Синология.Ру

Тематический раздел


Хуанлао-сюэпай

黄老学派, учение Хуан[-ди]–Лао[-цзы]. Одно из ранних направлений даосизма, делавшее выводы политич. характера из учения об управлении на основе «недеяния» (у вэй), представленного в «Дао дэ цзине» (V–II вв. до н.э.). Оформилось в Цзися академии. К его представителям в «Ши цзи» (II–I вв. до н.э., цз. 74) причисляются Шэнь Дао, Тянь Пянь, Цзе-цзы и Хуань Юань. Происхождение учения связано с магами-фанши из царства Ци, а сама доктрина соприкасалась с учением о святых-бессмертных (шэнь сянь; см. Сянь-сюэ). Соединение имен мифич. императора Хуан-ди и мудреца Лао-цзы подчеркивает их комплементарность (император оказывается как бы орудием мудреца для осуществления совершенного правления). При дин. Ранняя Хань (206–8 до н.э.) последователи этой доктрины рассматривали «Дао дэ цзин» как руководство по восстановлению совершенного правления Хуан-ди. В поздних текстах эпохи Хань (I–III вв. н.э.) сочетание хуанлао означает уже не Хуан-ди и Лао-цзы, а одного Лао-цзы.
 
Автор: Торчинов Е.А.
 
Возникнув в IV – III вв. до н.э. как учение о дао и дэ [1], альтернативное направлениям «Дао дэ цзина» и Чжуан цзы, хуанлао-сюэпай прекратило свое существование в III – IV вв. н.э., уступив свои идейные позиции сюань-сюэ и буддизму. Наибольшего расцвета оно достигло в нач. эпохи Хань (кон. III – первая пол. II в. до н.э.), когда пользовалось особой поддержкой влиятельных аристократов и высочайших особ (императоров Вэнь-ди и Цзин-ди, правивших в 179 – 141 до н.э., вдовствующей императрицы Доу-тай-хоу и принца Лю Аня), поскольку сочетало в себе богатые теоретические возможности даоской космологии и онтологии с эффективной управленческой технологией легизма (фа-цзя) и популярной среди представителей различных течений, в частности объединенных в особую «свободную школу [эклектиков-энциклопедистов]» (цза-цзя), практикой самосовершенствования с помощью психофизиологических и оккультных методов. По свидетельству Сыма Цяня («Ши цзи», цз. 63), в «искусстве Пути и благодати» (дао дэ чжи шу) хуанлао «коренится» (бэнь) «учение о формах/наказаниях и именах, законах и методах» (син мин фа шу чжи сюэ) создателей легизма Шэнь Бу-хая и Хань Фэя. Идеи хуанлао-сюэпай широко отражены в приписываемых Сун Цзяню и Инь Вэню (см. Сунъинь-сюэпай) главах «Гуань-цзы» (гл. 36 – 38, 49), «Люй-ши чунь цю», «Шэнь-цзы» (см. Шэнь Дао), «Хэ-гуань-цзы», «Хань Фэй-цзы», «Хуайнань-цзы» и «Ши цзи». Началом заката хуан-лао-сюэпай стало стимулированное творчеством Дун Чжун-шу завоевание во второй пол. II в. до н.э. командных высот в государственной идеологии конфуцианством, боровшимся и с даосизмом, и с легизмом, и с неофициальным оккультизмом.

Исчезнувшие почти на две тыс. лет собственные тексты хуанлао-сюэпай, посвященные диалектике естественного Пути-дао и искусственного закона (фа [1]), изменений и превращений согласно действиям космических сил инь – ян и персоноцентричного «недеяния», неожиданно были найдены в 1973 в могильнике Мавандуй (близ Чанша пров. Хунань), датируемом приблизительно 168 до н.э. При раскопках были обнаружены манускрипты на шелке «Четырех канонов (цзин [1], см. Цзин-вэй) Хуан-ди»: «Цзин фа» («Канонические законы» или «Канон: законы»), «Цзин» («Канон», варианты названия: «Ши да цзин» - «Десять великих канонов», «Ши лю цзин» - «Шестнадцать канонов»), «Чэн» («Обозначения»), «Дао юань» («Исток Пути») и, примыкающего к первому списку мавандуйского «Дао дэ цзина», «Цзю чжу» («Девять правителей», вари-ант названия: «И Инь Цзю чжу» - «”Девять правителей” И Иня»), в ко-тором упомянут «План (ту) девяти правителей», также найденный в захоронении. Все они переведены на англ. яз. (R.D.S.Yates, 1997), а «Че-тыре канона» - на фр. (J.Decaux, 1989), совр. кит. (Юй Мин-гуан, 1993; Чэнь Гу-ин, 1995) и частично на рус. (В.В.Малявин, 2003) языки. Их открытие и публикация имели не только научное, но и общекультурное значение, даже породив на Тайване новый культ Желтого императора, основанный на них как на священном писании.

