Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Ван Ян-мин

王陽明, Ван Ян-минВан Ян-минВан Шоу-жэнь, прозвище Бо-ань 伯安, Вэнь-чэн-гун. 31.10.1472, уезд Юйяо, область Шаосин пров. Чжэцзян, — 9.1.1529, Наньань пров. Цзянси. Крупнейший в эпоху Мин кит. философ-неоконфуцианец (см. Неоконфуцианство), соз­датель оригинальной филос. доктрины в русле так называемого учения о сердце (синь-сюэ), выдающийся литератор, военачальник и гос. деятель. Происходил из старинного рода. Изучал конф., даос. и буд. классику, во­енное искусство. В 1499 сдал экзамены на высшую ученую степень цзинь ши. Служил по ведомству обществ. работ, ведомству юстиции, руководил провинц. экзаменами в Шаньдуне. В 1505 выступил в защиту репрессированных чиновников, протестовавших против засилья клики евнухов, был заключен в тюрьму, подвергнут телесному наказанию и сослан смотрите­лем почтовой станции в окраинной пров. Гуйчжоу. После 1509 начал успешную карьеру, дослужился до поста военного министра в Нанкине (второй столице), в конце жизни был губернатором провинций Гуандун и Гуанси. Прославился подавлением мятежей и восстаний за счет военных и гл. обр. социально-политич. мер. После кончины был оклеветан, на его учение наложен запрет. Реабилитирован в 1567 с присвоением более вы­сокого титула маркиза (хоу [3]) Синьцзяньского и почетного посмертного имени Вэнь-чэн-гун (князь Культурного Совершенства). Канонизация увенчалась в 1584 установлением таблички с его именем в храме Конфуция.
 
Ван Ян-минВан Ян-минГл. филос. сочинения — «Чуань си лу» 傳習錄 («Записи преподанного и воспринятого», англ. пер.: F.G. Henke, 1916; Chan Wing-tsit, 1963), «Да сюэ вэнь» 大學問 («Вопросы к “Великому учению”», англ. пер.: F.G. Henke, 1916; Chan Wing-tsit, 1963; рус. пер.: А.И. Кобзев, 1982), «У цзин и шо» 五經億說 («Собственное мнение о “Пяти канонах”»), «Чжу-цзы вань нянь дин лунь» 朱子晚年定論 («Положения, установленные Чжу Си в конце жизни») и др. Построения Ван Ян-мина отличает преемственная связь с учением Лу Цзю-юаня (XII в.), основопо­ложника учения о сердце. В частности, Ван Ян-мин тоже видел в конф. канонах (см. «Ши сань цзин») не более чем образцовые материальные свидетельства абс. истин и ценностей, заключенных в душе каждого человека. Однако сам Ван Ян-мин был склонен подчеркивать свою идейную связь с общепризнанным учением гл. оппонента Лу Цзю-юаня — Чжу Си. Для этого он пытался доказать, что перед смертью Чжу Си радикально изменил свои взгляды, напр. стал отдавать предпочтение внутр. совершенствованию перед накоплением «внеш.» знаний («Чжу-цзы вань нянь дин лунь»). В ранний период творчества Ван Ян-мин, следуя чжусианской доктрине, стремился к практическому осуществлению тезиса о «выверении вещей» (гэ у, см. У [3]) в отношении объективной реальности. Впоследствии он дал теоретич. обоснование направленности этого стремления на субъективную реальность: «выверять вещи» следует в собственном «сердце» (синь [1]). Этот теоретич. тезис был обогащен выводом, полученным Ван Ян-мином в результате «внезапного просветления» — озарения в одну из ночей 1508: «сердце и есть принцип» (синь цзи ли), т. е. ли [1] — структурообразующие начала всего сущего — исходно присутствуют в психике. «Принципы», к-рые должны быть раскрыты посредством «выверения вещей», следует искать в самом субъекте, а не в не зависящем от него внеш. мире. Понятие ли [1] встало у Ван Ян-мина в один ряд с этическими идеалами «должной справедливости» (и [1]), «благопристойности» (ли [2]), «благонадежности» (синь [ 2]) и т. п. Это положение Ван Ян-мин подкреплял авторитетом конф. канонов (см. Конфуцианство), соответствующим образом их интерпрети­руя («У цзин и шо»).

