Синология.Ру

Тематический раздел


Чжан Чжун-цзин

Чжан Цзи. Ок. 150/151, Неян обл. Наньцзюнь (совр. Наньян пров. Хэнань), – 219, там же. Знаменитый врач и автор классич. мед. трактатов, в которых впервые соединились теория и клиническая практика, выдающийся терапевт, противник сверхъестественного и магического целительства. С детства интересовался медициной, изучал ее у земляка Чжан Бо-цзу 伯组, но вскоре превзошел его и, сделавшись лучшим врачом своего времени, получил прозвище и шэн («святомудрый медицины»). В 196 стал правителем (тай шоу) окр. Чанша (пров. Хунань). Одна из многочисленных эпидемий того времени, вызванная острым заразным заболеванием, согласно «Хуан-ди нэй цзину» («Канон о внетреннем Желтого императора»), из категории экзогенных лихорадок (шан хань 伤寒 – «поражения холодом»), лишила жизни две трети из его более чем 200 родственников. Оставив службу, он решил полностью посвятить себя медицине, исследовать эти губительные болезни и найти средства борьбы с ними. «Старательно разыскивал древние наставления, повсюду собирал многочисленные предписания/рецепты», изучал медицинские каноны («Хуан-ди нэй цзин», «Нань цзин», «Инь ян да лунь» – «Великие суждения об инь–ян», «Тай лу яо лу» 胎胪药录– «Записи о лекарствах для беременных» и др.), соединял почерпнутые в них сведения с богатым собственным опытом, связывал теорию со своей и предшественников клинической и фармакологической практикой.
 
В 200-210 составил «Шан хань цза бин лунь» («Суждения о лихорадочных поражениях холодом и разных [внутренних] болезнях») в 16 цзюанях, содержащий 375 предписаний с использованием 241 лекарственного средства в более чем десятке медикаментозных форм (таблетка, порошок, отвар, настойка, примочка, раствор, полоскание, капли, мазь, свеча, фумигант и т.д.). Во второй пол. III в. трактат отредактировал придворный лекарь Ван Шу-хэ. До эпохи Сун последние шесть цзюаней были утрачены, а затем восстановлены в сокр. виде, когда член Ханьлинь академии Ван Чжу (997-1057) случайно обнаружил в имп. библиотеке «Цзинь гуй юй хань 玉函 яо люэ фан» («Очерк главных предписаний в нефритовом футляре из золотого ларца») в 3 цзюанях на изъеденных жучком бамбуковых планках. Сановники Гао Бао-хэн 高宝衡, Сунь Ци 孙奇, придворный библиотекарь и врач Линь И (ум. после 1057) отредактировали и опубликовали два текста Чжан Чжун-цзина: сохранившийся усеченный вариант - «Шан хань лунь» («Суждения о лихорадочных поражениях холодом», 10 цзюаней) и новонайденный - «Цзинь гуй яо люэ фан лунь» («Очерк главных суждений о рецептах из золотого ларца», 3 цзюаня), сокр. «Цзинь гуй яо люэ» («Очерк главного из золотого ларца»), или «Цзинь гуй юй хань цзин» («Канон в нефритовом футляре из золотого ларца»). В первом трактате описаны симптомы и признаки заболеваний согласно системе акупунктурных каналов и экзогенные лихорадочные болезни, вызываемые патогенным «холодом» (хань) и характеризующихся повышением температуры (жар, горячка, простуда, лихорадка, тиф и др.), представлен обильный материал по фармакологии, иглоукалыванию и диетологии. Он многоднократно комментировался (более 100 раз) и переиздавался на основе двух исходных редакций, подготовленных Бюро по сверке и выправлению медицинских книг в 1065 и Чэн У-цзи 成无己 (ок. 1064 – после 1156) ок. 1144. В первой редакции его издал с ценными коммент. Чжао Кай-мэй в эпоху Мин, во второй – со сверкой Ван Цзи-чуань 汪济川в период Цзя-цзин (1522-1566). В эпоху Мин изучение «лихорадочных поражений холодом» стало одной из 30 мед. специальностей, а в эпоху Цин – одной из девяти. Тогда же сложилась мед. школа шан-хань-сюэ-пай («течение, изучающее лихорадочные поражения холодом»). Важнейшие труды в этом направлении создали Чжан Дэн 张登 (Чжан Дань-сянь. «Шан хань шэ цзянь» 舌鉴 - «Зерцало языка при лихорадочных поражениях холодом», 1667; 120 ил.; Пекин, 1959; Шанхай, 1958, 1959), Кэ Цинь 柯琴 («Шан хань лай су 来苏 цзи» - «Собрание [трудов] о пришествии и воскрешении “Суждений о лихорадочных поражениях холодом”», 1669; включает три комментаторских работы; Шанхай, 1956, 1959), Сюй Да-чунь 徐大春 (Сюй Лин-тай. «Шан хань лунь лэй фан» - «Классифицированные предписания из “Суждений о лихорадочных поражениях холодом”», 1759; классификация по 12 видам отваров; Пекин, 1956; Нанкин, 1984, ред. Ли Те-цзюнь 李铁君), Ю И 尤怡 (Ю Цзай-цзин, ум. 1794. «Шан хань гуань чжу 贯珠 цзи» - «Собрание нанизанных жемчужин из “Суждений о лихорадочных поражениях холодом”», 1810; комментированное переструктурирование текста согласно системе акупунктурных каналов; Шанхай, 1959, ред. Чжу Тао-син 朱桃性). Трактат переведен на яп., кор., англ. (1986) и рус. (1991) языки, ему посвящены более 1000 работ в Китае и за рубежом. Изучая достижения предшественников, Чжан Чжун-цзин разработал стройную систему диагностических и лечебных методов, включающую «четыре [вида] диагностики» (сы чжэнь ) – осмотр (ван ), обслушивание и обнюхивание (вэнь ), опрос (вэнь ), прощупывание пульса и пальпация (це ); «восемь основ» (ба ган) определения патогенеза – инь [1] и ян [1], поверхность (бяо [1]) и внутренность (ли [7]), холод (хань) и жар (жэ), недостаточность (сюй), избыточность (ши [4]) и «восемь методов» (ба фа) терапии – потогонный (хань ), слабительный (ся ), рвотный (ту ), гармонизирующий (хэ ) внутренние органы, очищающий (цин ) – против жара, согревающий (вэнь ) – против холода, укрепляющий/тонизирующий (бу ), рассасывающий (сяо ) застои пищи, крови и пневмы-ци [1]. В трактате принята нумерологизированная (сяншучжи-сюэ) модель лю цзин («шесть каналов/канонов»; см. Цзин - вэй) - классификация каналов, болезней и методов их лечения, опирающая на шесть пневм «Хуан-ди нэй цзина»: три янских и три иньских - «великий ян [1]» (тай ян), «малый ян [1]» (шао ян), «янский свет» (ян мин), или «конечный ян [1]» (цзюэ ян), и «великая инь [2]» (тай инь), «малая инь [2]» (шао инь), «конечная инь [2]» (цзюэ инь).
 
