Синология.Ру

Тематический раздел


Ли Ши-чжэнь

李時珍, Ли Дун-би 李東璧. 1518, ок. совр. г. Цичунь, пров. Ху-бэй, – 1593). Ли Ши-чжэньЛи Ши-чжэнь Знаменитый врач, фармаколог и натуралист. От отца, бывшего врачом, еще юношей Ли Ши-чжэнь получил нач. знания по медицине. Однако, возмужав, он сначала не захотел идти по отцовским стопам и трижды безуспешно пытался сдать экзамены на получение чиновничьей должности. Продолжая изучать медицину, Ли Ши-чжэнь приобрел репутацию успешного врача. Слава о нем достигла имп. семьи, к к-рой он был приближен в 1543. По имп. указу он в 1544–1549 служил директором Высшей медицинской академии (Тай-и-юань) в Пекине. Много времени Ли Ши-чжэнь провел в путешествиях, собирая сведения о лечебных снадобьях. Последние годы жизни прожил в родной деревне, занимаясь врачеванием.
 
Ли Ши-чжэнь написал 10 соч. по медицине, из к-рых до наших дней дошли только три: «Бэнь цао ган му» («Осн. положения о корнях и травах»/«Великий травник»/«Компендиум Materia medica») – его гл. труд о фармакологии; «Биньху мо-сюэ» («Учение о пульсе из Биньху»), где описывается 25 видов пульса (мо [3]), соответствующих определенным заболеваниям; «Ци цзин ба мо као» («Исслед. восьми пульсов чудесных меридианов») – о пульсологии и лечении посредством иглоукалывания и моксоприжигания (чжэнь цзю).
 
«Бэнь цао ган му» стал результатом многолетних исслед. Ли Ши-чжэня. Работа над ним началась приблизительно в 1552. После написания первого вар. в 1578 авт. до кон. жизни продолжал вносить уточнения. В окончательном виде он был издан в 1596, уже после смерти Ли Ши-чжэня. Это соч. суммирует все кит. фармакологические исслед. до XVI в. При его подготовке было использовано более 800 источников.
 
В «Бэнь цао ган му» 54 т. (цзюаня), из к-рых два последних состоят целиком из ил., охватывающих три царства природы: животное, растительное и минеральное. Помимо принадлежащих к ним веществ и объектов в тексте говорится об объектах искусственного происхождения, также используемых для получения лекарств. Все вместе классифицированы по 16 разд. (бу [4]): 1) воды (шуй); 2) огни (хо [1]); 3) почвы (ту [1]); 4) металлы (цзинь [2]) и камни (ши [24]); 5) травы (цао); 6) злаки (гу [4]); 7) овощи (цай); 8) фрукты (го [2]); 9) деревья (му [3]); 10) ткани (фу [16]) и утварь (ци [2]); 11) насекомые (чун [3]); 12) чешуйчатые животные (линь [1]); 13) панцирные животные (цзе [10]); 14) птицы (цинь [5]); 15) четвероногие животные (шоу [5]); 16) люди (жэнь [1]). Последовательность разд. в этой классификации основана на смешанных принципах генезиса, величины и совершенства. По мнению Ли Ши-чжэня, вода и огонь в природе предшествуют «тьме вещей» (вань у; см.  у [3]), а почва является «матерью тьмы вещей»; металлы и камни происходят из почвы; травы, злаки, овощи, фрукты и деревья – это ряд «от меньшего к большему»; одежда и утварь делаются из трав и деревьев; насекомые, чешуйчатые и панцирные животные, птицы, четвероногие животные и люди – это ряд «от мерзкого до драгоценного». Н. Сивин (1973) отметил влияние на данную классификацию теории пяти стихий/элементов (у син), выражающееся в том, что в отличие от предыдущих бэнь цао, начинавшихся с разд. «камни и металлы» (цзинь ши), Ли Ши-чжэнь ввел внач. разд. «вод» (шуй), «огней» (хо [1]) и «почв» (ту [1]). Как подметил А.И. Кобзев, нач. разд. располагаются в одном из четырех осн. порядков стихий/элементов, а именно 4оп (четвертый осн. порядок) в его номенклатуре, или «современном», по Дж. Нидэму (1956), – вода, огонь, почва, металл, дерево. За классификационным уровнем бу [4] идет подразделение на «рода» (лэй [3]) и «виды» (чжун [3]). В общ. сложности выделяется 60 лэй [3] и 1892 чжун [3]. Напр., класс «металлы и камни» подразделяется на 4 рода и 161 вид, «овощи» – на 5 родов и 105 видов. Т.о., Ли Ши-чжэнь использовал, по существу, бинарный принцип классификации, по к-рому разновидности природных и искусственных реалий рассматриваются как проявления их рода, и к-рый впервые в Европе был представлен более чем двумя столетиями позже в вышедшей в 1753 кн. Карла фон Линнея «Система природы». Однако работа Ли Ши-чжэня была не кит. версией систематического описания «Храма природы», а только удобным способом сортировки источников и продуктов, использовавшихся для изготовления лекарственных веществ.
 
В «Бэнь цао ган му» Ли Ши-чжэнь ввел в употребление 374 новых лекарственных вещества, а остальные взял из более ранних источников. При описании указаны по мере необходимости вторичные назв. вещества, гл. его признаки, способ приготовления, лечебный эффект, рецепты, в к-рых оно применяется и проч. В общ. сложности приведено свыше 11 тыс. рецептов.
 
В «Бэнь цао ган му» имеется первое упоминание о прививке против оспы, основанной на том же самом принципе, к-рый привел на Западе к развитию иммунологии. Труд Ли Ши-чжэня содержит обширные сведения по естествознанию, материалы по географии, истории, диетологии, кулинарии и философии. Он на четыре столетия стал осн. руководством по рецептуре для фармакологов Китая и др. стран Вост. Азии, был много раз переиздан и прокомментирован как на родине, так и вне ее. В Европе «Бэнь цао ган му» стал изв. в XVIII в. На него ссылались Карл фон Линней и Чарльз Дарвин.
 
Источники:
Ли Ши-чжэнь. Бэнь цао ган му (Осн. положения о корнях и травах). Пекин, 1975; Ли Шичэнь [Ши-чжэнь]. Китайские целебные травы. Классический труд по фармакологии / Пер. с англ. Л.А. Игоревского. М., 2004.
 
Литература:
Вогралик В.Г., Вязьменский Э.С. Очерки китайской медицины. М., 1961; Ли Ши-чжэнь яньцзю луньвэнь цзи (О Ли Ши-чжэне: Сб. исследовательских статей). Ухань, 1985; Тан Мин-бан. Ли Ши-чжэнь пин чжуань (Критическая биография Ли Ши-чжэня). Наньцзин, 1991; Encyclopaedia of the History of Science, Technology, and Medicine in Non-western Cultures. Dordrecht; Boston; London, 1997; Lu Gweidjen. China's Greatest Naturalist: A Brief Biography of Li Shih-chen // Physis 1966. № 8, p. 383–392, Needham J. Science and Civilisation in China. Cambrdge, 1984. Vol. V; 1986. Vol. VI. Pt. 1; Read B.E. Chinese Medicinal Plants from the Pen Ts'ao Kang Mu. Peking, 1936; Unschuld P. Medicine in China: A History of Pharmaceutics. Berkeley, 1986.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М. : Вост. лит., 2006–. Т. 5. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2009. — 1055 с. С. 727-729.
 


Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.