Синология.Ру

Тематический раздел


Пэн-цзу

彭租, Пэн-цзуПэн-цзуСтарец Пэн 老彭. В древнекитайской мифологии знаменитый долгожитель, праправнук мифич. государя Чжуань-сюя. Считается, что Пэн-цзу носил фамилию Цзянь и имя Кэн. Он жил уже будто бы во времена совершенномудрого правителя Яо (по традиц. хронологии, правил в 2356–2255 до н.э.), пережил легендарную дин. Ся и дожил до конца дин. Инь (т.е. до XII–XI вв. до н.э.). По легенде, он прожил более 700 лет (обычно указывается 767). В «Тянь вэнь» («Вопросы к небу») поэта Цюй Юаня (IV в. до н.э.) говорится, что Пэн-цзу поднес фазаний суп Верховному небесному владыке (по др. толкованиям, правителю Яо). И за это был награжден необычайным долголетием. Согласно жизнеописанию Пэн-цзу» Гэ Хуна, Пэн-цзу в трехлетнем возрасте потерял мать, потом попал в плен к племенам цюань-жунов («собачьих жунов») и более 100 лет скитался в западном крае, потеряв 49 жен и 54 сына. Пэн-цзу проповедовал отказ от мирских удовольствий («пять звуков ведут к глухоте, пять вкусов портят рот»). Ему приписывается учение о жизненной силе (цзин [3]), к-рая вырабатывается в организме человека. Когда ее становится мало, человек заболевает, когда она иссякает, человек умирает. Восполнение этой силы происходит во время полового акта. Пэн-цзу также приписывается учение о тренировке дыхания с целью обеспечения долголетия. По преданию, некая дева Цай-нюй выспросила у Пэн-цзу секрет долголетия и передала его иньскому государю. Тот воспользовался им, но потом отдал приказ казнить всех, кто будет распространять учение Пэн-цзу. Узнав об этом, Пэн-цзу ушел из страны неизвестно куда. Но через 70 с лишним лет его будто бы встретили на западе, в стране зыбучих песков (Люша). У нек-рых средневековых авторов образ Пэн-цзу контаминирован с образом Лао-цзы. По нек-рым версиям, Пэн-цзу женился на Цай-нюй, у них родилось два сына У и И, по названию горы Уишань, на к-рой жил Пэн-цзу. Образ Пэн-цзу постоянно находит отражение в кит. лит-ре.
 
Литература:
Тай-пин гуанцзи (Обширные записи годов Тай-пин). Т. 1. Пекин, 1959, с. 8–11; Чжао И. Гайюй цункао (Собрание разысканий). Шанхай, 1957, с. 70–72; Юань Кэ. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и преданий). Шанхай, 1985, с. 378–379; Werner E.T.C. A Dictionary of Chinese Mythology. Shanghai, 1932, p. 431–432.
 
Автор: Рифтин Б.Л.
 
Пэн-цзу (Пэнский патриарх/предок), или Лао-Пэн (Почтенный/Старейшина из Пэна) - Мафусаил китайской мифологии, ставший символом долголетия (Пэн нянь - «возраст Пэн[-цзу]»/«Мафусаилов век»). Его прозвище связано с топонимом Пэн, вероятнее всего обозначавшим г. Пэнчэн (совр. г. Сюйчжоу в пров. Цзянсу), принадлежавший царству Сун, но иногда захватывавшийся соседним Чу (напр., в 573 - 572 до н.э.). Возможны его идентификации и с др. уделами и территориями в совр. пров. Сычуань, Хубэй и Хунань. Пэн-цзу соединил в себе три образа.
 
