Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Фа 1

закон, образец, правило, метод; санскр. дхарма.
 
Категория китайской философии и культуры. В широком смысле означает определяемый деонтологич. нормой образец (прежде всего поведения и действия). В узком смысле — юридич. закон, противостоящий природной «благодати/добродетели» — дэ [1] (ср. дихотомию закона и благодати в христианской традиции), а в социально-правовом аспекте оппозиционный ритуальной «благопристойности» (ли [2]). У Мо Ди (V в. до н.э.) фа тянь («небесный образец») — выражаемое Небом (тянь [1]) как высшей безличной силой, обладающей волей, и общее правило, к-рое заключается во «всеобщей любви и взаимной выгоде». На этой нравственной норме зиждутся собственно юридич. законы, установленные «совершенномудрыми» (шэн [1]) правителями древности. Значения «образец», «брать за образец» фа [1] имеет также в «Дао дэ цзине» (IV в. до н.э.): «Человек берет за образец (фа [1]) землю, земля — небо, небо — дао, а дао — само себя». Поздние моисты рассматривали фа [1] преимущественно как «метод» — цель, средства, план или порядок действий («то, следуя чему, можно получить результат») и критерий оценки результатов. В более узком значении «метод» — правило получения истинных знаний и способ их применения. Для мыслителей «военной школы» (бин-цзя) фа [1] — универсальное упорядочивающее начало, строй, распорядок жизни об-ва. Близкое значение фа [1] имеет в раннеконф. (см. Конфуцианство) памятниках, напр. в «Ли цзи» (V–II вв.). В даос. (см. Даосизм) трактате «Хуан-ди сы цзин» («Четыре канона Желтого императора», II–I вв.) термины фа [1] и дао коррелируют и рассматриваются как взаимообусловленные.
 
С начала формирования легизма фа [1] стал его гл. категорией, на к-рой строилась концепция «правления на основе закона» (фа чжи). В «Шан цзюнь шу» (IV в. до н.э.) фа [1] определяется как «то, посредством чего управляют государь и министры»; юридич. законы, сообразные конкр. ситуации, противопоставлены неизменным нормам «благопристойности» (ли [2]), связывающим правителя. Легистские взгляды выражены в отд. пассажах «Гуань-цзы» фа [1] назван «тем, что запрещает убийство и разбой», в др. месте — «тем, посредством чего верхи принуждают народ к должному поведению». В (III в. до н.э.), где «Хань Фэй-цзы» (III в. до н.э.) «законы» — это писаные юридич. определения («сборники писаний, в к-рых установлены чины и учреждения, с тем чтобы упорядочить сто фамилий», т.е. жизнь народа).
 
Уже у Сюнь-цзы (IV–III вв. до н.э.) проявилась тенденция к сближению легистского закона с конф. ритуальной «благопристойностью»: «нарушение норм благопристойности означает нарушение закона». Эта тенденция получила развитие в эпоху Хань (III в. до н.э. — III в. н.э.) и стала характерной чертой офиц. идеологии имп. Китая. Во II в. конфуцианец-каноновед Чжэн Сюань подытожил синтез конф. и легистских представлений о законе как выражении того обществ. «порядка» (чжи ду), к-рый был создан предками в эпохи Ся (традиц. версия XXIII–XVI вв. до н.э.) и Шан–Инь (XVI–XI вв. до н.э.).
 
Источники:
Переломов Л.С. (пер. с кит., вступ. ст. и коммент.). Книга правителя области Шан (Шан цзюнь шу). М., 1968. 
 
Литература:
Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983; Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1983; Титаренко М.Л. Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение. М., 1985; Cheng Chung-ying. Metaphysics of Tao and Dialectics of Fa: Аn Evaluation of “Huang-ti Ssu Ching” in Relations to Lao-tzu and Han Fei and an AnaliticaJ Study of Interrelationship of Tao, Fa, Hsing, Ming and Li // JCP. Honolulu, 1983. Vol. 10, № 3.
 
Автор: Юркевич А.Г.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С.459-460.

Фа [1] — Категория китайской философии и культуры, использующаяся в 2-х значениях: 1) «закон», «образец», «правило», «метод»; 2) дхарма — фундамент. понятие инд. культуры, переводящееся в зависимости от контекста как «опора», «закон», «добродетель», «долг» и т.п.; и ставшее важнейшим понятием в буддизме.
 
В буддизме Дхарма обозначает Абсолют, истинную реальность, Закон вселенной, открытый Буддой, его Учение как вторую из «трех драгоценностей» (сань бао) буддизма, а также каждое отд. наставление Будды его ученикам, зафиксированное в буд. текстах. Кроме того, дхарма — это мельчайшая частица потока сознания, качество, объект познания и т.д. Термин происходит от санскр. корня «дхар»(«держать», «нести», «утверждать») и буквально означает «опора для чего бы то ни было». Смысл «религиозный закон общества» и отд. положения этого Закона слово «дхарма» приобрело еще в добуд. времена. Тогда же оно стало истолковываться как некий дар, открывающийся просветленным.
 
