Синология.Ру

Тематический раздел


Цилинь

麒麟, ци-линь, линь. ЦилиньЦилиньВ древнекитайской мифологии чудесный зверь — единорог. По аналогии с  фэн-хуан, цилинь истолковывается как соединение двух понятий: ци — «самец-единорог» и линь — «самка». Существуют различные описания цилиня, отличающиеся в деталях, но все они составлены по архаич. принципу уподобления отд. частей цилиня частям тела реальных животных: у цилиня тело оленя, но меньше размером, шея волка, хвост быка, один рог, заканчивающийся мягкой шишкой (мясным наростом), копыта коня, разноцветная (по др. версиям — бурая) шерсть (в источниках упоминаются также белые и зеленые цилини). Когда цилинь идет по земле, то не сломает травинки, не раздавит букашки; он не ест живых тварей, а питается чудесными злаками. По нек-рым представлениям, цилинь может даже летать или ходить по воде, словно по земле. В древних текстах цилинь часто упоминается наряду с оленями (см. Бай-лу) как их своеобразный вожак. Цилинь считался главным из всех зверей (наряду с фэн-хуаном — главным среди птиц). Отлич. признаком цилиня является его неострый рог, к-рым он не может причинить вреда. Древние авторы рассматривают цилиня как воплощение морально-этической категории — жэнь [2] («человеколюбие», «гуманность»). Существуют различные толкования символики, связанной с наличием у цилиня одного рога: по одним — это символ объединения страны в единое гос-во, по др.— символ единовластия государя.
 
ЦилиньЦилиньВ даос. преданиях на белых цилинях ездят бессмертные (сянь [1]), свита Си-ван-му. В древности существовало много легенд о появлении и поимке цилиня — и то и другое считалось знаком идеального, мудрого и гуманного правления. Словами «поймали линя», вошедшими в поговорку, заканчивает Конфуций свою летопись «Чунь цю» («Вёсны и осени»). Считалось, что появление цилиня несло с собой умиротворенность и процветание природе, было знаком предстоящего рождения мудреца. Так, согласно «Ши и цзи» («Записи о забытом», ок. VI в.), рождению Конфуция предшествовало появление цилиня, к-рый исторг изо рта нефритовое письмо с пророческими словами о правлении дома Чжоу (появление цилиня маркировало и смерть Конфуция, так же как и крушение нек-рых царств). В нар. верованиях цилинь прочно ассоциировался с рождением сыновей: спускающийся с неба цилинь приносит сына — традиц. сюжет благопожелательных лубков (нянь хуа), нар. вырезок из цветной бумаги. Имеется много версий о происхождении образа цилиня (связь его с жирафой, коровой и др.). По гипотезе япон. ученого Идзуси Ёсихико, образ цилиня развился на основе представлений об олене.
 
Источники:
Ду Эр-вэй. Фэн, линь, гуй, лун каоши (Толкование образов феникса, единорога, черепахи и дракона). Тайбэй, 1971, с. 41–72.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 702.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.