Синология.Ру

Тематический раздел


Сюй Юэ

Ок. 160, Дунлай, пров. Шаньдун, – ок. 227. Астроном, математик и философ. Ученик Лю Хуна, известного ученого, работавшего в Имп. обсерватории, где впоследствии Сюй Юэ стал заниматься реформированием календаря. Сюй ЮэСюй ЮэЕсть сведения, что Сюй Юэ написал не сохранившийся комментарий к «Цзю чжан суань шу» («Правила счета в девяти разделах»), к-рый предшествовал гл. комментарию Лю Хуя (вторая пол. III в.), по всей видимости, с ним не знакомого. Сюй Юэ приписывается трактат «Шу шу цзи и» («Заметки для потомков об искусстве чисел / правилах вычислений», «Арифмологический мемуар»; частичн. рус. пер.: С.В. Зинин, 1985), к-рый ок. 570 снабдил комментарием Чжэнь Луань (частичн. рус. пер.: С.В. Зинин, 1986), возможно, истинный автор всего текста (Цянь Бао-цун) или его начальной части (С.В. Зинин). Этот комментарий несет осн. смысловую нагрузку и значительно превосходит по объему «исходный текст», к-рый сам по себе малопонятен. Несмотря на общ. туманность, «Шу шу цзи и» после редактирования Ли Чунь-фэном был отобран для имп. экзаменов в 656 и вошел в «Суань цзин ши шу» («Десять книг счетного канона»/«Математическое десятикнижие») в 1084. Он включен также в даосский «Дао цзан» («Сокровищница Пути-дао»), поскольку содержит нумерологическую, в соответствии с названием (шу шу – «искусство чисел/вычислений»/«арифмология/аритмология» – раздел «учения о символах и числах»/«нумерологии» – сяншучжи-сюэ), интерпретацию космологических схем эпохи Хань (Великое единое – тай-и; три материала – сань цай, пять элементов – у син, 9 путей-дао и т.п.) в духе даосской внутренней алхимии (нэй дань) и начинается с видоизмененной мнемонической формулы дыхательной техники: «Золотой тигр [появился] в небесных вратах, втягивая [сокровенный] источник, испуская [пневму-]цзин [3]» (пер. С.В. Зинина), – присутствующей в др. алхимическом трактате «Дао цзана». В зачине фигурируют знаток шу шу со священной горы Тайшань  Лю Гуй-цзи и его наставник «неизвестный миру» преждерожденный с горы Тяньмушань (Тяньму сяньшэн), который идентифицируется со знаменитым основателем даосского религиозного течения «пути правильного/истинного единства» (чжэнъи-дао) «небесным наставником» (тянь ши) Чжан Дао-лином (Лином, II в.). Затем возникает образ изобретателя цифр Ли Шоу – советника одного из главных авторитетов религиозного даосизма (см. Хуанлао-сюэпай), Хуан-ди (Желтого императора/первопредка), который в итоге выступает первоисточником сообщаемых знаний.
 
«Шу шу цзи и» условно делится на две части. В первой, построенной как диалог с описанием жизненных ситуаций, наиболее комментированной и содержащей ссылки на даосские, буддийские и конфуцианские сочинения, рассматривается «исчерпание чисел», т.е., по сути, математическая бесконечность. От имени Хуан-ди представлены названия десяти степеней числа 10, к-рые позволяют выражать большие числа, идущие после вань [1] (104): и [23], чжао, цзин [11], гай, цзы [7], жан, гоу [4], цзянь [17], чжэн [1], цзай. Затем даны три системы степеней 10: «нижняя» (ся), «средняя» (чжун [1]) и «верхняя» (шан [1]). Названия степеней соответствуют разным числам в зависимости от используемой системы. Для примера рассматриваются только три первых названия. «Нижняя» система основана на последовательности степеней 10: и [23] = 105, чжао = 106, цзин [11] = 107, ... «средняя» – на степенях 104: и [23] = вань [1] × вань [1] = 108, чжао = вань [1] × и [23] = 1012, цзин [11] = вань [1] × чжао = 1016, ... «верхняя» – на степенях 10, каждая след. из к-рых является квадратом предыдущей: (вань [1])2 = и [23] = 108, чжао = (и [23])2 = 1016, цзин [11] = (чжао)2 = 1032, ... Т.о., самое большое число, цзай, в этих системах равно 1014, 1044 и 104096. Восходя к нему, числа находят завершение в да янь («великом расширении»). Однако подлинного исчерпания чисел нет, поскольку путем «совмещения малого с большим» образуется цикл, т.е. исчисления степеней можно продолжить и дальше цзай, взяв за основу те же десять обозначений. Во второй части, тематически не связанной с первой, построенной как сухое техническое описание и менее комментированной, упоминаются 14 древних способов вычисления, в т.ч. счетными палочками. «Вычисление шариками» (чжу суань) предполагает использование устройства, похожего на абак. Еще в трех способах используются шары. В одном из них по столбцу передвигается шар, в другом два шара разл. цветов перемещаются по столбцу навстречу друг другу. Перпендикулярно столбцам устанавливаются горизонтальные строки, что напоминает декартовы координаты. Наконец, говорится о вычислениях с помощью трех шаров, переставляемых в матрице 3 × 3. Тест недостаточно ясен, но уже Чжэнь Луань полагал, что речь идет о магическом квадрате Ло шу (см. Хэ ту, ло шу), к-рый здесь используется и в др. способах вычисления. Об общей нумерологизированности «Шу шу цзи и» свидетельствует также применение фундаментальных категорий «Чжоу и» («Чжоуские/Всеохватные перемены»): Великий предел (тай цзи), двоица образцов (лян и) и «число/числа великого расширения» (да янь чжи шу) из «Си цы чжуани» (Предание привязанных афоризмов», I, 8/9, 11), 8 триграмм (ба гуа) и квадрат 64 гексаграмм (гуа [2]) – число 4096, легшее в основу классического ицзинистического трактата «И линь» («Лес перемен») Цзяо Янь-шоу (I в.) или Цуй Чжуаня (I–II вв.).
 
Источники:
Зинин С.В. Некоторые проблемы китайской аритмологии // XVI НК ОГК. Ч. 1. М., 1985, с. 151–155; Зинин С.В. Позднеханьская космологическая схематика // История и культура Восточной и Юго-Восточной Азии. Ч. 1. М., 1986, с. 84–93; Суань цзин ши шу (Десять книг счетного канона) / Ред. Цянь Бао-цун. Пекин, 1963.
 
Литература:
Жуань Юань. Чоу жэнь чжуань (Биографии астрономов-математиков). Т. 1. Шанхай, 1955; Encyclopaedia of the History of Science, Technology, and Medicine in Non-western Cultures. Dordrecht; Boston; London, 1997; Needham J. Science and Civilisation in China. Vol. III. Cambridge, 1959.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М. : Вост. лит., 2006–. Т. 5. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2009. — 1055 с. С. 858-859.

Авторы: ,
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.