Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Фэн-хуан

鳳凰 Фэн-хуанФэн-хуанв древнекитайской мифологии чудесная царь-птица. В зап.-европ. и рус. литературе фэн-хуан обычно трактуется как птица феникс. Наиболее ранние упоминания о фэн-хуане встречаются уже на иньских гадательных надписях (ок. XV в. до н.э.). Как предполагают исследователи, слово фэн (чудесная птица) первоначально было обозначением божества ветра — посланца Небесного владыки (см. Тянь-ди). Не исключено, что большое значение, к-рое древние китайцы придавали фэн-хуану, связано и с архаич. представлениями части иньских племен (особенно на п-ове Шаньдун), считавшей своим тотемом птицу (см. Се). Этимология понятия хуан довольно сложна. Нек-рые ученые предполагают, что хуан —это изначально название особого гребня на голове птицы фэн, графически представляющего собой изображение восходящего солнца, лучи к-рого напоминают трезубец. Возможно, что еще одно свидетельство солярной природы образа птицы фэн — соотнесенность фэн-хуана со стихией огня в классификационной системе по пяти первоэлементам (см. У син). В более поздних текстах фэн толкуется как самец, а хуан как самка. К рубежу н.э. появляются подробные описания внешнего облика фэн-хуана. Так, согласно словарю рубежа I-II вв. «Шо вэнь цзе цзы» («Толкование знаков и анализ иероглифов»), у фэн-хуана клюв петуха, зоб ласточки, шея змеи, на туловище узоры, как у дракона, хвост рыбы, спереди как лебедь, сзади как единорог-цилинь, спина черепахи. Согласно древним мифологич. преданиям, фэн-хуан — птица с разноцветным оперением — живет в «Восточном царстве совершенных людей» (Дунфан цзюнь-цзы чжи го); вылетая оттуда, она парит за пределами Четырех морей (Сы хай), пролетает через гору Куньлунь, пьет воду у горы Чжичжу, стоящей средь водной стремнины, мочит крылья в водах Жошуй. Появление фэн-хуана считалось знаком наступления великого мира в Поднебесной. В качестве птицы, сопутствующей миру и процветанию, фэн-хуана упоминается в легендах о правителе Хуан-ди, государе Шуне и т.п. Государь Фу-си по случаю прилета фэн-хуана создал спец. музыку. По нек-рым косвенным записям прилет фэн-хуана, видимо, отождествлялся с началом дождей. Считалось, что фэн-хуан знает сезоны года и поэтому, согласно преданию, правитель Шао-хао назвал чиновника, ведающего календарем, — фэн-няо-ши (букв. «род птицы фэн»). Фэн-хуан считался в средневековом Китае символом человеколюбия (жэнь [2]) и одновременно — государя (наряду с драконом-лун), но чаще государыни-императрицы, а также вообще невесты.
 
Солярный характер образа фэн-хуана и указания в древних источниках на то, что фэн-хуан живет (или рождается) в Даньчжу (киноварной пещере), соотнесенной с югом, привело к контаминации образа Фэнхуана с образом Чжуняо (или Чжуцяо) — Красной птицы, символом юга. В ср. века образ фэн-хуана часто использовался и в даосизме; в даос. легендах сообщалось о святых, разъезжающих по небу на фэн-хуане, в ряде преданий рассказывается о явлении женщинам во сне птицы фэн-хуана, после чего те рожали выдающихся сыновей. За этим можно видеть представление о фэн-хуане как о птице, связанной со светлым началом ян [1] (см. Инь-ян).
 
Фэн-хуанФэн-хуанОбраз фэн-хуана чрезвычайно популярен в китайском искусстве с глубокой древности. Примерно с эпохи Шан-Инь (XVIII/XVI–XII/XI до н.э.) до нас дошли бронзовые сосуды с рельефами, изображающими фэн-хуана как птицу с пышным хвостом, огромными глазами и своеобразным гребнем типа трезубца на длинной ножке на голове. Есть основания предполагать, что определенное влияние на формирование образа фэнхуана оказало представление о павлине. В старом Китае изготовление картин с изображением фэн-хуана было сосредоточено в г. Фэнхуанфу пров. Аньхуй, что было связано с легендой о появлении в этом городе фэн-хуана, к-рый пропел на могиле отца Чжу Юань-чжана, после чего последнему удалось основать национальную дин. Мин.
 
Литература:
Ду Эр-вэй. Фэн, линь, гуй, лун каоши (Разыскания о фениксе-фэн, единороге-линь, черепахе-гуй и драконе-лун). Тайбэй, 1971, с. 6–40; Идзуси Ёсихико. Хоо-но юрай-ни цуйтэ (О происхождении фэнхуана) / он же. Сина синва дэнсэцу-но кэнкю (Исследования китайских мифов и легенд). Токио, 1973, с. 247–266; Хаяси Минао. Хоо-но дзудзо-но кэйфу (Генеалогия изображений фэнхуана) // Кокогаку дзасси. 1966. Т. 52, № 1, с. 11–29; Sсhmitt G. Der Wind als Phonix // Mitteilungen des Institute für Orientforschung. 1963, Bd 9, Hf. 2/3, S. 383–391; Yoshiniko Izushi. A Study of the Origin of the Ch’i-lin and the Feng-huang // Memoirs of the Research Department of the Toyo Bunko. Tokyo, 1937, № 9, p. 78–109.
 
