Синология.Ру

Тематический раздел


Чжэнькун-цзяо

真空教 «Учение Подлинной/Истинной пустоты». Одно из крупнейших течений китайского сектантства. Др. назв. — чжэнькун-дао («Путь Подлинной пустоты»), уцзи-дао («Путь Беспредельного»), тянькун-дао («Путь Небесной пустоты»), чжэнькун цзышань-хуй («Общество добродетели Подлинной пустоты»).
 
Доктрина чжэнькун-цзяо берет истоки от учения секты буд. толка дашэн-мэнь («Врата махаяны», см. Да шэн) и учения Ло Цина. Основателем чжэнькун-цзяо считается монах Ляо Ди-пинь (1827–1893). Он говорил о необходимости через мистический транс осознать «Беспредельное и Подлинную пустоту» (см. Тай цзи, Сюй) и понять, что буддизм, конфуцианство и даосизм в равной степени «в пустоте обретают Великое дао», призывал к пустынножительству, вегетарианству и упорной медитации. Тот, кто вступил в чжэнькун-цзяо, сумеет избавиться от страсти к опиекурению, без лекарств излечивать все болезни и даже приобщиться к сонму небожителей. В отличие от большинства других сектантских объединений в основе идеологии чжэнькун-цзяо, вопреки буд. фразеологии, лежит не столько буд. сотериологич. идея, сколько мистицизм раннего даосизма. Священными книгами чжэнькун-цзяо Ляо Ди-пинь объявил «Ло цин у бу цзин» («Пятиканоние Ло Цина»), ряд конф. и даос. канонов, в т.ч. «Дао дэ цзин». Учение чжэнькун-цзяо приобрело популярность на юге Китая, в Шанхае, Нанчане, провинциях Цзянсу, Хубэй, Фуцзянь, Гуандун, откуда пришло в Сингапур, Гонконг, Малайзию и Филиппины.
 
В 1929 лидерство в чжэнькун-цзяо наследовал дальний родственник первопатриарха Ляо И-пу. Тогда же возникли вооруженные отряды чжэнькун-цзяо. В 1948 чжэнькун-цзяо открыло офиц. представительство в Нанкине, однако легализация объединения, в т.ч. его вооруженных структур, при власти кит. коммунистов не удалась. Деятельность чжэнькун-цзяо была нелегально возобновлена в КНР с нач. 1980-х гг. Неофитов не в последнюю очередь привлекает перспектива излечения от всех болезней, к-рые проистекают из «противодействия небесному принципу (ли [1] см. Тянь ли жэнь юй) и нанесения ран собств. внутр. природе и чувствам». Лечение включает употребление «чая бессмертных небожителей», приготовленного руководителем местного отделения чжэнькун-цзяо из трав, в т.ч. галюциногенов, и длительную медитацию. Такой же «чай» адепты чжэнькун-цзяо употребляют во время священнодействий, в т.ч. ритуалов инициации. Последователи чжэнькун-цзяо не употребляют мяса и вина, не признают изображений святых.
 
Автор: Маслов А.А. 
 
Литература:
Баоцзюань о Пу-мине / Изд. текста, пер. Э.С.Стуловой. М., 1979, с. 69; Тертицкий К.М. Китайские синкретические религии в ХХ веке. М., 2000, с. 345 – 358, указ.; Ло Сян-линь. Люсин юй Гань Минь Юэ цзи Малайя чжи чжэнькун-цзяо (Учение Истинной пустоты, распространившееся в Цзянси, Фуцзяни, Гуандине и Малайе). Сянган, 1962; Лянь Ли-чан. Фуцзянь мими шэхуй (Тайные общества Фуцзяни). Фучжоу, 1988; Ма Си-ша, Хань Бин-фан. Чжунго миньцзянь цзунцзяо ши (История китайских народных религий). Шанхай, 1992.
 
Сост. библ.: Кобзев А.И.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 728-729.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.