В буд. традиции считается, что Будда обрел этот труднопостижимый дар в состоянии просветления (бодхи, кит. пути) и долго не мог найти способов его передачи, поскольку язык — слишком несовершенное средство для этой цели, а обычному человеч. уму трудно воспринять чистоту Закона. Одно из решений проблемы передачи Закона Будда нашел в обучении на различных уровнях сложности взависимости от способностей слушателей, другое — в общении и проповеди на местных диалектах, санскрит же объявлялся применимым только для брахманов и ученых. Наконец, третье — это безмолвное познание Закона в сосредоточении и созерцании, к-рое Будда считал возможным предложить лишь высоконравственным и подготовленным для этого лицам.
 
В своих беседах Будда использовал термин «дхарма» по меньшей мере в двух различных плоскостях. При описаниях структур психики субъекта и его потока сознания он рассматривал дхарму как мельчайшую и далее неделимую единицу анализа. В данном случае в текстах чаще прибегают к множественному числу слова — дхармы, что по-русски лучше передавать неологизмом «дхармо-частица», являющимся специфически буд. толкованием термина.
 
Основоположник буддизма развивал и традиционное для индийской культуры понимание Дхармы как духовного Закона и его учений. В этом смысле Дхарма — опора вселенной, закон жизни и рождений существ, запечатленный в текстах Учения. Причем объектом культа является не абстрактная «опора вселенной», а именно текст Закона. Будда подчеркивал, что подлинные смыслы текстов Дхармы — вне языка, они постигаются в интуитивном озарении. Т.о., сущность Дхармы внезнакова и идентична сущности дхармо-частиц, постигаемых в йогическомсозерцании (санскр. випашьяна, кит. гуань [2])
 
Литература:
Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны: Религиозно-философские трактаты. М., 2000; он же. Историко-методологические проблемы изучения древнебуддийской философии (V в. до н.э. — V в. н.э.) // Московское востоковедение. Очерки. Исследования. Разработки. М., 1997; он же. Словарь индо-тибетского и российского буддизма. Главные имена, основные термины и доктринальные понятия. М., 2000; Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1991, с. 97 – 111; Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988, с. 112 – 198.
 
По материалам В.П. Андросова
 
В хинаяне (сяо шэн) дхарма — некая единичная (и единственная) истинно реальная сущность, «не рождающаяся» и «не исчезающая». Число дхарм бесконечно велико, и каждая является носителем к.-л. определенного качеств. признака. С этой т.зр. различными школами выделяются 75, 84 или 100 видов дхарм. Все сущее — временная комбинация «волнений» нек-рого количества дхарм (что является их «недолжным» состоянием, «должное» — покой). «Волнение» дхарм и характер сочетания этих «волнений» обусловливаются комплексом причин.
 
В махаяне (да шэн) единственной истинной реальностью является Будда в своей базисной ипостаси — «теле Дхармы» (дхармакая, кит. фа шэнь, см. Сань шэнь), а дхармы, как все единичное без исключения, трактуются в качестве условно реальных (или нереальных) сущностей, и их истинным «знаком» признается «пустота» (шунья; см. Кун [1]).
 
Почти во всех кит. и япон. буд. школах толкования понятия «дхарма» следуют махаянистской традиции, т.е. дхармы интерпретируются как условно реальные сущности, но, с др. стороны, трактуются как тождественнные «делам и вещам» — элементам феноменального бытия.
 
Литература:
Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987; он же. Словарь терминов и понятий // Сутра о бесчисленных значениях. Сутра о цветке лотоса чудесной дхармы. Сутра о постижении деяний и дхармы бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость / Пер. с кит. и коммент. и подгот. изд. А.Н. Игнатовича. М., 1998.
 
По материалам А.Н. Игнатовича
 
Источники:
Васубандху. Абхидхармакоша (Энциклопедия Абхидхармы) / Пер. Е.П.Островской, В.И. Рудого. СПб., 1994; Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы, или Абхидхармакоша / Изд. подгот. Е.П.Островской, В.И.Рудым. М., 1998; Вопросы Милинды (Милиндапаньха) / Пер. А.В.Парибка. М., 1989; Избранные сутры китайского буддизма / Пер. Д.В.Поповцева, К.Ю.Солонина, Е.А.Торчинова. СПб., 2000.
 
Литература:
Введение в буддизм / Гл. ред. В.И.Рудой. СПб., 1999, с. 39 – 45; Дандарон Б.Д. Избранные статьи… СПб., 2006, с. 12 – 25; Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранний буддизм. Философия джайнизма. М., 1994, с. 94 – 107; Лысенко В.Г. Ранний буддизм: религия и философия. М., 2003, с. 28 – 44; Торчинов. Е.А. Введение в буддологию. СПб., 2000, с. 32 – 44.
 
Сост. библ.: Кобзев А.И.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 639-640.

Авторы: , ,
 
© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.