Синология.Ру

Тематический раздел


Дай Чжэнь

戴震, Дай Чжэнь, Дай Дун-юань, Дай Шэнь-сю. 19.01.1723, Сюнин пров. Аньхой, — 01.07.1777, Пекин. Философ-неоконфуцианец (см. Неоконфуцианство), лидер одного (вань-пай) из двух главных направлений «ханьского учения» (хань-сюэ, пу-сюэ), ученый (математик, астроном, лингвист, историк и географ). Происходил из семьи мелкого торговца. До 9 лет не мог ни говорить, ни читать, но с 4 лет запоминал наизусть конфуц. каноны-цзин (см. Цзин - вэй, «Ши сань цзин»). Первое самостоятельное соч. — «Цэ суань» («Табличные вычисления», 1744), посвященное логарифмам Непера (1550–1617). Его интерес к математике вылился также в опубликование в 1755 трактата «Гоу гу гэ юань цзи» («Записки о вписывании многоугольника в круг»), посвященного измерению площади круга. В 1762 сдал экзамен на среднюю ученую степень цзюй жэнь. С 1773 участвовал в составлении официального свода классической лит-ры «Сы ку цюань шу» («Полное собрание всех книг по четырем разделам»). В 1775 за научные заслуги без экзаменов (к-рые шесть раз безуспешно пытался сдать) получил высшую ученую степень — цзинь ши и звание академика Ханьлинь академии.

Написал фундамент. труды в обл. фонологии: «Шэн лэй бяо» («Таблицы категорий звуков», изд. 1777), «Шэн юнь као» («Исследование звуков и рифм») — и схолиастики: «Цзин цзи чжуань гу» («Свод схолий к канонической литературе»). Развивал методологию «[филологически] доказательного исследования» (као цзюй), основывая экспликацию идей на анализе выражающих их терминов. Дай Чжэнь излагал собств. взгляды в текстологич. комментариях к конф. классике (см. Конфуцианство), противопоставляя их искаженным, по его мнению, даос.-буд. влияниями комментариям предшествовавших конфуцианцев школы братьев Чэн — Чжу Си (см. Чэн И, Чэн Хао) и школы Лу Цзю-юаняВан Ян-мина и ратуя за применение к этой сфере деятельности естественнонауч. знаний. Гл. филос. сочинения Дай Чжэня — «Значения слов „Мэн-цзы“ в комментариях и свидетельствах» («Мэн-цзы цзы и шу чжэн»; англ. пер.: T. Loden, 1988; Chin Ann-ping, M. Freeman, 1990) и «Обращение к началу добра» («Юань шань»; англ. пер.: Cheng Chung-ying, 1970).

Основная тенденция теоретич. построений Дай Чжэня — стремление к гармонизации самых общих понятийных оппозиций как отражению универсальной и гармоничной целостности мира. Идущее от «Си цы чжуани» (комментирующая часть «Чжоу и») и основополагающее для неоконфуцианства противопоставление «надформенного» (син эр шан) дао «подформенным» (син яр ся) «орудиям» (ци [2]) он истолковывал как временнóе, а не субстанциальное различие состояний единой «пневмы» (ци [1]): с одной стороны, беспрестанно изменяющейся, «порождающей порождения» (шэн шэн) по законам сил инь – ян и «пяти элементов» (у син), а с другой — уже оформившейся во множество конкретных устойчивых вещей. Дай Чжэнь обосновывал включение «пяти элементов» в понятие дао определением последнего термина, имеющего лексич. значение «путь, дорога», с помощью этимологич. компонента иероглифа дао — графич. элемента (в другом написании — самостоятельного иероглифа) син [3] (движение, действие, поведение), входящего в словосочетание у син — «пять элементов» («Мэн-цзы цзы и шу чжэн»). «[Индивидуальная] природа» (син [1]) каждой вещи, по Дай Чжэню, «естественна» (цзы жань) и определяется «добром» (шань [2]), к-рое порождается «гуманностью» (жэнь [2]), упорядочивается «благопристойностью» (ли [2]) и стабилизируется «должной справедливостью» (и [1]). Космологически «добро» проявляется в виде дао, «благодати» («добродетели» — дэ [1]) и «принципов» (ли [1]), а антропологически — в виде «предопределения» (мин [1]), «[индивидуальной] природы» и «способностей» (цай) («Юань дао»).

