Синология.Ру

Тематический раздел


Дао цзан

道藏 «Сокровищница дао» («Собрание даосских писаний», «Даосская сокровищница», «Сокровищница Пути», «Даосский канон») — полное собрание религиозной и философской лит-ры даосизма.
 
Первая попытка библиографического описания даосской традиции была предпринята Гэ Хуном (III–IV вв.), к-рый в гл. 19 своего трактата «Бао-пу-цзы» перечислил более 250 соч. общим объемом ок. 1300 цзюаней (свитков). Возникновение собственно «Дао цзана» связано с деятельностью даоса Лу Сю-цзина (V в.), к-рый не только осуществил подбор текстов, но и систематизировал их, разделив все собранное на три части, обозначенные термином дун (пещера, грот, вместилище). Первоначальным ядром «трех вместилищ» (сань дун) была лит-pa трех основных направлений даосизма, распространенных в Южном Китае в IV–V вв.: школы шанцин (маошань) (см. Шанцин-пай), школы линбао (линбао-пай) и оккультно-алхимического течения «текстовых [канонов] трех императоров» (сань хуан вэнь [цзин]), иерархически соотнесенных как соответственно высший, средний и низший уровни даосского знания. Образец подобной иерархии дала буддийская доктрина «трех колесниц», сходным образом сопоставляющая степени посвящения в мудрость буддизма (см. Сань шэн).
 
В VI в. к «трем вместилищам» были добавлены «четыре приложения» (сы фу): каждое из первых трех соотнесено с одним из «вместилищ», а четвертое — со всеми «вместилищами». Первое приложение связано с трактатом «Дао дэ цзин» и комментариями к нему, второе — с трактатом «Тай пин цзин», третье — с текстами оккультно-алхимического направления даосизма, четвертое содержало лит-ру школы чжэнъи-дао.
 
При дин. Тан (618–907) существовало несколько каталогов «Дао цзана». В VII в. Инь Вэнь-цао составил «Указатель нефритовых апокрифов и канонов» («Юй вэй цзин му»), согласно к-рому «Дао цзан» состоял из 7300 цз. Список же даосских сочинений, хранившихся в монастыре Тайцзин-гун (Чанъань), охватывал тексты общим объемом 5700 цз. В ср. века «Дао цзан» в осн. комплектовался за счет включения в него всех хранившихся в монастырских библиотеках книг, независимо от их тематики. Во время восстания Хуан Чао (кон. IX в.) большая часть книг «Дао цзана» погибла, однако их названия были зафиксированы в «Указателе канонов в красных обертках» («Чжу нан цзин му»), составленном в X в.
 
