Синология.Ру

Тематический раздел


Чань школа

襌宗, чань-цзун, от кит. чань (санскр. дхьяна) — медитация. Направление китайского буддизма, получившее наибольшее распространение в странах Восточной Азии. Считается, что первый патриарх школы чань Бодхидхарма (ум. 528), прибыв в Китай в 520, стал практиковать особою форму медитации — би гуань. Выражение би гуань («всматривание в стену») впервые появляется в приписываемом ему трактате «Суждения о двух вхождениях и четырех практиках» («Эр жу сы син лунь»). «Вхождение в принцип» (жу ли) предполагает осознание «истинной реальности» (чжэнь жу) и «изначально чистой природы всех живых существ», что достигается в процессе «сидячего созерцания стены». «Вхождение в практику» осуществляется по след. правилам: исходя из того, что все причинно обусловлено, необходимо равно относиться к счастью и несчастью, не испытывать ненависти к причиняющим тебе вред, освободиться от страстей и стремлений, во всем следовать учению Будды. По преданию, Бодхидхарма также сформулировал четыре основных принципа чань-буддизма, предписывающие передавать традиции «вне учения/вне наставлений», «не опираться на слова и письменные знаки», «указывать непосредственно на сознание», «выявляя собственную природу, становиться буддой».
 
Школа чань базируется на филос. концепции мадхьямиков и виджнянавадинов. Чаньские философы исходят из того, что все феноменальное по своей природе «пусто» (санскр. шунья, кит. кун [1]), поэтому «изначальная природа» (бэнь син) тождественна «природе будды» (фо син) и не существует различий между субъектом и объектом, сансаройи нирваной (непань). Следуя учению йогачаров-виджнянавадинов о «только сознании» (вэй ши), чаньские наставники уделяли значительное внимание методам его «очищения» и достижения состояния «не-сознания» (у синь) и «не-мышления» (у нянь), реализующееся в «праджня самадхи» (божэ саньмэй). «Природа изначального пробуждения» (бэнь цзюэ) внезнакова, поэтому учение чань передается непосредственно от «сердца к сердцу» (или от «сознания к сознанию»). Хотя многие последователи школы чань призывали «не опираться на сутры», основные ее идеи были почерпнуты из таких сутр, как, «Аватамсака сутра», «Вималакиртинирдеша сутра», «Алмазная сутра» («Ваджраччхедика праджняпарамита сутра»). После 5-го патриарха Хун-жэня в школе чань произошел раскол. В отличие от главы «сев. направления» Шэнь-сю (ум. 706) родоначальник «южной школы» Хуй-нэн в своей «Алтарной сутре шестого патриарха» («Лю цзу тань цзин») обосновывал невозможность «постепенного приближения к просветлению» (цзянь у), исходя из концепции «единого сознания», которое может пробудиться только внезапно (дунь у).
 
Расцвет школы чань и образование в IX–X вв. т.н. «пяти домов и семи школ» (у цзя ци цзун) во многом связаны с деятельностью Ма-цзу (Дао-и), Бай-чжана (Хуайхая), Хуан-бо (Си-юня), Линь-цзи (И-сюаня).
 
В «Записях бесед Линь-цзи» («Линь-цзи лу») излагается концепция «истинного человека без звания» (у вэй чжэнь жэнь), согласно к-рой подлинная природа человека проявляется в его свободе (тождественной «природе Будды»), независимости от «рангов и званий» и вообще от каких-либо «качеств» (ср. с «Человеком без свойств» Р. Музиля). В школе линьцзи большое внимание уделялось практике вэнь да («вопросы и ответы») и гун-ань («парадоксальные задачи»). Широкое распространение получили сборники гун-ань: «Застава без ворот» («У мэнь гуань») и «Записи, [сделанные] у бирюзовой скалы» («Би янь лу»). Основатели школы цаодун-цзун — Дун-шань (Лян-цзе) и Цао-шань (Бэнь-цзи) — разработали теорию «пяти стадий» (у вэй), в к-рой раскрывается диалектич. связь категорий чжэн (единое, ноуменальное, абсолютное) и пянь (различное, феноменальное, относительное).
 
