Синология.Ру

Тематический раздел


Сань хуан

三皇 Сань хуанСань хуан«три государя», «три владетеля». В древнекитайской мифологии тpи мифических правителя. Представление о сань хуан сложилось примерно к IV в. до н.э. и, видимо, связано с троичной классификацией в древнем Китае (небо, земля, человек, см. Сань цай; небо, горы, воды; дерево, огонь, вода и т.п.). По одной версии, это первопредок Фу-си, изобретатель огня Суй-жэнь и покровитель земледелия Шэнь-нун; по другой, — Фу-си, прародительница Нюй-ва, Шэнь-нун; по третьей, — Фу-си, бог огня Чжу-жун и Шэнь-нун. В нек-рых памятниках вместо Чжу-жуна упоминается бог вод Гун-гун. Апокрифич. сочинения рубежа н.э. называют Тянь-хуана (Властитель неба), Ди-хуана (Властитель земли) и Жэнь-хуана (Властитель людей. В соч. «Дуншэнь ба ди мяо цзин» («Сокровенная книга о восьми государях — пещерных духах») описываются уже не три, а девять владык. Маленькие владыки древнейшего периода: Чу Тянь-хуан-цзюнь (Первый владыка — государь неба), в зеленого (темно-синего?) цвета парчовой накидке и юбке, в украшенном нефритом головном уборе и с нефритовой пластиной (для записей) в руках; Чу Ди-хуан-цзюнь (Первый владыка — государь земли) и Чу Жэнь-хуан-цзюнь (Первый владыка — государь людей), одетые соответственно во все белое и желтое. Затем идут сань хуан среднего периода: Чжун Тянь-хуан-цзюнь (Средний владыка — небесный государь) со змеиным телом и тринадцатью человечьими головами, ему подчинено 100 млн. 9 тыс. небесных воинов, спускающихся с темных туч, он правит 120 злыми облачными духами, 1200 бродячими неприкаянными душами — гуй [1], 12 000 демонами; Чжун Ди-хуан-цзюнь (Средний владыка — государь земли) — змей с одиннадцатью человечьими головами, ему подчинено 100 млн. 9 тыс. горных воинов с пяти священных пиков, он правит всеми драконами (лун), змеями, крокодилами и черепахами, живущими в восьми пустошах, у четырех пределов земли, в трех великих реках, четырех морях, в горах, реках и долинах; Чжун Жэнь-хуан-цзюнь (Средний владыка — государь людей) с туловищем дракона и девятью человечьими головами, ему подчинены три чиновника (сань гуань) и 100 млн. 9 тыс. воинов, он правит душами всех предков семи поколений, бесами и добрыми духами, душами убитых и погибших отхищных зверей и птиц, убитых палицей или камнями, казненных в тюрьме или погибших от меча на войне. Последний разряд — поздние сань хуан: Хоу Тянь-хуан-цзюнь (Поздний владыка — государь неба) — с телом змеи, но человечьей головой по фамилии Фэн и по имени Пао-си (т.е. отождествляемый с мифич. первопредком Фу-си); Хоу ди хуан цзюнь («поздний владыка — государь земли»), отождествляемый с богиней-прародительницей Нюй-ва, называемый еще Нюй-хуан («женщина-владыка») и описываемый как существо со змеиным телом и человечьей головой, и, наконец, Хоу жэнь-хуан-цзюнь (Поздний владыка — государь людей), отождествляемый с Шэнь-нуном и изображаемый существом с телом человека, но с головой быка.
 
В поздней официальной, а также народной традиции начиная с конца XIII в. сань хуан — обычно три мифических государя: Фу-си, Шэнь-нун и Хуан-ди, рассматриваемые не как первопредки и культурные герои, а как покровители лекарского искусства. Причины зачисления в эту триаду Фу-си не очень ясны, хотяв народе его почитание как покровителя медицины объясняют тем, что Фу-си научил людей варить мясо и тем самым избавил отболезней живота. Храмы этих покровителей медицины были широко распространены в старом Китае, с соответствующими скульптурными изображениями сань хуан.
 
Литература:
Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. 1. М., 2001, с. 345–349; Юань Кэ. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и преданий). Шанхай, 1985, с. 19–20.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 560.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.