Синология.Ру

Тематический раздел


Шэнь-нун бэнь цао цзин

(«Канон корней и трав Шэнь-нуна», «Кн. Шэнь-нуна о корнях и травах», «Травник Шэнь-нуна», «Materia medica Шэнь-нуна»), сокр. «Бэнь цао цзин» («Канон корней и трав»). Самая ранняя, ставшая образцовой фармакопея с описанием нумерологически (сяншучжи-сюэ) значимого, символизирующего число дней в году, количества медикаментозных средств - 365. Приписывается легендарному имп. Шэнь-нуну (традиц. 1-я пол. III тыс. до н.э.), к-рый якобы разослал своих помощников во все концы страны для сбора образцов растений, камней, металлов и, изучая их целебные свойства, испробовал действие каждого на самом себе. Первонач. текст, формировавшийся от кон. III в. до н.э. по нач. I в. н.э., не сохранился, но был интергрирован в «Бэнь цао цзин цзи чжу» («“Канон корней и трав” с собр. коммент.», 7 цз., 500; совр. изд.: Пекин, 1955) Тао Хун-цзина, к-рый вдвое увеличил количество указ. медикаментов, раздели их на семь видов: «нефриты и камни» (юй ши), «травы и деревья» (цао му), «насекомые и звери» (чун шоу), «плоды» (го [2]), «овощи» (цай [2]), «рис и пищевые [продукты]» (ми ши), остальные, подробнее описал места произрастания или добычи, способы сбора, приготовления и клинического применения. Но и от этого фундаментального труда остались только извлечения, прежде всего в «Чжэн лэй бэнь цао» («Проверенные и классифицированные корни и травы», ок. 1082, изд. 1108) Тан Шэнь-вэя (ум. после 1108) и «Бэнь цао ган му» («Осн. положения о корнях и травах», 1578/1593) Ли Ши-чжэня, и дефектный экз., обнаруженный в конце эпохи Мин в пещере Дуньхуана. Важнейший шаг в реконструкции трактата сделал Мяо Си-юн (1546-1627) в «Бэнь цао цзин шу» («Канон корней и трав Шэнь-нуна» с толкованиями», 30 цз., 1623; совр. изд.: Нанкин, 1980; Шанхай, 1991), описав 490 снадобий и значительно расширив их характеристики с привлечением мед. теории, основанной на общих категориях инь – ян, у син (пять элементов) и т.п. Восстановили текст Сюй Да-чунь (1693-1771), Сунь Син-янь (1753-1818), Гу Гуань-гуан (1799-1862) и др. ученые эпохи Цин.
 
Среди его исходных 365 медикаментов: 252 растительного происхождения, 67 – животного, 46 – минерального, что выделяет кит. медицину из др. традиций, обычно не пользовавших минеральными препаратами. Впервые в Китае проведена классификация снодобий по трем разрядам – «высшему», «среднему», «низшему»: 120 полностью безвредных, укрепляющих и омолаживающих, к-рые можно принимать без ограничения (напр., женьшень, дереза); 120 токсичных и нетоксичных, лечащих и укрепляющих, прием к-рых должен быть ограничен (напр., астрагал, лилия, коптис, лимонник, эфедра); 125 ядовитых, к-рые обладают эффективным целебным действием только при кратковременном применении в определенной дозировке (напр., молочай, волчеягодник, кротоновое масло, корень аконит/бореца, чемерица, шпанские мушки). Впервые в мире указаны препараты из ртути и мышьяка. Рекомендованы морские растения для лечения зоба. В Европе первое упоминание о таком лекарстве встречается у Роджера из Палермо в «Practica Chirurgiae» (1180). Средства против 170 с лишним болезней предписаны в порошках, пилюлях, отварах, настойках, пластырях. Фармакология «Шэнь-нун бэнь цао», следуя нумерологизированным общетеоретическим концепциям «четырех пневм» (сы ци; см. Ци [1]), «пяти вкусов» (у вэй), «семи чувств/эмоций» (ци цин) и др., во многом ориентирована на продление жизни (см. Макробиотика), как у «нестареющих святых-бессмертных» (бу лао шэнь сянь; см. Шэнь [1], Сянь [1], Сянь-сюэ).
 
Источники:
Шэнь-нун бэнь цао цзин» («Канон корней и трав Шэнь-нуна) / Сост. Гу Гуань-гуан. Пекин, 1955; Шэнь-нун бэнь цао цзин бай чжун лу («Канон корней и трав Шэнь-нуна» с разнообразными записями) / Сост. Сюй Да-чунь. Пекин, 1956; Шэнь-нун бэнь цао цзин (Канон корней и трав Шэнь-нуна) / Толк. У Пу и др., сост. Сунь Син-янь, Сунь Фэн-и. Пекин, 1963; Бэнь цао цзин цзе («Канон трав и деревьев» с разъяснениями) / Сост. Е Тянь-ши. Шанхай, 1963; Шэнь-нун бэнь цао цзин цзяо дянь («Канон корней и трав Шэнь-нуна» с правкой и пунктуацией) / Сост. Шан Чжи-цзюнь. Хэфэй, 1981; Шэнь-нун бэнь цао цзин (Канон корней и трав Шэнь-нуна) / Сост. Хуан Шуан. Пекин, 1982; Шэнь-нун бэнь цао цзин ду («Канон корней и трав Шэнь-нуна» для чтения) / Сост. Чэнь Сю-юань, сверка коммент. Сяо Инь-лан. Фучжоу, 1982; Шэнь-нун бэнь цао цзин цзяо чжу («Канон корней и трав Шэнь-нуна» с правкой и коммент.). Пекин, 1998; Ли Шичэнь [Ши-чжэнь]. Китайские целебные травы. М., 2004.
 
Литература:
Вогралик В.Г., Вязьменский Э.С. Очерки китайской медицины. М., 1961; Ибрагимова В.С. Кит. медицина. М., 1994, с. 12-13 и др.; Юар П., Ван М. К изучению древней китайской медицины // Из истории науки и техники в странах Востока. М., 1963. Вып. 3, с. 171–217; Гао Сюэ-минь. Чжун яо-сюэ (Китайская фармакология). Кн. 1–3. Пекин, 1986; Чжэнь Чжи-я. Чжунго исюэ ши (История китайской медицины). Пекин, 1987, с. 12-13; Croizier R.-C. Traditional Medicine in China: Science, Nationalism, and the Tensions of Cultural Change. Cambridge (Mass.), 1968; Fu Weikang. Traditional Chinese Medicine and Pharmacology. Beijing, 1985; Read B.E. Chinese Medicinal Plants from the Pen Ts'ao Kang Mu. Peking, 1936; Sivin N. Traditional Medicine in Contemporary China. Ann Arbor, 1987; Unschuld P.-U. Medicine in China. University of California Press, 1985.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М. : Вост. лит., 2006–. Т. 5. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2009. — 1055 с. С. 964-965.

Авторы: ,
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.