Синология.Ру

Тематический раздел


Фалунь-гун

法輪功 массовое религиозное движение, возникшее в КНР в 1990-х гг. в условиях проведения экономич. реформ, способствовавших относительной либерализации обществ. жизни.
 
Его основатель Ли Хун-чжи в составленной им биографии указывает дату своего рождения в г. Гунчжулин пров. Цзилинь/Гирин 13 мая 1951, тем самым подчеркивая свою исключительнауюя харизму, поскольку на этот день в тот год по кит. лунному календарю (восьмой день четвертой луны, см. Инь-ян ли) приходилоcь празднование дня рождения самого Будды Шакьямуни (в действительности Ли Хун-чжи родился 7 июля 1952). Его юность совпала с «культурной революцией», продемонстрировавшей  возможности манипулирования массовым сознанием. Не получив систематич. образования, Ли Хун-чжи черпал свои знания на занятиях в группах дыхательной гимнастики (ци-гун, см. ци [1]), а также у буд. и даос. монахов.
 
В кон. 1980-х гг. Ли Хун-чжи приступил к разработке культа фа-лунь да-фа, положив в его основу собств. интерпретацию буд. учения сутр праджня-парамиты (божэ боломидо), даос. космологии и методов психосоматич. совершенствования, а также христ. эсхатологич. идей. Позднее опубл. свои идеи в нескольких трудах. Название учения фа-лунь дафа и орг-ции фалунь-гун он произвел от буд. понятий: фа — Закон, Дхарма; фа-лунь (санскр. дхармачакра) — колесо Закона, модель космич. энергии; да-фа — великий Закон Будды; гун — духовная энергия, обретенная в результате трансцендентных практик. Из буддизма были взяты также понятия нирвана (непань) и карма (е [1]). Широко использовалась буд. символика: эмблемой фалунь-гун стала свастика — наиболее архаичный солярный символ инд. мифологии, а затем один из важнейших символов буддизма. Ли Хун-чжи по-своему интерпретировал кит. филос.-религиозн., в особеннсти даосские,  понятия тай цзи — великий предел, дао — Путь, дэ [1]  — добродетель, синь син (см. синь [1], син [1]) — духовная природа человека, или добродетель, ян — светлое мужское начало и инь — темное женское (см. Инь-ян), дань — эликсир бессмертия (см. Сянь-сюэ, Алхимия); эклектически соединил понятие буд. Закона (фа [1]) с традиционными понятиями  коренных вселенских свойств — истины (чжэнь [1]), доброты (шань [2], см. Полезно-прекрасное добро и вредно-безобразное зло, Ши шань) и гуманности (жэнь [2]). В отличие от обычных учителей ци-гун Ли Хун-чжи приписал себе сверхъестеств. способности, заявил о себе как обладателе пророческой миссии и как воплощенном Будде. Обладая гипнотич. способностями, он привлек множество последователей, для к-рых особенно важно было то, что он представлял себя  целителем болезней, имевших кармическую природу, способным помочь в оздоровлении всего организма и в конечном итоге в достижении самосовершенствования и спасения. Большое значение Ли Хун-чжи придавал рекламе сотворенных им чудесных исцелений. Образованное им в 1992 Об-во по изучению фалунь-гун (фалунь-гун яньцзихуй) получило широкое распространение. Оно не было официально зарегистрировано как самостоят. организация, а действовало под эгидой Кит. об-ва по изучению ци гун (именно группы дыхательной гимнастики стали своеобразным катализатором интереса к фалунь-гун, поскольку первоначально через них распространялось содержание этого учения).
 
В нач. 1990-х гг. Ли Хун-чжи разработал «Устав фалунь-гун», «Установки для последователей фалунь-гун в отношении чтения проповедей и медитации», «Правила для членов фалунь-гун, занимающихся медитацией», «Требования к консультационным пунктам фалунь-гун». Стали проводиться публичные выступления его лидеров и действовать спец. курсы, были открыты консультационные пункты в различных городах Китая. Согласно офиц. данным, действовало 39 гл. пунктов, 1,9 тыс. консультационных пунктов, св. 28 тыс. пунктов для проведения практич. занятий. По всему Китаю было более 2 млн. практикующих фалунь-гун (по нек-рым оценкам — во много раз и даже на порядок больше). Была широко налажена издательская деятельность: к 1999 было выпущено и распространено св. 10 млн. экземпляров книг, 5 млн. видеокассет. фалунь-гун быстро превратился в массовую организацию, которая открыто действовала на протяжении 7 лет. Бурный рост его влияния в различных слоях кит. общества стал своеобразным феноменом реформенного времени.
 
В 1996 Ли Хун-чжи заявил об офиц. выходе из Кит. об-ва по изучению ци гун. В том же году он эмигрировал в США, откуда руководил деятельностью фалунь-гун, опираясь на финансовую базу, широкую организационную сеть и через Интернет. Фактическое управление движением в КНР после отъезда Ли Хун-чжи осуществляли его ближайшие соратники. В этот период в средствах массовой информации началась критика фалунь-гун, реакцией на к-рую стали массовые выступления его последователей. В июле 1999 деятельность фалунь-гун, причисленного к разряду сект (се цзяо — досл. вредоносное учение), была официально запрещена. Единичные акции протеста его членов имели место вплоть до 2001.
 
В целом фалунь-гун можно охарактеризовать как деструктивный неоориенталистский синкретический культ, ориентированный на модификацию буддизма, в соответствии с критериями совр. религиоведения — как новое религ. движение. Это самая большая негосударственная массовая орг-ция в истории КНР. Причины стремительного и успешного распространения фалунь-гун кроются в нараставшем социальном напряжении в период бурного развития реформ; в наличии большого числа людей, стремившихся обрести утраченный обществ. статус и нравств. принципы, но при этом привыкших к тому, чтобы ими манипулировали; в недостаточной обществ. активности традиц. религий, в частности, миссионерской пассивности кит. буддизма, в условиях наступления глобальной потребительской культуры на традиционную.
 
Источники:
Жэньминь жибао. 1999. 23 июля, 15 августа, 29 октября, 31 октября; Ли Хунчжи. Фалунь дафа. М., 1999.
 
Литература:
Галенович Ю.М. «Фалуньгун» и духовная жизнь в КНР // Галенович Ю.М. Заметки китаеведа. М., 2002, с. 136–186; Thornton P. Framing Dissent in Contemporary China: Irony, Ambiquity and Metonymy // The China Quarterly. 2002, № 171, р. 672–681; Tong J. An Organizational Analysis of the Falun Gong: Structure, Communications, Financing // Idem, p. 637–660.
 
Автор: Горбунова С.А. 
 
Источники:
Ли Хунчжи. Фалуньгун (Фалун Сюлянь Дафа). СПб., 1996; он же. Чжуань Фалунь. СПб., 1997; он же. Метод полного совершенства закона Будды Фалунь. СПб., 1998; он же. фалунь-гун / Пер. с кит. М.,  2002; он же. Китайский Фалуньгун. М., 2002.
 
Литература:
КНР: гонения на фалунь-гун // Русская мысль,  № 4357, Париж, 15.03.2001; Ли Хунчжи / Пер. с кит. М., 1999. 
 
Сост. библ.: Кобзев А.И.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 640-642.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.