Специфич. элемент системы взглядов Ван Ян-мина — доктрина «совпадающего единства знания и действия» (чжи син хэ и). Она предполагает понимание познавательных функций как действий, или движений, и истол­кование поведения как прямой функции знания: знание есть действие, но не наоборот. Эта доктрина, в свою очередь, определяет суть главной кате­гории учения Ван Ян-мина — «благосмыслия» (лян чжи). Его тезис о «до­ведении благосмыслия до конца» (чжи лян чжи) — синтез понятий «дове­дение знания до конца» (чжи чжи) из конф. канона «Да сюэ» (цз. 4) и «благосмыслие» (варианты перевода — «врожденное знание», «естествен­ное знание», «интуитивное знание», «доопытное нравственное знание» и т. д.) из «Мэн-цзы» (VII А, 15). «Благосмыслие» — «то, что [человек] знает без рассуждения», в «Мэн-цзы» параллельно понятию «благомочие» (лян нэн — «то, на что [человек] способен без научения»). У Ван Ян-мина «благосмыслие» тождественно «сердцу» и имеет пространный смысловой диа­пазон: душа, дух, познание, знание, чувства, воля, сознание и даже подсознание. Оно самородно и беспредпосылочно, надындивидуально, присуще каждому и в то же время интимно, не может быть передано другим; отож­дествляется с неисчерпаемой и безгранично вместимой «Великой пустотой» (тай сюй), обусловливает всякое знание и познание; является средоточи­ем «небесных принципов» (тянь ли), основой врожденного нравств. чувства и нравств. долга. Таким образом, конф. тезис о «доведении знания до конца», к-рый в чжусианской традиции осмыслялся как призыв к макси­мальному расширению познания (до «истощения принципов» — цюн ли), Ван Ян-мин толковал с привлечением категории «благосмыслие» и поло­жения о «совпадающем единстве знания и действия» как максимально полное воплощение в жизнь высших нравств. идеалов.

Гносеологич. воззрения Ван Ян-мина нашли конденсированное выра­жение в «четырех постулатах» (сы цзюй цзун чжи), сформулированных им в беседе с учениками на мосту Небесного источника в 1527: «Отсутствие и добра и зла — такова сущность (букв.: тело — ти [1]; см. Ти – юн) сердца. Наличие добра и зла — таково движение помыслов. Знание добра и зла — таково благосмыслие. Совершение добра и устранение зла — таково выверение вещей». До Ван Ян-мина неоконфуцианцы предлагали решения вопроса о «сердце» и его деятельности, акцентируя внимание гл. обр. на покоящейся, непроявленной «сущности сердца». Это укрепляло позиции школ, проповедовавших медитацию, уход в себя. В противоположность такой тенденции Ван Ян-мин, обосновывая единство «субстанции и функ­ции» (ти–юн), «движения и покоя» (дун – цзин), «непроявленности [духов­ного состояния] и проявленности» (вэй фа — и фа) и т. п., делал вывод о необходимости активной практич. деятельности и пагубности ухода от жизни.

В отношении к даосизму и буддизму Ван Ян-мин следовал распростра­ненному в те времена подходу, рассматривая их как нечто единое — «учение двух родоначальников» (эр ши чжи сюэ), Лао-цзы и Будды, противостоящее конфуцианству — «учению совершенномудрых» (шэн жэнь чжи сюэ). С точки зрения Ван Ян-мина, даосизм и буддизм объединяет индивидуалистич. пафос: они, м.б., хороши для личного самосовершенствования, но не пригодны для устроения социальной жизни. Вместе с тем они предпочти­тельнее профанированной «вульгарными конфуцианцами» версии «учения совершенномудрых». Ван Ян-мин разграничивал также подлинные даосизм и буддизм, к-рые по своей «утонченности» (мяо) близки подлинному кон­фуцианству, и их «отбросы» — вульгаризованные элементы учений и прак­тики, в т.ч. даос. технику и идеологию «пестования жизни» (ян шэн). Он отвергал концепцию сознания буд. Чань школы, считая, в частности, что требование освобождения от «привязанности» к феноменальному миру и возвращения к неразличению добра и зла ведет к отрешенности от социально-этич. обязанностей и привязанности к эгоистич. «я». Восходя­щая к ученику Хуй-нэна Шэнь-хую (кон. VII–VIII в.) концепция «отсутст­вия мысли» как возвращения духа к первоначальному состоянию «спокой­ствия» несостоятельна, поскольку «благосмыслие» не может не «сознавать» даже во сне. Учение Хуй-нэна о «мгновенном просветлении» — спонтанном постижении собственной «природы будды», по Ван Ян-мину, основывается на «вакуумной пустоте» (куй сюй) и не сопряжено с реальным духовным прогрессом — «доведением знания до конца», «деланием помыслов искренними» и «исправлением сердца». Вместе с тем учение Ван Ян-мина и чань-буддизм имеют немало точек соприкосновения, в т.ч. общую установку на целенаправленное изменение психологии адептов, резонансное взаимо­действие сознаний учителя и ученика.

