Синология.Ру

Тематический раздел


Лян Шу-мин

梁漱溟, Лян Хуань-дин, Лян Шоу-мин. 17.09.1893, Пекин, — 23.06.1988, Пекин. Философ, представитель нового конфуцианства, деятель движения «аграрной реконструкции». В молодости испытал влияние буддизма, в 1917–1924 преподавал в Пекинском ун-те инд. философию. В 1922 опубликовал прославившую его книгу «Дун си вэньхуа цзи ци чжэсюэ» («Культуры Востока и Запада и их философии»). После 1924 участвовал в просветительской работе в деревне, в 1931 основал и позднее возглавил Ин-т аграрной реконструкции. Стал одним из создателей и руководителей Демократич. лиги Китая, редактором ее печат. органа «Гуанмин бао» (Гонконг). В 1947, выйдя из Лиги, вернулся к науч. и преподавательской работе, в 1949 опубликовал книгу «Чжунго вэньхуа яо и» («Главный смысл китайской культуры»). В сент. 1953 Лян Шу-мин выступил с критикой КПК за то, что она забыла о нуждах крестьян и оставила их в нищете, сосредоточившись на индустриализации и повышении уровня жизни рабочего класса, за что получил от Мао Цзэ-дуна резкую отповедь. Волна политич. критики «реакционных» взглядов Лян Шу-мина продолжалась до 1956. В ходе «культурной революции» он сознательно уклонился от участия в кампании по критике Конфуция. В 1975 завершил работу «Жэнь синь юй жэнь шэн» («Человеческое сознание и человеческая жизнь», опубл. в 1984). В 1980 Лян Шу-мин был избран в Комитет по реформе конституции КНР, в 1985 возглавил Совет независимой Академии кит. культуры.
 
Идеи Лян Шу-мина сформировались в нач. 1920-х гг. в условиях спора кит. интеллигенции о пределах «вестернизации» нац. культуры. Помимо конфуцианства и буддизма он испытал влияние идей А. Бергсона и А. Шопенгауэра. Согласно Лян Шу-мину, основа Вселенной — «жизнь» (шэн мин), представляющая собой «неисчерпаемую волю-желание (и юй)». В творении начал нац. культуры велика роль гения (в Китае это Конфуций, в Индии — Шакьямуни). Направленность воли определяет несходные типы культур: зап. культура носит научно-рациональный характер и нацелена на движение вперед, на борьбу и покорение материального мира; китайская культура интуитивна, философична и направлена на «внутр. жизнь» человека и гармонизацию его отношений с миром; инд. культура по своей природе религиозна и обращена к прошлому, она уводит человека из мира. Сравнивая эти три типа культур, Лян Шу-мин заключил, что мировая культура будущего — это возрожденная кит. культура. Он рекомендовал «отвергать инд. подход, из к-рого нельзя брать ничего», «полностью принимать зап. культуру, но при этом коренным образом модифицировать ее» и «вновь критически взять изначальный кит. подход». Лян Шу-мин усматривал в религии главный водораздел между христианским путем Запада и «безрелигиозно-квазирелигиозным» путем Китая, основанным на моральных поучениях Конфуция, ритуале, музыке и безрелигиозной морали. Опора на субъективистское учение неоконфуцианской школы синь-сюэ Лу Цзю-юаняВан Ян-мина (луван-сюэпай) сочеталась у Лян Шу-мина с пристальным вниманием к «рассудочности» (ли син) кит. культуры, противостоящей «разумности-интеллектуальности» (ли чжи) послекантовского менталитета Запада. «Рассудочность» в учении Лян Шу-мина носит интуитивно-моральный характер и сближается с понятием Мэн-цзы врожденного знания добра (лян чжи). В конце жизни Лян Шу-мин попытался заново изложить свое учение о «вселенской изначальности человеч. духа» с опорой на совр. достижения психологии, биологии и нейропсихологии.
 
Источники:
Лян Шу-мин цюань цзи (Полн. собр. [соч.] Лян Шу-мина). Т. 1–8. Цзинань, 1989–1993;
 
Литература:
Цверианишвили А.Г. Культурологические воззрения Лян Шумина // Общественно-политическая мысль в Китае (кон. XIX — XX в.). М., 1988; ВанДун-линь. Лян Шу-мин юй Мао Цзэ-дун. Чанчунь, 1989; ГаоЮэ-мин. Лян Шу-мин сысян яньцзю (Исследование мыслей Лян Шу-мина). Тяньцзинь, 1995; Чжу Хан-гао. Лян Шу-мин сянцунь цзяньшэ яньцзю (Исследование [теории] аграрной реконструкции Лян Шу-мина). Тайюань, 1996; Чжэн Да-хуа. Лян Шу-мин юй сяньдай синь жу-сюэ (Лян Шу-мин и современное новое конфуцианство). Тайбэй, 1993; Шань Фэн. Лян Шу-мин шэхуй гайцзао гоусян яньцзю (Исследование замыслов социальных реформ Лян Шу-мина). Цзинань, 1996; Alitto G.S. The Last Confucian: Liang Shu-ming and the Chinese Dilemma of Modernity. Berk., 1986; An Yanming. Liang Shuming and Henri Bergson on Intuition: Cultural Context and the Evolution of Terms // PEW. 1997, vol. 47, № 3; idem. Liang Shuming: Eastern and Western Cultures and Confucianism // Contemporary Chinese Philosophy / Ed. by Chung-ying Cheng and N. Bunnin. Malden (Mass.) — Oxford, 2002, p. 147–164; Weselowski Z. Lebens und Kulturbegriff von Liang Shuming (1893–1988). Dargestellt anhand seines Werks “Dong-Xi wenhua ji qi zhexue”. Sankt Augustm–Nettetal, 1997.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 337-338.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.