Синология.Ру

Тематический раздел


Яо

, ЯоЯоТан Яо — по некоторым толкованиям, «Высоченный». В древнекитайской мифологии и истории совершенномудрый правитель. Царствование Яо представлялось конфуцианцами как «золотой век» древности. По традиции считалось, что он правил в 2356–2255 до н.э., а затем уступил престол Шуню, не желая передавать его своему непутевому сыну Дань-чжу. Отцом Яо считался верховный владыка Ди Ку (по др. версиям — Ди Цзюнь), а матерью — дочь повелителя огня Хо-ди (возможно, Янь-ди), родившаяся во время грозы из камня. Мать Яо по имени Цин-ду гуляла у истоков реки и вдруг увидала вышедшего из реки красного дракона (лун), на спине к-рого была картина с изображением человека в красной одежде, с блестящим лицом, восьмицветными бровями и длинными усами. Внезапно налетел «темный» вихрь, и Цин-ду соединилась с драконом. От этой связи и родился Яо, напоминавший обликом человека, изображенного на картине. Восьмицветные (ба цай) брови Яо, согласно конф. сочинениям, знак мудрости, умения наблюдать ход небесных светил в связи с календарем (см. Инь-ян ли). Иногда говорится о трех зрачках в глазах Яо (символ прозорливости; ср. появившуюся в конце его царствования двузрачковую птицу чун-мин). Яо ассоциировался также с Чи-ди, имевшим тело красной птицы (чжу-няо) — возможный реликт древнейших представлений о Яо как предке в облике солярной птицы. В царствование Яо трава во дворце превратилась в злаки, там поселились фениксы (фэн-хуан), на ступеньках дома выросло дерево минь-цзя («календарное дерево», на к-ром каждый день с начала месяца вырастало, а с середины месяца опадало по одному стручку), на кухне — дерево ша-пу, охлаждавшее помещение. Яо был поразительно скромен: зимой он носил оленью шкуру, летом — пеньковую одежду, питался  из глиняной посуды, заботясь о всех страждущих в Поднебесной. Яо выдал дочерей замуж за своего будущего преемника Шуня.
 
Литература:
Рифтин Б.Л. От мифа к роману. М., 1979, с. 128–147; Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1987, указ.; он же. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и преданий). Шанхай, 1985, с. 172, 368; Митараи Масару. Тэй Гё-но дэнсэцу-ни цуйтэ (Относительно преданий о государе Яо) // Нихон Тюкоку гаккай хо. 1969, № 21.
 
Автор: Рифтин Б.Л.

Источники:
Цюй Юань. Стихи. М., 1954, с. 30;  Позднеева Л.Д. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. М., 1967, указ. (Высочайший); Древнекитайская философия. Т. 1, 2. М., 1972, 1973,  указ.; Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. I / Пер. Р.В.Вяткина, В.С.Таскина.  М., 2001, указ. Т. II / Пер. тех же. М., 2003, указ. Т. III / Пер. Р.В.Вяткина. М., указ. Т. IV / Пер. Р.В.Вяткина. М., 1986; Го юй (Речи царств) / Пер. В.С.Таскина. М., 1987, указ.; Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990, указ.; Книга правителя области Шан (Шан цзюнь шу)/ Пер. Л.С.Переломова. М., 1993, указ.; Гань Бао. Записки о поисках духов (Соу шэнь цзи)/ Пер. Л.Н.Меньшикова. СПб., 1994, указ.; Чжуан-цзы. Ле-цзы / Пер. В.В.Малявина. М., 1995, указ.; Люйши чуньцю (Вёсны и осени господина Люя) / Пер. Г.А.Ткаченко. М., 2001, указ.; Хуань Куань. Спор о соли и железе (Янь те лунь) / Пер. Ю.Л.Кроля. Т. I, II. М., 2001, указ.; Каталог гор и морей (Шань хай цзин) / Пер. Э.М.Яншиной. М., 2004, указ. (Яо Предок); Философы из Хуайнани (Хуайнаньцзы) / Пер. Л.Е.Померанцевой. М., 2004, указ.; Конфуцианское «Четверокнижие» (Сы шу)/ Пер. А.И.Кобзева и др. М., 2004, указ.; Бамбуковые анналы/ Изд. текста, пер. М.Ю.Ульянова. М., 2005, указ.; LeggeJ. The Chinese Classics. Vol. III, pt I. Hong Kong, 1960, p. 15 – 27.
 
Литература:
Биррел А. Китайские мифы. М., 2005, указ. (Высочайший); Бодде Д. Мифы древнего Китая // Мифологии древнего мира. М., 1977, с. 390 – 394; Гране М. Китайская мысль. М., 2004, указ.; Крюков В.М. Текст и ритуал: Опыт интерпретации древнекитайской эпиграфики эпохи Инь-Чжоу. М., 2000, указ.;  Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000, указ.; Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М., 1984, с. 150 – 162, указ.; Eberhard W. Lokalkuituren im alten China. T. I. Leiden, 1942.  T. II. Peiping, 1942; Karlgren B. Legends and Cults in Ancient China // BMFEA. N 18. 1946; Maspero H. Légendes mythologiques dans le Chou king // Journal Asiatique. Vol. CCIV. 1924.
 
Сост. библ.: Кобзев А.И.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 771-772.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.