Синология.Ру

Тематический раздел


Сань шэнь

三身, санскр. трикая — «три тела [Будды]». Три ипостаси Будды, выделяемые в буддизме махаяны (да шэн).
 
1) «Тело Дхармы (фа шэнь; см. Фа) — базисная ипостась Будды. «Тело Дхармы» безусловно-реально, его невозможно объективировать, поскольку оно не имеет пределов и поэтому безгранично в пространстве и времени; всепроникающе (нет места в пространстве, где хотя бы одно мгновение не присутствовало «тело Дхармы»).
 
2) «Тело воздаяния» (бао шэнь). Это тело обретают бодхисаттвы, ставшие буддами (т.е. им воздается за пройденный путь). Типичным примером будды в «теле воздаяния» является будда Амитабха (кит. Амито-фо).
 
3) «Тело соответствия» (ин шэнь). В этом теле Будда является в мир проповедовать свое учение (он возвестил Дхарму в облике человека, исторического Будды Шакьямуни, что «соответствовало» обликам слушавших его людей и делало его проповеди и поучения понятными и убедительными).
 
Имеется еще неск. толкований «трех тел» Будды. «Тело воздаяния» интерпретируется иногда как «тело», в к-ром Будда является перед бодхисаттвами для их ободрения. В этом «теле» др. живым существам он не виден. Иногда второе «тело» называют «превращенным» телом, а «телом соответствия» в таком случае называют только Будду Шакьямуни, проповедующего людям. Иногда «превращенное» тело считается разновидностью «тела соответствия». В учениях нек-рых дальневост. буд. школ число осн. ипостасей Будды может быть больше трех, напр., в учении хуаянь-цзун (япон. кэгон-сю) насчитывается десять «тел» Будды.
 
Литература:
Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987; он же. Словарь терминов и понятий // Сутра о бесчисленных значениях. Сутра о цветке лотоса чудесной дхармы. Сутра о постижении деяний и дхармы Бодхисаттвы Всеобъемлющая мудрость / Пер. с кит., коммент. и подгот. изд. А.Н. Игнатовича. М., 1998; Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988, с. 112–198; Адзиа буккё си. Нихон хэн (История буддизма в Азии. Япония). Т. 1. Токио, 1972; Канаока Сюю. Дайдзё буккё (Буддизм махаяны). Токио, 1975; Japanese-English Buddhist Dictionary. Tokyo, 1979; Stcherbatsky Th. The Central conception of Buddhism and Meaning of the Word “Dharma”. L., 1923.
 
По материалам А.Н. Игнатовича

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 564.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.