Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Тянь ли жэнь юй

天理人欲 «небесный принцип и человеческие желания»; сокр. — ли юй. Понятия кит. философии. Впервые упоминаются в тексте «Ли цзи», гл. «Юэ цзи» («Записки о музыке»): «Если чувственное отношение человека к вещам предельно ограничено, а его доброе и злое отношение к людям не переступает нравственной меры, то вещи действуют по назначению и человек следует за ними. Когда же человек изменяется вещами, тогда гибнет небесный принцип (тянь ли) и до предела развертываются человеческие страсти (жэнь юй)». Т.о., утверждается, «что человеку изначально присущ небесный принцип, следуя к-рому он должен усмирять свои страсти, т.е. ограничивать эмоционально-чувственную и познавательную деятельность. Специально этой теме были посвящены теоретич. дискуссии в пер. династий Сун (X–XIII вв.) и Mин (XIV–XVII вв.) в рамках учения о принципе (ли-сюэ). Под словосочетанием тянь ли неоконфуцианцы (см. Неоконфуцианство) понимали по существу такие неизменные нравственные принципы человеч. существования, как «гуманность» (жэнь [2]), «справедливость» (и [1]), «благопристойность» (ли [2]) и «мудрость» (чжи [1]), под словосочетанием жэнь юй — живые человеческие страсти.
 
Чэн И придерживался традиционной точки зрения, согласно к-рой «небесные принципы» и «человеческие желания» диаметрально противоположны и отрицают друг друга: «О, как же страдают люди от своих желаний! Люди, совершающие недобрые дела, побуждаются к этому своей страстью» («И шу», гл. 25). Ту же мысль отстаивал Чжу Си: «Если небесный принцип сохраняют, то человеч. желания погибают; если же человеч. страсти одерживают победу, то небесный принцип погибает» («Чжу-цзы юй лэй», гл. 13). Наиболее полное воплощение «небесного принципа» в человеке было представлено в концепции Ван Ян-мина о «доведении до конца благосмыслия», т. е. того, что «объединяет совершенномудрых и глупых».
 
Противоположное решение проблемы соотношения «небесного принципа» и «человеческих желаний» — их объединение — было предложено Ху Хуном (XI в.), Е Ши (XII в.), Чэнь Лянем (XII в.), Ван Фу-чжи и Дай Чжэнем (XVIII в.).
 
Литература:
Кобзев А.И.Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002, указатель.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 444-445.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

К истории изучения чуских строф в советском китаеведении: 1950-1980-е годы
Тангутская империя на Шёлковом пути: из пучины забвения
Герои и сокровища нехоженых троп Восточного Туркестана
Ли Сюэ-цинь
Транспортный комплекс КНР превратился в инструмент ускорения социально-экономического развития Китая


© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.