Источники:
Юй Мин-гуан. Хуан-ди сы цзин цзинь чжу цзинь и («Четыре ка-нона Хуан-ди» с современными комментариями и переводом). Чанша, 1993; Чэнь Гу-ин. Хуан-ди сы цзин цзинь чжу цзинь и – Мавандуй Хань му чу ту бо шу («Четыре канона Хуан-ди» с современными комментариями и переводом: Манускрипт на шелке, вырытый из ханьской могилы в Мавандуе). Тайбэй, 1995; Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. VII. М., 1996, с. 40, 171; «Каноны Желтого Владыки» // Искусство управления / Сост., пер. В.В.Малявина. М., 2003, с. 164 – 191; Decaux J. Les Quatre livres de l`Empereur Jaune: le Canon taoique retrouvé. Taipei, 1989; Five Lost Classics: Tao, Huanglao, and Yin-yang in Han China / Tr. by R.D.S.Yates. N.Y., 1997.

Литература:
Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1998, с. 239 – 268; Асано Юити. Коро-до но сэйрицу то тэнкай (Формирование и развитие учения хуанлао). Токио, 1992; Вэй Ци-пэн. Хуан-ди сы цзин сысян тань юань (Изыскание истоков идеологии «Четырех канонов Хуан-ди») // Чжунго чжэсюэ. 1980, № 4, с. 179 – 191; он же. Цянь Хуан-Лао син мин чжи сюэ ды чжэньгуй и пянь – ду Мавандуй Хань му бо шу И Инь Цзю чжу (Предшествовавший учению хуанлао о формах и именах драгоценный утраченный текст: К прочтению манускрипта на шелке «”Девять правителей” И Иня» из ханьской могилы в Мавандуе) // Дао-цзя вэньхуа яньцзю (Исследования даоской культуры). № 3 (1993), с. 330 – 339; Сяо Ша-фу. Хуан-Лао бо шу чжэсюэ цянь и (Простое обсуждение философии манускрипта на шелке хуанлао) // Дао-цзя вэньхуа яньцзю. № 3 (1993), с. 265 – 273; Ху Цзя-цун. Инь Вэнь Хуан-Лао сысян юй Цзися бай цзя чжэн мин (Идеи Инь Вэня и хуанлао и соперничество ста школ в Цзися) // Дао-цзя вэньхуа яньцзю. № 4 (1994), с. 118 – 127; Юй Мин-гуан. Хуан-ди сы цзин юй Хуан-Лао сысян («Четыре ка-нона Хуан-ди» и идеология хуанлао). Харбин, 1989; он же. Бо шу И Инь Цзю чжу юй Хуан-Лао чжи сюэ («”Девять правителей” И Иня» и учение хуанлао) // Дао-цзя вэньхуа яньцзю. № 3 (1993), с. 340 – 348; Cheng Chung-ying. Metaphisics of Tao and Dialectics of Fa: An Evaluation of Huang-ti ssu ching in Relations to Lao-tzu and Han Fei and an Analitical study of Interrelationship of Tao, Fa, Hsing, Ming and Li // JCP. Vol. 10, № 3 (1983), р. 251 – 284; Jochim Ch. Flowers, Fruit, and Incense Only: Elite versus Popular in Taiwan`s Religion of the Yellow Emperor // Morden China. Vol. 16, № 1 (1990), p. 3 – 38; Peerenboom R.P. Naturel Law in the Huang-Lao Boshu // PEW. Vol. 40, № 3 (1990), p. 309 – 330; id. Heguanzi and Huang-Lao Thought // Early China. Vol.16 (1991), p. 169 – 186; id. Law and Morality in Ancient China: The Silk Manuscripts of Huang-Lao. Albany, 1993; Roth H. Psychology and Self-Cultivation in Early Taoistic Thought // HJAS. Vol. 51, № 2 (1991), p. 599 – 650; Seidel A.K. La Divinisation de Lao Tseu dans le Taoisme des Han. Vol. 71. P., 1969.
 
Автор: Кобзев А.И.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 487-488.

Авторы: ,
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.