Развитие Ван Ян-мином ряда идей Лу Цзю-юаня дало основание для терминологич. соединения их учений: Лу [Цзю-юаня] — Ван [Ян-мина] школа (луван-сюэпай). Ее представителей принято подразделять на семь региональных группировок (см. Ван Ян-мина школа). Виднейшими его учениками были Цянь Дэ-хун, Ван Цзи и др. Учение Ван Ян-мина идейно доминировало в Китае до середины XVII в. Оно оказало сильное влияние на развитие филос. мысли в Корее и особенно в Японии, где стало ведущим филос. течением в период, предшествующий «революции Мэйдзи» (1867–1868). В новейшее время воздействие идей Ван Ян-мина испытали Кан Ю-вэй, Тань Сы-тун, Сунь Ят-сен, Сюн Ши-ли, Лян Шу-мин, Фэн Ю-лань, Хэ Линь и др. кит. мыслители. Последние десятилетия идеологи нового конфуцианства (постнеоконфуцианства) за пределами КНР его активно экуменизируют с помощью интерпретации в категориях зап. философии.

Источники:
Ван Вэньчэн-гун цюань шу (Полное собрание сочинений Вана, князя Культурного совершенства) [Б.м.], 1972 (СБЦК); Кобзев А.И. Теоретическая новация в неоконфуцианстве как текстологическая проблема (Ван Янмин и идейная борьба вокруг «Да сюэ») // Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982; Chan Wing-tsit. Instructions for Practical Living and other Neo-Confucian Writings by Wang Yang-ming. N.Y., 1963; Henke F.G. The Philosophy of Wang Yang-ming. NY., 1964; Ching ]. The Philosophical Letters of Wang Yang-ming. Canberra, 1972.

Литература:
История китайской философии. М., 1989. С. 371–381; Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 46–48; Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983; Он же. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002. С. 50–380, указатель; Надо Р.Л. Ван Янмин // Великие мыслители Востока. М., 1998. С. 146–149; Фэн Юлань. Краткая история китайской фи­лософии. М., 1998. С. 327–337; Ли Цюнь-ин. Ван Ян-мин юй Чжунго чжи жу-цзя (Ван Янмин и китайское конфуцианство). Тайбэй, 1974; Лю Цзун-сянь. Лу — Ван синь-сюэ яньцзю (Исследование учения о сердце [школы] Лу — Вана). Цзинань, 1997; Шоу Цзун-сань. Ван Ян-мин чжи лян чжи цзяо (Доктрина Ван Ян-мина о доведении благосмыслия до конца). Тайбэй, 1954; Chan Wing-tsit. Wang Yang-ming: Western Studies and an Annotated Bibliog­raphy // PEW. 1972. Vol. 22. № 1; 1973. Vol. 23. № 1–2; Ching]. To Acquire Wisdom. The Way of Wang Yang-ming. N.Y., 1976; Cua A.S. The Unity of Knowledge and Action: а Study in Wang Yang-ming’s Moral Psychology. Hono­lulu, 1982; Ivanhoe P.J. Ethics in the Confucian Tradition: The Thought of Mencius and Wang Yang-ming. Atlanta, 1990; Tu Wei-ming. Neo-Confucian Thought in Action; Wang Yang-ming Youth (1472–1509). Berk.; L. Ang.; L., 1976.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С.184-186.

Автор:
 
© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.