Синология.Ру

Тематический раздел


Янь-цзы чунь цю

晏子春秋 Янь-цзы чунь цюЯнь-цзы чунь цю«Вёсны и осени Учителя Яня». Трактат из восьми  глав (исходно – пяней, ныне – цзюаней-«свитков»), традиционно приписываемый Янь Ину (Янь-цзы,  ум. 500), сановнику гос-ва Ци. Относительно авторства и времени создания «Янь-цзы чунь цю» в традиц. кит. историографии существовали следующие осн. версии: книгу полагали соч. самого Янь Ина (эта т.зр. существовала вплоть до пер. правления династии Сун, X–XIII вв.); произведением анонимного автора, жившего в конце пер. Чжань-го или в нач. пер. правления дин. Цинь (III в. до н.э.); апокрифом (см. Цзин-вэй), созданным в пер. Лю-чао (III–VI вв.). Вероятно, дошедший до нас текст был в осн. составлен в V–IV вв. до н.э. как компендиум сюжетов о Янь Ине и впоследствии неоднократно пополнялся. В I в. до н.э. был отредактирован Лю Сяном. В трактате нашли отражение историч. и художест. образы Янь Ина, но выделить их удается не всегда.
 
Книга состоит из 215 частично повторяющих друг друга рассказов. Наиболее архаичный пласт содержит наставления Янь Ина своему монарху — Цзин-гуну (547 – 489 гг. до н.э.), совершающему неправедный поступок, или ответы Янь Ина на вопросы различных лиц, связанные с гос. управлением и этикой. Гл. тема его высказываний — совершенствование управления и достижение гармонии во всех социальных сферах. Для этого правитель должен руководствоваться примерами «совершенномудрых» (шэн [1]) монархов древности — гл. обр. Чэн Тана, Вэнь-вана и У-вана, осуществлять принципы гуманности (жэнь [2]) и должной справедливости (и [1]), под к-рой понимается выдвижение способных чиновников, наказание недостойных, любовь к народу и внимание к его нуждам; подданные обязаны соблюдать верность (чжун; см. Чжун шу) своему правителю. Регулятором обществ. отношений является этико-ритуальная благопристойность (ли [2]).
 
В ср. века и новое время «Янь-цзы чунь цю» рассматривался кит. учеными как конф. произведение (см. Конфуцианство) — во многих библиографиях он открывает класс «Конфуцианцы» («Жу цзя») разд. «Философы» («Цзы»), а имя Янь Ина ставилось порой в одном ряду с именами Цзы Сы (V в. до н.э.; см. Цзымэн-сюэпай), Мэн-цзы (IV – III до н.э.), Сюнь-цзы (IV–III вв. до н.э.). В то же время Янь Ин проявляет себя знатоком «дел духов (шэнь [1])», общение с к-рыми необходимо, по его мнению, для процветания гос-ва, сторонником принципов бережливости и воздержания в быту и хозяйств. деятельности гос-ва. Эти темы не характерны для конф. памятников, и ряд выпадов против Конфуция (VI–V вв. до н.э.), содержащихся в тексте, сближают Янь Ина с Mo Ди (V–IV вв. до н.э.). В силу этого нек-рые библиографы включали «Янь-цзы чунь цю» в класс «Моисты» (мо-цзя). Однако скорее всего взгляды, высказанные в кн., принадлежат к предфилософ. идеологии, частично заимствованной позднее конфуцианцами и моистами.
 
Автор: Сторчевой Л.В.
 