При дин. Сун (960–1279) была проделана работа по восстановлению и дальнейшей кодификации «Дао цзана». Особенно интенсивно она осуществлялась в 1012–1019 по приказу императора Чжэнь-цзуна. Гл. ее исполнителем стал даос Чжан Цзюнь-фан, составивший также компендиум «Дао цзана» — антологию «Юнь цзи ци цянь» («Семь грамот из Облачного хранилища»). Сформированный им сборник состоял из 4565 цз., распределенных по 425 папкам (хань), к-рые были кодированы иероглифами конфуцианского канонического учебника «Цянь цзы вэнь» («Тысячесловие») от первого знака тянь [1] (небо) до 425-го знака гун [4] (дворец), вследствие чего он получил название «Драгоценная сокровищница тянь гун [эпохи] Великая Сун» («Да Сун тянь гун бао цзан»; текст этого варианта «Дао цзана» не сохранился). С того времени «Дао цзан» широко распространяется по даосским монастырям и храмам. В нач. XII в. он был пересмотрен и пополнен новыми соч., а при чжурчжэньской дин. Цзинь (1115–1234) переиздан. В 1191 были вырезаны доски (83 198 шт.), посредством к-рых отпечатаны все собранные тексты «Дао цзана» в количестве 6455 цз. и 602 «связок». Это собрание, получившее название «Драгоценная сокровищница сокровенного поселения [эпохи] Великая Цзинь» («Да Цзинь сюань ду бао цзан»), переиздали в 1237–1244. При монг. дин. Юань (1279–1368) само существование «Дао цзана» было поставлено под угрозу в связи с эдиктом 1281 о сожжении всех даосских книг, кроме «Дао дэ цзина». В период правления китайской дин. Мин (1368–1644) «Дао цзан» приобрел свой современный вид. Около 1445 был подготовлен к печати сборник, получивший название по девизу правления императора Ин-цзуна — «Сокровищница дао [эры] Чжэн-тун» («Чжэн-тун дао цзан»). К нему восходят все последующие переиздания «Дао цзана». Он состоял из 1432 произведений общим объемом в 5305 цз. (480 папок). В 1607 «Дао цзан» был переиздан и дополнен 56 сочинениями объемом в 181 цз. (32 папки). При маньчж. дин. Цин (1644–1911) часть печатных досок «Дао цзана» была расхищена, а остальные сгорели в 1900, во время восстания ихэтуаней. Единственный сохранившийся полный экземпляр «Дао цзана», находившийся тогда в монастыре Байюнь-гуань в Пекине, был воспроизведен фототипич. способом в 1923–1926 (Чжэн-тун дао цзан. Шанхай, изд-во «Шанъу иньшугуань»). Это изд. (1120 томов-бэнь, объединенных в 112 папок) было осуществлено по инициативе видных представителей китайской общественности, в т.ч. известных ученых и политических деятелей Кан Ю-вэя и Лян Ци-чао, и финансировалось экс-президентом Китайской Республики Сюй Ши-чаном. Впоследствии этот вариант «Дао цзана» был переиздан в КНР и на Тайване.
 
Структура совр. «Дао цзана» воспроизводит образец, сложившийся в VI в. Собр. состоит из «трех вместилищ» («Вместилище истинного» — «Дун чжэнь», «Вместилище сокровенного» — «Дун сюань» и «Вместилище духовного» — «Дун шэнь»), к-рые при сохранении прежней тематики стали структурно более аморфными, и «четырех приложений». Каждое из «вместилищ» включает 12 разд. (лэй): «Основные письмена» («Бэнь вэнь»), «Духовные формулы» («Шэнь фу»), «Нефритовые наставления» («Юй цзюэ»), «Одухотворенные схемы» («Лин ту»), «Генеалогии и описания» («Цун лу»), «Заповеди и предписания» («Цзе люй»), «Правила этикета» («Вэй и»), «Практические методы» («Фан фа»), «Искусства образов» («Сян шу»), «Сказания и повествования» («Цзи чжуань»), «Оды и гимны» («Цзань сун»), «Доклады и петиции» («Бяо цзоу»). Тематика «четырех приложений» («Великое сокровенное» — «Тай сюань бу», «Великое равновесие» — «Тай пин бу», «Великая чистота» — «Тай цин бу», «Истинное единство» — «Чжэн и бу») аналогична соответствующим разд. «Дао цзана» VI в.
 
Тексты «Дао цзана» являются осн. источниками для изучения всех аспектов даосизма. В «Дао цзан» включены также недаос. соч. — «Мо-цзы», «Гуань-цзы», «Гуй-гу-цзы» и др.
 
Источники:
Дао цзан (Сокровищница дао). Т. 1–36, 1. Шанхай, 1996.
 
Литература:
Кобзев А.И., Торчинов Е.А., Морозова Н.В. Московская «Сокровищница дао» // НАА. 1986, № 6; Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1993; Флуг К.К. Очерк истории «Даосского канона» («Дао цзана») // Известия АН СССР. Отд. гуманитарных наук. М., 1930; Чэнь Го-фу. Дао цзан юань као. Кн. 1, 2. П., 1963; Ofuchi Ninji. The Formation of the Taoist Canon // Facets of Taoism. New Haven–London, 1979; Schipper K.M. Concordance du Tao-tsang. P., 1975; Wieger L. Taoïsme. Vol. I. Le Canon taoïste. P., 1911.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 237-238.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.