Синология.Ру

Тематический раздел


Шэн 1

совершенномудрый, великомудрый, (совершенная) мудрость/святость, совершенномудрие. Традиционное для китайской культуры обозначение высшей степени интеллектуально-нравственного и духовного совершенства. Начертание иероглифа шэн [1] несет смысл почвенной укорененности (вариант — царственности) и коммуникации с миром, прежде всего с горними сферами (верхние графемы «ухо» и «рот»). Понятие шэн [1] фигурирует в словосочетаниях шэн сянь (совершенномудрый/святой и достойный/мудрый), шэн жэнь (совершенномудрый человек). В раннем конфуцианстве «совершенномудрыми» признавались мифические и исторические правители древности — Яо (по традиционной версии — 2356–2255 до н.э.), Шунь (2255–2205 до н.э), Юй (считается основателем династии Ся, 2205–2197 до н.э.; по совр. вычислениям, XXI в. до н.э.), Тан (Чэн Тан, основатель династии Шан-Инь, 1766–1753 до н.э.; по совр. вычислениям — XVI в. до н.э.), а также полулегендарные Вэнь-ван, У-ван и Чжоу-гун (основатели династии Чжоу, XII или XI в. до н.э.). Ученики и почитатели Конфуция уподобляют «совершенномудрым» его самого. Мэн-цзы (IV–III вв.) прямо причислил Конфуция к «совершенномудрым [всех] времен», или «совершенномудрым, [делающим все] во благовремении» (шэн чжи ши чжэ, «Мэн-цзы», V Б, 1). Впоследствии конф. традиция отнесла к числу шэн жэнь и самого Мэн-цзы.
 
Согласно конфуцианству, «совершенная мудрость» реализуется гл.обр. в способнности к идеальному правлению, служащему «упорядочению/умиротворению/уравновешиванию» Поднебесной. «Совершенномудрый» осуществляет свои функции по упорядочению жизни социума и земной природы (см. Сань цай) до своей кончины, физически оставаясь в сфере «(жизне)порождающих порождений/порождения жизни» (см. Шэн шэн), гармонизирует эту сферу, распространяя на нее «благую силу» дэ [1] Неба (тянь [1]), к-рой проникнута его личность по предопределению (мин [1]). В раннем конфуцианстве «совершенная», т.е. высшая, мудрость считалась, в русле учения Конфуция, врожденной. Сюнь-цзы (кон. IV — III в.) декларировал возможность для любого «человека с улицы» стать «совершенномудрым человеком» (шэн жэнь) в итоге постоянного самосовершенствования («Сюнь-цзы», гл. 23). Если в раннеконф. традиции понятие шэн [1] относилось исключительно к идеалу правителя, то в неоконфуцианствеоно было сближено с понятием цзюнь цзы (благородный муж), что также подразумевало возможность достижения высот этого идеала «средним» человеком.
 
Другие течения кит. философии тоже оперировали понятием шэн [1]. Согласно взглядам Мо Ди (V в. до н.э.) и его школы (мо-цзя), «совершенномудрые» установили принципы жизни социума и создали ин-тут гос-ва, дабы покончить со «звериным» образом жизни людей; поэтому «почитание совершенномудрых» является одним из десяти гл. принципов учения Мо Ди. Легист Хань Фэй (III в. до н.э.) в противовес конф. традиционалистскому толкованию «совершенной мудрости» назвал «новыми совершенномудрыми» реформаторов, опирающихся гл.обр. на собств. разум, совершенствующих и обновляющих древнее наследие, отвергающих неизменность законоположений и занимающихся исключит. вопросами управления («Хань Фэй-цзы», гл. 19). В даосизме преобладало мнение, что ист. «совершенная мудрость» предполагает «отказ от совершенной мудрости и отбрасывание разумности», следование «недеянию» (у вэй) и бесстрастию.
 
В ранних даос. трактатах IV–III вв. («Дао дэ цзин» и др.) «совершенномудрые» выступают как идеальные мудрецы и правители, посредством «недеяния» и «естественности» (цзы жань) обеспечивающие единство соцального и природного аспектов космоса. В памятниках даосизма I тыс. н.э. понятие «совершенная мудрость» связано с идеей повышения онтологич. статуса человека, тем не менее совершенномудрые занимают не самую высокую ступень в иерархии даос. святости. Так, в девятеричной классификации личностей «Тай пин цзина» («Канон Великого равновесия») ниже всех — «рабы», ступенью выше — «народ», еще выше — «добрые люди», потом — «мудрецы» и только потом — «совершенномудрые», выше них — «люди дао», «бессмертные» (сянь; см. Сянь-сюэ), «истинные люди» (чжэнь жэнь; см. Чжэнь [1]) с «людьми-духами», или «святыми» (шэнь жэнь; см. Шэнь [1]), на вершине. В религ. даосизме «совершенномудрым» отводится нижняя из трех горних сфер, выше них обитают «истинные люди» и «святые-бессмертные» (шэнь сянь).
 
Источники:
Древнекитайская философия. Т. 1, 2. М., 1972, 1973, указатель; Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990, указатель;
 
Литература:
Конфуцианство в Китае. М., 1982; Личность в традиционном Китае. М., 1992; Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983; Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002, указатель.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 628-629.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.