Дай Чжэнь выступал против канонизированного неоконфуцианством периода правления дин. Сун (960–1279) противопоставления «принципов» «чувствам» (цин [2]) и «желаниям» (юй [1]), утверждая, что «принципы» неотделимы от «чувств» и «желаний».

«Принцип» — то неизменное, что специфично для «индивидуальной природы» каждого человека и каждой вещи, высший предмет познания. В отличие от предшествовавших неоконфуцианцев Дай Чжэнь считал, что «принципы» в явном виде не присутствуют в человеч. психике —«сердце» (синь [1]), а выявляются с помощью глубинного анализа. Способности людей к познанию различаются подобно огням с разной интенсивностью свечения; эти различия отчасти компенсируются обучением. Дай Чжэнь обосновывал приоритет эмпирико-аналитич. подхода как в познании, так и в практике.

Его малопопулярные в свое время труды вызвали к себе интерес в XX в., оказавшись созвучными сциентистским умопостроениям значительной части кит. интеллигенции, к-рые выражали прежде всего Лян Ци-чао и Ху Ши.

Источники:
Дай Чжэнь. Мэн-цзы цзи и шу чжэн (Значения слов «Мэн-цзы» в комментариях и свидетельствах). Пекин, 1956; он же. Юань шань (Обращение к началу добра). Пекин, 1956; он же. Дай Чжэнь цзи (Собр. [соч.] Дай Чжэня). Шанхай, 1980; Cheng Chung-ying. Tai Chen’s Inquiry into Goodness. Honolulu, 1970; Loden T. Dai Zhen’s “Evidential Commentary on the Meaning of the Words of Mencius” // Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities 60. Stockh., 1988; Chin Ann-ping, Freeman M. Tai Chen on Mencius. Explorations in Words and Meaning. A Translation of the Meng Tzu tzu-I chu-cheng. New Haven, 1990.

Литература:
Кобзев А.И. Китай // История политических и правовых учений XVII–XVIII вв. М., 1989; он же. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002, с. 437–438, указ.; Радуль-Затуловский Я.Б. Дай Чжэнь — выдающийся китайский просветитель // ВФ. 1954, № 4; Ван Мао. Дай Чжэнь чжэсюэ сысян яньцзю (Исследование философской мысли Дай Чжэня). Хэфэй, 1980; Сюй Су-минь. Дай Чжэнь юй Чжунго вэньхуа (Дай Чжэнь и китайская культура). Гуйян, 2001; Ху Ши. Дай Дун-юань ды чжэсюэ (Философия Дай Дун-юаня). Тайбэй, 1963; Юй Ин-ши. Лунь Дай Чжэнь юй Чжан Сюэ-чэн (О Дай Чжэне и Чжан Сюэ-чэне). Тайбэй, 1980; Brokaw C.J. Tai Chen Learning in the Confucian Tradition // Education and Society in Late Imperial China, 1600–1900. Berk., 1994, p. 257–291; Elman B.A. From Philosophy to Philology. Camb. (Mass.) — L., 1984; Freeman M. The Philosophy of Tai Tung-yuan // JNCBRAS. 1933, vol. 64, p. 50–71; Wilhelm R. Der Philosoph Dai Dschen // Chine-sisch–Deutscher Almanach. 1932, S. 6–13; Yu Ying-shih. Tai Chen and Chu Hsi Tradition // Essays in Commemoration of the Golden Jubilee of the Fung Ping Shan Library. Vol. 2. Hong Kong, 1982, p. 376–392.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 218-219.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.