Среди лечебных методов указаны пероральный и подъязычный прием лекарств, иглоукалывание, моксаприжигание, ошпаривание, местное нагревание и трение, использование свечей, ванн, клизм, введ. воды или воздуха в уши и проч. Приведены 113 «канонических предписаний» (цзин фан), приверженцы которых сформировали специальную мед. школу, титуловав их автора «патриархом лечебных предписаний» (и фан чжи цзу 之祖). В трактате встречается одно из самых древних в мире упоминаний эфедры (ма-хуан), которую следует применять при заболеваниях дыхательных путей, сопровождающихся одышкой и слабым пульсом. С ветками кассии она стимулируют потоотделение при лечении простуды, а с миндалем и пластырем применяется против астмы и кашля. Дано руководство по спасению только что повесившегося или удавившегося. Его надо снять с веревки, уложить и избавить от петли. Спасатель должен встать ногами ему на плечи и потянуть за голову для выправления шеи, затем неск. раз ритмично нажать руками на грудь и сделать массаж конечностей, сгибая и вытягивая их поочередно при постепенном увеличении амплитуды движений. Следует надавливать на брюшную полость, а чтобы выяснить, может ли пациент глотать, предложить ему отвар корицы или овсяную кашу. «Цзинь гуй яо люэ» - древнейший трактат о внутренних болезнях посвящен общей терапии с помощью диагностики внутренних органов и систем (цзан и фу ), акупунктурных меридианов и коллатералей (цзин ло), касается также внешних и женских болезней, содержит рецепты лечения хронических заболеваний органов дыхания, системы кровообращения, пищеварительной и мочеполовой систем, нарушений обмена веществ, авитаминозов и проч. В его трех цзюанях, состоящих из 25 глав-пянь, каждая из которых начинается резюмирующим «выделением главного» (ти яо 提要), даны 262 предписания. В первой главе изложены теоретические основы. Трактат также неоднократно комментировался, в частности Вэй Ли-туном 魏荔彤 («Цзинь гуй яо люэ фан лунь и » - «Смысл “Очерка главных суждений о рецептах из золотого ларца”», 1720) и Ю И («Цзинь гуй яо люэ синь дянь 心典» - «Сердевинные положения “Очерка главного из золотого ларца”», 1729; Шанхай, 1975). Обоим произведениям Чжан Чжун-цзина посвятил несколько работ выдающийся популяризатор медицины Чэнь Сю-юань 陈修园 (Чэнь Нянь-цзу 念祖, 1753-1823).
 
