Синология.Ру

Тематический раздел


Се

, в древнекитайской мифологии и легендарной истории культурный герой, основатель дин. Шан. По одному варианту мифа, Се родился из яйца ласточки (тотемной птицы), к-рое подобрала его мать Цзянь-ди и положила в нефритовую шкатулку; по другому, стадиально более позднему варианту, Цзянь-ди, проглотившей яйцо, разрезали спину и родился Се. В исторической традиции Се считался идеальным правителем, к-рый помогал великому Юю в усмирении потопа. Се, по одной из версий, занимал должность блюстителя нравов и обычаев при Шуне.
 
Литература:
Сыма Цянь. Исторические записки. Т. 1. М., 2001, указ.; Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1987, указ.; он же. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и преданий). Шанхай, 1985, с. 264; Хуан Фуми. Ди ван ши цзи цзи цунь (Сохранившиеся фрагменты из Хронологии царей и государей). Сост. Сюй Цзун-юань. Пекин. 1964, с. 61.
 
Автор: Рифтин Б.Л.
 
Иероглиф, представляющий имя Се, читается также (в том числе и как фамильных знак) ци  и в этом звучании принят Э.М.Яншиной. В пользу подобного озвучания можно заметить, что в нем он входит в обозначения некитайских («варварских») племен (ци-дань - кидани, ци-би - циби), а имя матери Се/Ци Цзянь-ди образовано на основе иероглифа ди [8], обозначающего северных и северо-восточных варваров, в частности, киданей. Возможно, что и присущее ци значение «договор» намекает на полученную Се/Ци от Шуня  должность блюстителя «пяти правил поведения» среди народа. Но, кроме того, этот же иероглиф читается це со значением «резать», что слишком точно совпадает со способом появления на свет Се/Ци, чтобы быть простым совпадением. Поэтому допустимо его именовать и Це. В том или ином озвучании данный иероглиф считался еще и именем первопредка и правителя/божества Запада Шао-хао, аналогично рожденного и также связанного с образом птицы (см. Сюань-нюй). Согласно Го Мо-жо, «Шао-хао и Се/Ци/Це - один человек».
 
Источники:
Шицзин / Изд. подготовили А.А.Штукин, Н.Т.Федоренко. М., 1957, с. 461; Древнекитайская философия. Т. 1. М., 1972, указ.; Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990, указ.
 
Литература:
Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М., 1984, с. 37, 38, 82, 83.

Автор: Кобзев А.И.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 564-565.

Авторы: ,
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.