу чжэнь кун лунь» («Рассуждения об отсутствии подлинной пустоты»), «У бу цянь лунь» («Рассуждения об отсутствии изменения вещей»), предисловия и комментарии к нескольким сутрам. После смерти Кумарадживы Сэн-чжао написал «Рассуждения о безымянности нирваны» («Непань у мин лунь»). К соч. Сэн-чжао также относятся «Цзун бэнь и» («Основание учения»), «Цзюмолошэнь фа ши» («Учитель Дхармы Кумараджива»), «Да Лю И-минь шу» («Книга ответов Лю И-миню»). На рубеже южн. династий Лян (502–557) и Чэнь (557–589) его произв. были объединены в сб. «Чжао лунь» («Рассуждения [Сэн-]чжао»).

Философ. взгляды Сэн-чжао основываются на концепциях «пустоты» (кун [1]), «двух истин» (эр ди), «условности» (цзя [3]), смысл к-рых постигается не посредством логич. умозаключений, а благодаря праджне (божэ) — мудрости, раскрывающей подлинную основу мироздания. В «Божэ у [чжи] лунь», одном из первых кит. соч., посвященных буддизму махаяны, рассматриваются фундаментальные идеи мадхьямики. Праджня — это священное знание, мудрость мудрых. С ее помощью постигается «подлинная истина» (санскр. парамартха-сатья, кит. чжэнь ди), не познаваемая обычным путем, путем слов и знания. То, что освещается с помощью праджни, не имеет облика. Это непознаваемое, не имеющее облика, является «нереальностью сознания, реальностью отражения». Сознание не обладает целостностью, и в силу этого оно не может познать истинную реальность. Потому оно «нереально», «пустотно» (сюй). Вещи отличаются внеш. разнообразием, но в их основе лежит пустая (кун [1]) собств. природа. Вследствие этого они лишены облика (у сян), совпадают с истинной реальностью и, следовательно, являются непозна-ваемыми.

В соч. «У бу цянь лунь» рассматривается хинаянская идея «всеобщего непостоянства». Сэн-чжао понимает непостоянство как движение, единое с покоем. Ошибка последователей хинаяны, по мнению Сэн-чжао, заключается в том, что они не осознали этого тождества. В учении Нагарджуны (II в.) это тождество выводится из теории «восьми отрицаний» (см. Ба бу чжун дао) в форме положения «не приход, не уход» (бу лай, бу цюй).

В трактате «Бу чжэнь кун лунь» Сэн-чжао указывает на связь понятий «неподлинного» (бу чжэнь) и «условного» (цзя [3]). «Условные» имена — это своеобразный щит, которым прикрываются «неподлинные» вещи. «Неподлинность» вещей проистекает из «пустоты» их собств. природы. Собств. природа «пустоты» также «пуста», поэтому и она обладает качеством «неподлинности». Это утверждение о «неподлинности пустоты» (бу чжэнь кун) было новым для того времени и шло вразрез с пониманием «пустоты» (кун [1]) как простого «отсутствия» (у [1]; см. Ю–у) вещей. В связи с этим Сэн-чжао анализирует соотношение таких фундамент. понятий, как «наличие» (ю) и «отсутствие» (у [1]). «Наличие» и «отсутствие» — две стороны одного целого, взаимосвязанные величины. «Наличие» означает существование вещей как явлений, «отсутствие» указывает на отсутствие собств. природы вещей. В этом также суть «отсутствия подлинной пустоты». Сэн-чжао критикует хинаяну за то, что она занимается «анализом категорий для понимания пустоты».

«Непань у мин лунь» посвящено нирване (см. Непань) и путям приближения к ней. Пути достижения просветления различны, так же как и пути к истине. Их невозможно выразить словами и представить. Продвижение к нирване включает в себя два этапа: первый — «постепенный» (цзянь), второй — «внезапный» (дунь [2]; см. Дунь у).

Сэн-чжао является одной из ярчайших фигур раннего кит. буддизма. В своей философии он соединил инд. буд. идеи, прежде всего мадхьямики, с традиц. кит. мышлением. Его соч. впоследствии неоднократно цитировались и комментировались. Сэн-чжао оказал влияние фактически на все школы кит. буддизма. Считается одним из представителей школы сань-лунь (см. Саньлунь-цзун), его высказывания и отрывки из сочинений вошли также в чаньские сборники (см. Чань школа).

Источники:
Чжао лунь (Рассуждения Чжао) // ТСД. Т. 45, № 1858; Сэн-чжао. Трактаты / Пер. К.Ю. Солонина // Буддизм в переводах: Альманах. Вып. 2. СПб., 1993; Религии Китая: Хрестоматия / Сост. Е.А.Торчинов. СПб., 2001.

Литература:
Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. СПб., 1998; Эйдлин А.И. Относительно ау-тентичности трактата Сэнчжао «О безымянности нирваны» // IX НК ОГК. Ч. 1. М., 1978; Тан Юн-тун. Хань Вэй лян Цзинь Нань Бэй чао фоцзяо ши (История буддизма [в эпохи] Хань, Вэй, двух Цзинь, Северных и Южных династий). Пекин, 1983; Berman M. Time and Emptiness in the Chao Lun // Journal of Chinese Philosophy. Honolulu, 1997, vol. 24; Liebenthal M. Chao Lun: The Treatises of Seng-chao. Oxf., 1968; Robinson R.Н. Early Madhyamika in India and China. L., 1967.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 404-405.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.