Источники:
Гао Сюэ-шань. Гао чжу цзинь гуй яо люэ (Прокомментированный Гао «Очерк главного из золотого ларца»). Шанхай, 1959; Ю Цзай-цзин. Цзинь гуй и (Крылья к «Золотому ларцу»). Шанхай, 1959; Чэн У-цзи. Чжу цзе шан хань лунь (Комментированные и разъясненные «Суждения о лихорадочных поражениях холодом») / Ред. Ван Цзи-чуань. Пекин, 1973; Чжу Чжэнь-хэн. Цзинь гуй гоу сюань (Извлечение сокровенного из «Золотого ларца»). Пекин, 1980; Чэнь Сю-юань. Шан хань лунь цзянь чжу («Суждения о лихорадочных поражениях холодом» с простыми комменатриями). Пекин, 1985; он же. Цзинь гуй яо люэ цзянь чжу («Очерк главного из золотого ларца» с простыми комментариями). Пекин, 1985; Цзинь гуй яо люэ цзяо-чжу («Очерк главного из золотого ларца» со сверкой и комментариями) / Гл. ред. Хэ Жэнь. Пекин, 1990; Цзинь гуй яо люэ юй-и («Очерк главного из золотого ларца» с переводом на разговорный язык) / Гл. ред. Хэ Жэнь. Пекин, 1990; Чжао И-дэ, Чжоу Ян-цзюнь. Цзинь гуй юй хань цзин эр чжу («Канон в нефритовом футляре из золотого ларца» с двумя комментариями) / Ред. Ван Сюй-дун, Чжоу Хэн. Пекин, 1990; Шан хань лунь цзяо-чжу («Суждения о лихорадочных поражениях холодом» со сверкой и комментариями) / Гл. ред. Лю Ду-чжоу. Пекин, 1991; Шан хань лунь и-ши («Суждения о лихорадочных поражениях холодом» с переводом и объяснениями) / Гл. ред. Чэнь И-жэнь. Кн. 1, 2. Шанхай, 1991; Чжан Чун-цзин [Чжун-цзин]. Трактат о лихорадочных заболеваниях, вызванных холодом. Харьков, 1991; Zhang Zhongjing. Treatise on Febrile Diseases Caused by Cold (Shanghan Lun) / Tr. by Luo Xiwen. Beijing, 1986.
 
Литература:
Вогралик В.Г., Вязьменский Э.С. Очерки китайской медицины. М., 1961; Юар П., Ван М. К изучению древней китайской медицины // Из истории науки и техники в странах Востока. Вып. 3. М., 1963. с. 171–217; Цао Ин-фу. Цао-ши шан хань цзинь гуй фа вэй хэ кань (Совместное издание раскрытия тонкостей «Лихорадочных поражений холодом» и «Золотого ларца» господина Цао) / Ред. Гу Жуй-шэн. Шанхай, 1991; Цзинь гуй яо люэ сюэси цанькао цзыляо (Справочные материалы для изучения «Очерка главного из золотого ларца»). Пекин, 1965; Чжэнь Чжи-я. Чжунго исюэ ши (История кит. медицины). Пекин, 1987, с. 13-15; Encyclopaedia of the History of Science, Technology, and Medicine in Non-western Cultures. Dordrecht; Boston; London, 1997; Lu Gwei-djen, Needham J. Celestial Lancets. Cambridge, 1980; Sivin N. Traditional Medicine in Contemporary China. Ann Arbor, 1987; Unschuld P. Medicine in China: A History of Ideas. Berkeley, 1985.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М. : Вост. лит., 2006–. Т. 5. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2009. — 1055 с. С. 937-939.

Авторы: ,
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.