Синология.Ру

Тематический раздел


Дэ 1

благодать, добродетель (качество, дарование, достоинство, достояние, доблесть, моральная сила, закономерность). Манифестация дао — одна из фундаментальных категорий кит. философии. Иногда отождествлялась с кармой и Шакти, mana и virtus. Использовалась для передачи буд. понятия «гуна». В самом общем смысле обозначает осн. качество, обусловливающее наилучший способ существования каждого отдельного существа или вещи, т. е. индивид. «благодать», поэтому часто определяется посредством омонима дэ [2] — «достижение». Поскольку специфику человека кит. мыслители конф. толка обычно усматривали в способности придерживаться «должной справедливости» (и [1]) и «благопристойности/этикета/ритуала» (ли [2]), его дэ [1] в основном понималось как «добродетель», хотя могло означать, подобно греческому arete, чисто телесные достоинства. Будучи индивид. качеством, дэ [1] относительно (в отличие от всеобщего и потому абс. дао), поэтому «благодать» для одних может негативно оцениваться другими. Дэ [1] — собират. образ всего множества разнонаправленных сил, способных приходить в столкновение друг с другом, поэтому гармонизирующая их универс. «благодать» часто выделяется посредством специальных эпитетов: «предельная», «великая», «таинственная», «сиятельная» (чжи [5], да [2], сюань, мин [3]) и т. п. То, что для конкретного индивида является его «частной», или «отдельной благодатью» (сы, ли дэ), например незаконное обогащение, с точки зрения «общей благодати» (тун дэ) оценивается как «нечестивая», «темная», «развратная» или «плохая благодать» (сюн, хунь, цзянь, э дэ). Как «внутр.», органичное и естеств. качество дэ [1] составляет осн. оппозицию с «внеш.» физич. силой, насилием (ли [4]), наказаниями (син [4]) и законом (фа [1]) («Лунь юй», «Дао дэ цзин», «Гуань-цзы», «Чжуан-цзы», «Хань Фэй-цзы»). Сочетание у дэ — «пять благодатей» со времен Цзоу Яня (III в. до н.э.) синонимично у син — «пяти элементам».

В «Лунь юе» «благодать» изречена, более того — родит дар слова, состоит в «верности» (чжун [2]), «благонадежности» (синь [2]) и «должной справедливости», противостоит прельщающей внешности (цветовому образу — сэ) и почвенной закоренелости (ту). «Благодатью» следует отвечать на «благодать», а не на вражду, что соответствует мысли «Ши цзина»: «Нет безответной благодати». Во взаимоотношениях же между разными дэ [1] благодать «благородного мужа» (цзюнь цзы) доминирует над благодатью «ничтожного человека» (сяо жэнь), как ветер — над травой. Идеальна гармония между дэ [1] правителя и подданных, выражаемая гл. тезисом «Да сюэ» об обществ. благоустройстве как «высветлении светлой благодати в Поднебесной», к-рое предполагает предварительное духовное и телесное самосовершенствование личности.

В «Чжуан-цзы» (см. Чжуан-цзы) предельное всемогущество дао проявляется в естеств. детерминизме «благодати»: «Знать, что тут ничего не поделаешь, и спокойно принимать это как предопределение есть предел (чжи [5]) благодати». Дэ [1] «проникает (тун [2]) в небо и землю», подразделяется на восемь разновидностей: левое и правое, нравств. норму и «должную справедливость», долю и различение, соперничество и борьбу. Три благодати конкретной личности — высокорослость, дородство, красота, а «предельная благодать сердца» — бесстрастие.

Восходящие к «Лунь юю» и «Чжуан-цзы» соответственно конф. и даос. трактовки дэ [1] развивались в русле эволюции концепций дао. В совр. яз., соединившись в бином дао дэ, эта пара передает понятие «мораль, нравственность». Чэнь Ду-сю в 1919, обыгрывая фонетич. близость, олицетворением демократии (democracy) представил Господина Благодать (Дэ сянь-шэн). Сунь Ят-сен в 1924 при открытии военной академии Вампу воспел «единую благодать» (и дэ) в песне, ставшей сначала гимном Гоминьдана, а потом Кит. Республики (1937) и наследовавшего ей гос-ва на Тайване. К идеалу дэ [1] возвратились и совр. идеологи в КНР.

Источники:
Древнекитайская философия. Т. 1–2. М., 1972–1973, указатель; Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990, указатель; Антология даосской философии / Сост. В.В. Малявин, Б.Б. Виногродский. М., 1994; Мистерия Дао. Мир «Дао дэ цзина» / Сост., пер., исслед. А.А. Маслова. М., 1996.

Литература:
Еремеев В.Е. Символы и числа «Книги перемен ». М., 2002. С. 187–218; Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 90–95; Лисевич И.С. Литературная мысль Китая на рубеже древности и средних веков. М., 1979, указатель; От магической силы к моральному императиву: категория дэ в китайской культуре. М., 1998; Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1998; Munro DJ. The Concept of Man in Early China. Stanford (California), 1969. Р. 99–112, 185–197; Wieger L. Taoisme. T. I. Hien-Hien, 1911. Р. 9 & note 8.

См. также лит-ру к ст. Дао.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С.257-258.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.