Синология.Ру

Тематический раздел


Го юй

國語 «Государственный речи», «Речи царств», «Рассказы о царствах», «Повествования о царствах», «Поучения царям». Первый в Китае неофиц. историч. трактат, отразивший процесс зарождения филос. мысли и содержащий высказывания гос. деяте­лей о природных явлениях и обществ. событиях в восьми древнекит. царствах («владениях» — го [1]: Чжоу — домене номинально правящей династии, Ци, Лу, Цзинь, Чжэн, Чу, У, Юэ) в X–V вв. до н. э. Бань Гу (I в. н. э.) и ряд др. кит. историков и мыслителей (Ван Чун — I в., Вэй Чжао — VII в.) рассматривали «Го юй» как «внешний», т. е. вспомогательный, комментарий к первой канонич. летописи «Чунь цю»: «чунь цю вай чжуань». Он приписывается ученику Конфуция Цзо Цю-мину (Цзоцю Мину), к-рый считается также автором типологически и хронологически близкой «Го юй» «Цзо чжуани» (являющейся «внутренним», т. е. основным, комментарием к «Чунь цю»), где тем не менее иначе трактуются отдельные упомянутые в «Го юй» события. По совр. данным, трактат составлен в IV–III вв. до н. э. на основе более древних летописей и, вероятно, впервые опубликован в редакции Лю Сяна и его сына Лю Синя. (I в. до н. э. — I в. н. э.). Совр. текст, состоящий из 21 «свитка»-цзюаня, восходит к печатному изданию 1033.

В «речах» «Го юй», традиционно датируемых временным интервалом от 967 до 453 до н. э., высказаны положения, лежащие в основе учений различных филос. школ — конфуцианства, моизма (см. Мо-цзя), даосизма, легизма, иньян-цзя и др. Существует также мнение, что в «Го юй» представлена гл. обр. конф. политич. теория. Вместе с тем в трактате содер­жится, напр., древнейшее изложение основополагающего для кит. фило­софии учения о силах инь - ян, своим взаимодействием определяющих порядок «пневм (ци [1]) Неба и Земли», т. е. единую цепь природных и со­циальных процессов. Продуктивная гармония (хэ [1]) разнородных фак­торов, подобных инь [1] и ян [1], противопоставлена бесплодному единству «однородного» (тун [1]). В «Го юй», как и в «Цзо чжуани», отражена одна из ранних форм учения о «пяти элементах» (у син) — почве, металле, де­реве, воде, огне, — лежащих в основе образования и упорядоченного су­ществования всех вещей и явлений. Представления об инь ян, «трех светоносах» (солнце, луне и звездах), «пяти элементах» и т. п. синтезированы в образе «культуры» (вэнь), к-рая мыслится и в качестве совокупности гл. человеч. достоинств: «осторожности» (си [1]), «верности» (чжун [2]), «бла­гонадежности» (синь [2]), «гуманности» (жэнь [2]), «должной справедли­вости» (и [1]), «мудрости» (чжи [1]), «мужества» (юн [1]), «просвещен­ности» (мин [1]), «сыновней почтительности» (сяо [1]), «великодушия» (шу [3]), «уступчивости» (жан). В «Го юй» подчеркнута роль людей (народа — минь) как важнейшей общекосмич. силы и наряду с верой во всемогущее «небесное предопределение» утверждается, что «Небо следует за людьми, совершенномудрый (шэн [1]) — за Небом». В целом, чтобы быть успешными, «чело­веч. дела должны составлять триаду с Небом и Землей». В обществе и гос-ве гл. условием этого является управление с помощью этико-ритуальных норм (ли [2]) и «благодати/добродетели» (дэ [1]).

Источники:
Го юй. Кн. 1, 2. Шанхай, 1979; Го юй. Гл. 1 (ч. 1), 6, 16, 21 (ч. 2) / Пер. М.В. Крюкова // Древнекитайская философия. Т. 1. М., 1972. С. 295–302; Го юй (Речи царств) / Пер. с кит., вступл. и примеч. В.С. Таскина. М., 1987; Бамбуковые страницы: Антология древнекитайской литературы. М., 1994. С. 92–102; Koue yь. Discours des royaumes / Tr. C. de Harlez // Journal Asia­tique. Ser. IX. T. 2. 1893; T. 3. 1894; Imber A. Kuo yь. An Early Chinese Text and its Relationship with Tso Chuan. Stok., 1975; d’Horman A. Guoyu. Propos sur les principautes Zhouyu / Comp. by R. Mathieu. P., 1985.

Литература:
Васильев К.В. Некоторые вопросы изучения памятников древнекитайской историогра­фии // Письменные памятники Востока. Историко-филологические ис­следования. 1975. М., 1982; Он же. «Планы сражающихся царств» (иссле­дование и переводы). М., 1968, с. 79–88; Карапетьянц А.М. Лингвистический анализ древнекитайского памятника «Речи царств» // НАА. 1968. № 6; Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 70; Инь Мэн-лунь. «Го юй» чжэсюэ сысян яньцзю (Исследование философских идей «Го юй») // Чжунго чжэсюэ ши яньцзю. 1984. № 1.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 197-198.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.