Во Вьетнам чань-буддизм проник уже в VI в., в Корею — в IX в.
 
В Японии чань (япон. дзэн) стал распространяться с кон. XII в. Наиболее влиятельными были школы риндзай (линьцзи), основанная Эйсаем, и сото (цаодун), основанная Догэном, автором фундаментального трактата «Драгоценное Око Истинного Закона/Дхармы» («Сёбо Гэндзо»; рус. пер. фрагментов: А.Г.Фесюн, 1993; И.Е.Гарри, 1998; Р.В.Котенко, 2001). Учение школы чань оказало значительное влияние на все стороны культурной, политич., социальной и экономич. жизни стран дальневосточного региона, на образ жизни и мышления населения, во многом определило характерные черты дальневосточной цивилизации.
 
Автор: Лепехов С.Ю.
 
Источники:
Буддизм в переводах. Альманах. Вып. 1, 2. СПб., 1992, 1993; Бодхидхарма. Трактат о созерцании ума. Учение дзэн Хуэй Хая о мгновенном пробуждении. СПб., 1996; Цзун-ми. Чаньские истины / Пер. Е.А.Торчинова, К.Ю.Солонина. СПб., 1998; Великий учитель Син-юнь. Чаньские беседы / Пер.  Е.А.Торчинова, К.Ю.Солонина. СПб., 1998; Письмена на воде. Первые наставники Чань в Китае / Сост., пер. А.А.Маслова. М., 2000; Сущность дзэн: Искусство быть свободным / Пер. Р.В. Котенко. СПб., 2000; Уроки дзэн: Искусство управления / Пер. Р.В. Котенко. СПб., 2000; Путь к пробуждению. Главные сочинения наставника Дзэн Догэна / Пер. Р.В.Котенко. СПб., 2001; Линь-цзи лу (Записи бесед Линь-цзи) / Пер. И.С. Гуревич. СПб., 2001; Lu K'uan Yu. Ch'an and Zen Teaching.Vol. 1–3. L., 1962. 
 
Литература:
Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосиб., 1989; Буддизм в Японии. М., 1993; Буддийская философия в средневековой Японии. М., 1998; Дагданов Г.Б. Чань-буддизм в творчестве Ван Вэя. Новосиб., 1984; Дюмулен Г. История Дзэн-буддизма: Индия и Китай. СПб., 1994; Завадская Е.В. Культура Востока в современном западном мире. М., 1977; Кеннет Дзию. Водой торгуя у реки. Руководство по дзэнской практике. СПб., 2005; Нукария Кайтэн. Религия самураев. Исследование дзэн-буддийской философии и практики в Китае и Японии. СПб., 2003;  Померанц Г.С. Традиция и непосредственность в буддизме чань (дзэн) // Роль традиций в истории и культуре Китая. М., 1972; Судзуки Д.Т. Лекции по дзен-буддизму. М., 1990; он же. Очерки о дзэн-буддизме. Ч. 1, 2, 3. СПб., 2002, 2004, 2005; Уотс А.В. Путь дзэн. Киев, 1993; Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. СПб., 2000, с. 278–287; Что такое дзэн? / Э. Фромм, К.Г. Юнг, А. Уоттс, Р.Х. Блис. Львов–Киев, 1994; Blyth R.H. Zen and Zen Classics. Vol. 1–5. Tokyo, 1963–1966; Chang Chung-yuan. Original Teaching of Ch'an Buddhism. N.Y, 1969; Dumoulin H.A. Zen: Geschichte und Gestalt. Bern, 1959; Suzuki D.T. Zen and Japanese Buddhism. Tokyo, 1970; Watts A. The Joy of Zen. N.Y., 1957.
 
Сост. библ.: Кобзев А.И., Лепехов С.Ю.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 557-559.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.