Автор: Рифтин Б.Л.

Сы линСы линФэн-хуан входит в состав «четырех божественных/священных/духовных [существ]» (сы лин), под к-рыми подразумеваются, согласно конфуцианскому канону «Ли цзи» (гл. «Ли юнь» - «Циркуляция благопристойности», рус. пер.: И.С.Лисевич, 1973), мифические и благовещие для государства и власти животные: единорог (линь, цилинь), феникс (фэн [2]), черепаха (гуй [7]) и дракон (лун), а также четыре зооморфных символа стран света и соответствующих им квадрантов небосвода, «небесных дворцов» (тянь гун): Лазурный/Зелено-синий дракон (Цан-лун/ Цин-лун) - восток, «восточный дворец», Белая тигрица (Бай-ху) - запад, «западный дворец», Красная птица (Чжу-цюэ/цяо) - юг, «южный дворец», Черно-красный воин/Змея с черепахой (Сюань-у) - север, «северный дворец». В полностью соответствующем теории пяти элементов (у син) наборе «пяти божественных/священных/духовных [существ]» (у лин), к указанным четырем, согласно комментарию Ду Юя (222 – 284) к «Цзо чжуани» («Предание Цзо»), добавлялась Белая тигрица.
 
Фэн [2] также сочетался с самкой-драконом луань (см. Луань-няо). От этого союза рождался птенец луань-чжо, иероглиф чжо из имени к-рого входит в бином юэ-чжо, означающий мифического пурпурного феникса и реальную водоплавающую птицу, схожую с крупной уткой. Образ пары фениксов луань-фэн стал символом неразлучной и гармоничной супружеской четы, а также корифеев, героев, лучших людей и их творений.
 
В мифологическом каноне «Шань хай цзин» («Канон гор и морей», цз. 7, 11, 15, 16) хуан [1], луань и фэн [2] описаны согласно нумерологическому (сяншучжи-сюэ) принципу сань у («троицы и пятерицы/ утроение и упятерение») – как три вида «пятицветных» (у цай) птиц (няо), из к-рых луань поет, а фэн [2] танцует. Фениксы луань и фэн [2] с щитками на голове и змеями на голове, ногах и груди – обитатели волшебных деревьев, дарующих бессмертие (бу-сы-шу) и приносящих самоцветные плоды (фу-чан-шу, лан-гань-шу), на священной горе Куньлунь, где стоял дворец Хуан-ди. Там же сказано о царстве Плодородия (Чжу-яо), жители к-рого едят яйца феникса (фэн [2]) и пьют росу, подобно даосским святым, что в целом, видимо, связано с «учением о бессмертии» (сянь-сюэ). В этом же памятнике (цз. 1, кн. 3) говорится и о фэн-хуане как единой танцующей и поющей птице, у к-рой, опять-таки в соответствии с системой пяти элементов, облик знаменует конфуцианские «пять благодатей» (у дэ): «узоры/знаки» (вэнь) головы – «благодать/добродетель» (дэ [1]), крыльев – «долг/справедливость» (и [1]), спины – «благопристойность» (ли [2]), груди – «гуманность» (жэнь [2]), живота – «благонадежность/верность» (синь [2]) (а также Сань ган у чан).
 
Источники:
Каталог гор и морей (Шань хай цзин) / Пер. Э.М.Яншиной. М., 2004, с. 127, 136, 147, 151; Философы из Хуайнани (Хуайнаньцзы) / Пер. Л.Е.Померанцевой. М., 2004, с. 21, 187.
 
Литература:
Куликов Д.Е. Орнитологические мотивы в культуре Шан-Инь и их связь с древнекитайской мифологией // XXXII НК ОГК. М., 2002, с. 6 – 42; Терентьев-Катанский А.П. Иллюстрации к китайскому бестиарию. СПб., 2004, с. 45 – 51; Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1987, указ.; Юань Кэ. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и легенд). Шанхай, 1985, с. 91 – 92.

Автор: Кобзев А.И.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 651-653.

Авторы: ,
 

Новые публикации на Синологии.Ру

История основных историко-культурных зон Восточной Азии в Х–I тыс. до н.э. в первом томе «Истории Китая»: подходы и концепции
О статье Е.Ф. Баялиевой «Правовые аспекты обращения бумажных денег в юаньском Китае»
Частотный иероглифический словарь классических китайских текстов и его использование в тематическом и жанровом анализе
Дневники В.М. Алексеева в «Синологической картотеке» учёного
История перевода Нового Завета на китайский язык свт. Гурием Карповым


© Copyright 2009-2018. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.