Синология.Ру

Тематический раздел


Цзин - вэй

經緯 букв.: основа и уток. Понятие кит. философии и культуры, выражающее идею геометрико-текстологич. структурной упорядоченности. Подразумевает сеть продольно-вертикальных (цзин [1]) и поперечно-горизонтальных (вэй [3]) линий. Узкое значение цзин—вэй — каноны и апокрифы (Сюнь ЮэСюнь Юэ, II в.; «Корень дао — только гуманность и должная справедливость. Пятиканоние — его основа, прочие книги — уток») — связано с понятием «знаков/письменности/культуры» (вэнь) как начала, посредством к-рого на человеч. об-во переносится упорядочивающая общекосмич. структура: «[Представление] неба и земли в [линиях] основы и утка называется вэнь» («Цзо чжуань», V–II вв. до н.э.).

Корреспондирующий с универсальной мировоззрен. метафорой «ткани бытия» (см. Цзи [1]) исходный смысл словосочетания цзин—вэй — ткацкоделательный; цзин [1] означает нити основы ткани, на к-рые накладываются, пересекая их, нити утка (вэй [3]). Производство ткани (сети) в кит. культуре, как и во многих др., ассоциировалось с созданием письмен и текстов (ср. лат. textus — сплетение, ткань); в частности, кит. традиция возводила возникновение иероглифич. письменности к напоминающему индейское кипа узелковому письму, упоминаемому в «Дао дэ цзине» (§ 80) и «Си цы чжуани» (II, 2; см. «Чжоу и»). В коррелятивной символике традиц. кит. философии и науки (см. Сяншучжи-сюэ) направление цзин [1] соотносится с Небом (тянь [1]) и с последовательностью нечетных («небесных») чисел, а вэй [3] — с Землей и последовательностью четных («земных») чисел. Как и у пифагорейцев в античной Греции, исходным нечетным числом считалось 3, четным — 2.

Ассоциация с Небом как главенствующим началом выделила из пары цзин вэй первый член (цзин [1]). Он стал обозначением гл. форманта культуросозидающей деятельности — писаного «канона», а ассоциативная связь с Небом как символич. эквивалентом числа 3 обусловила представление о троичности «канона», к-рая в двухмерной развертке дает девятиклеточный квадрат. С помощью категории «канон» (цзин [1]) описывалась и общекосмич. девятеричность: «Соединение и гармония Неба и Земли есть великий канон жизни... Небо имеет девять просторов, земля имеет девять областей» («Люй-ши чунь цю», III в. до н.э.).

Представление о квадратной девятиклеточной структуре пространства нашло выражение в утопич. концепции «колодезных полей» (цзин тянь): Рис.1Рис.1«колодцем» (цзин [6]) называлась идеальная административно-производственная единица, территориальной основой к-рой якобы была система из девяти квадратных полей, взаиморасположение к-рых непосредственно изображает данный иероглиф цзин [6] (см. рис. 1). «Колодец» рассматривался как основание универсальной квадратно-девятеричной структуры, делящей пространство от уровня сельской общины до уровня всей земной поверхности, состоящей из девяти материков (Мэн-цзы, IV–III вв. до н.э., «Чжоу ли», V–II вв. до н.э., Цзоу Янь, IV–III вв. до н.э.). Возможно, пути семантич. эволюции иероглифов цзин [1] (основа, канон) и цзин [6] (колодец) были параллельны: от обозначения продольно-поперечных движений в ткачестве и запашке земли к обозначению квадратно-девятиклеточной структуры. Рис.2Рис.2Такая «колодезно-каноническая» структура лежит в основе универсальной общеметодологич. классификационной схемы — системы триграмм и гексаграмм (гуа [2]): схематичной моделью триграмм является девятиклеточный квадрат (см. рис. 2). В традиц. науке универсальная сеть цзин—вэй строго ориентирована по сторонам света: «[продольные линии] основы имеют [направления] на юг и север, [поперечные линии] утка имеют [направления] на запад и восток» (Ян Сюн, I в. до н.э. — I в. н.э.). Развивший подобные взгляды последователь Ян Сюна выдающийся ученый Чжан Хэн (I в. н.э.) стал родоначальником количественной картографии, основанной соответственно на прямоугольной сетке координат.

Представление о цзин—вэй как упорядочивающей «сети» отразилось в теории кит. медицины. Термин цзин [1] имеет там значение «меридиан», «главный канал» и относится к 12 основным парафизиологическим «руслам», по к-рым осуществляется суточная циркуляция «пневмы» (ци [1]) в организме. Аналогия с цзин вэй просматривается в названии системы гл. и второстепенных «каналов» — «энергетич. каркаса» организма: цзин ло (меридианы и коллатерали).

Литература:
Кобзев А.И. Понятийно-теоретические основы конфуцианской утопии // Китайские социальные утопии. М., 1987; он же. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994; Лапина З.Г. Учение об управлении государством в средневековом Китае. М., 1985, с. 24–45 и др.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 527-528.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.