Биография Янь Ина (прозв. Чжун, посм. имя Пин или Пин-чжун), выходца из племени лай, ставшего первым министром (сян) в Ци, изложена Сыма Цянем в «Ши цзи» («Исторические записки», II – I вв. до н.э., цз. 62; пер. на латынь: A.Zottoli, 1880;  фр.: G.Margulies, 1926; нем.: A.Forke, 1927; рус. яз.: В.А.Панасюк, 1956; В.МАлексеев, 1958; Р.В.Вяткин, 1996) вместе с биографией родоначальника легизма Гуань Чжуна (VII в. до н.э.). Лю Сян (I в. до н.э.) определил его как конфуцианца,  и соответственно с «Янь-цзы чунь цю» начинается список конфуц. произведений в библиографич. разделе «И вэнь чжи»  («Трактат об искусствах и текстах») «Хань шу» («Книга [об эпохе] Хань», I в. н.э.).  Однако уже в IV в. Чжан Чжань в комментарии к цз. 7 «Ле-цзы» отнес его к моистам, что затем теоретич. обосновал Лю Цзун-юань (VIII – IХ вв.), а Хун Лян-цзы (ХVIII – нач. ХIХ вв.) выступил с опровержением этих обеих точек зрения, утверждая, что Янь Ин создал самостоятельное оригинальное учение, предшествовавшее появлению конфуцианства и моизма.
 
К трактату «Янь-цзы чунь цю», по своей форме генетически восходящему к древнему летописному жанру чунь цю (ср. «Чунь цю», «Люй-ши чунь цю», «Чунь цю фань лу» Дун Чжун-шу), в кон. XVIII – нач. XX вв. были написаны авторитетные комментарии: Сунь Син-янем (1788), Хуан И-чжоу (1875), Чжан Чунь-и (1930), к-рые вместе с ним вошли в состав важнейших филос. антологий: «Ши эр ши цзы» («[Трактаты] двадцати двух Учителей», 1875/1986) и «Чжу цзы цзи чэн» («Корпус философской классики», 1935/1954).
 
В 1972  при раскопках в Иньцюэшане (пров. Шаньдун) могилы эпохи Хань (III в. до н.э. –  III в. н.э.) были найдены 120 бамбуковых планок с древнейшей рукописью «Янь-цзы чунь цю», к-рая была опубл. Пянь Юй-цянем (1988).
 
Источники:
Чжан Чунь-и. Янь-цзы чунь цю цзяо чжу («Весны и осени Янь-цзы» сверенные и прокомментированные) // Чжу цзы цзи чэн (Корпус философской классики). Пекин, 1956. Т. 4; У Цзэ-юй. Янь-цзы чунь цю цзи ши («Вёсны и осени Янь-цзы» с собранием толкований). Т. 1–2. Шанхай, 1962; Си Чжэн-минь. Янь-цзы чунь цю сюань чжу и (Избранное из «Весен и осеней Янь-цзы» с комментарием и переводом). Сиань, 1986; У Сяо-мин.  Янь-цзы чунь цю сюань и чжу (Избранное из «Весен и осеней Янь-цзы» с переводом и комментарием). Гуйян, 1986; Пянь Юй-цянь. Янь-цзы чунь цю цзяо ши («Весны и осени Янь-цзы», сверенные и истолкованные). Пекин, 1988; Янь-цзы чунь цю / Коммент. Сунь Син-янь, Хуан И-чжоу. Шанхай, 1989; Эр ши эр цзы ([Трактаты] двадцати двух Учителей). Шанхай, 1990, с. 557 – 624; Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. 7. М., 1996, с. 35 – 37.
 
Литература:
Сторчевой Л.В. Дискуссия о «Янь-цзы чунь цю» в Китае // XVIII НКОГК. М., 1987. Ч. 1, с. 66 – 72; он же. «Янь-цзы чунь цю»: введение в изучение текста // Петербургское востоковедение. Вып. 1. СПб., 1992, с. 239 – 300; Гао Хэн. Янь-цзы чунь цю ды сецзо шидай (Время создания «Весен и осеней Янь-цзы») // Вэньсюэ ичань цзэнкань (Литературное наследие). Вып. 8. Пекин, 1962; Дун Чжи-ань. Шо «Янь-цзы чунь цю» (Изъяснение «Весен и осеней Янь-цзы») // Шаньдун дасюэ сюэбао (Вестник Шандуньского ун-та). 1959, № 4;  Holier R. Yen-tzu und das Yen-tzu ch'un-ch'iu. Fr./M.–Bern, 1983; Walker R.L. Some Notes on the Yen-tzu Ch'un-ch'iu // Journal of American Oriental Society. 1953. Vol. 73, № 3.
 
Автор: Кобзев А.И.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 646-648.

Авторы: ,
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.