1.  Он - прямой потомок в шестом поколении основателя кит. государственности и культурного героя Желтого императора/первопредка (Хуан-ди), сын Лу-чжуна, служившего императору/первопредку Ди Ку, и брат Цзи-ляня, основателя династии, правившей в царстве Чу, к к-рой причислял себя и Цюй Юань. Согласно «Ле сянь чжуань» («Предания о бессмертых») Лю Сяна (I в. до н.э.) и «Шэнь сянь чжуань» («Предания о святых-бессмертных») Гэ Хуна, родился после смерти отца и прожил более 800 лет, а согласно родословию «Наследственный дом [царства] Чу» («Чу ши цзя») из «Ши цзи» («Исторические записки», цз. 40) Сыма Цяня (II - I вв. до н.э.), появился у Лу-чжуна третьим ребенком из шести в результате некоего «взрезания» (поу), к-рое может быть понято или как кесарево сечение, или как разделение шестерых сиамских близнецов, или как то и другое вместе. В составленных до «Ши цзи» «Корнях поколений»/«Основах генеалогических древ» («Ши бэнь», в реконструкции цинского Цинь Цзя-мо) дополнительно сообщается, что жена Лу-чжуна по имени Нюй-Туй из Страны бесов (Гуй-фан) была беременна три года и при родах разрезана с двух боков для извлечения трех младенцев из каждого, из чего следует, что круглым сиротой Пэн-цзу, очевидно, стал сразу, поскольку появился на свет уже трехлетним, соответствуя качеству долгожителя даже в пренатальном состоянии и следуя образцу Лао-цзы, родившегося 81-летним, а также императора/первопредка, основателя Шан-Инь и культурного героя Се, появившегося из разреза матери. В «Основных записях [о деяниях] пяти императоров» («У ди бэнь цзи») из «Ши цзи» (цз. 1) сказано, что Пэн-цзу принадлежал к числу 10 и 22 высших сановников при величайших правителях Яо и Шуне. Согласно «Соу шэнь цзи» (цз. 1) Гань Бао (III - IV вв.), Пэн-цзу был вельможей (да фу) эпохи Шан-Инь (XVIII/XV - XII/XI) и погребен в Лияне (город и гора в совр. уезда Хэсянь пров. Аньхой), где во времена создания этого произведения еще существовала посвященная ему кумирня, отличавшаяся чудодейственными свойствами: около нее можно было успешно вызывать молитвами бурю и ливень, а по бокам от нее сидела пара тигров (см. Бай-ху).
 
2.  Он - даосский патриарх и вознесшийся бессмертный (шэн сянь эр цюй, см. сянь [1], также сянь-сюэ), с одной стороны, упоминаемый наравне с высшими авторитетами Хуан-ди и Лао-цзы (напр., слившись в бином Пэн-Дань - «Пэн [Цзянь и Лао] Дань»/«Пэн-цзу и Лао-цзы»), с другой - фигурирующий в диалектических афоризмах об относительности первого из «пяти [видов] счастья» (у фу) в конфуцианской системе ценностей («Шу цзин» - «Канон писаний», гл. «Хун фань» - «Всеобъемлющий образец», раздел-чоу 9) - продолжительной жизни: его долголетие плачевно по сравнению с многотысячелетним существованием дерева цедрелы (Cedrela sinensis), «Пэн-цзу ушел из жизни юнцом» («Чжуан-цзы» гл. 1, 2), «сын долголетнего Старейшины из Пэна умер во младенчестве» (Гэ Хун. «Бао-пу-цзы» - «[Трактат] Мудреца Объявшего Первозданную простоту», гл. 2).
 
3. Он - основоположник эротологии и эротофармакологии, т.е. «искусства спальных покоев» (фан чжун шу) и применения соответствующих снадобий, прежде всего гриба-трутовика, слюдяного порошка, оленьих рогов и корицы. Эти развивавшиеся прежде всего в даосизме, передававшиеся по наследству эзотерические знания считались восходящими к пращуру Пэн-цзу - Хуан-ди. В древности существовали озаглавленные его именем эротологические трактаты: «Пэн-цзу ян син цзин» («Канон о пестовании природы Пэнского патриарха») и «Пэн-цзу ян син» («Пестование природы Пэнским патриархом»), позднее утерянные, но еще упоминаемые в «Библиографическом трактате» («Цзин цзи чжи») «Суй шу» («Книга [об эпохе] Суй»). В качестве создателя эротофармакологии вслед за Хуан-ди и Гао-ян-фу (Чжуань-сюй) он назван в эротологическом каноне «Су-нюй фан» («Рецепты Чистой девы», рус. пер.: А.И.Кобзев, 2002), излагающем семь продляющих жизнь «запретов» и «семь управляющих [здоровьем] и способствующих обретению [силы] рецептов на четыре сезона года». Два других эротологических канона «Юй нюй сунь и» («Утраты и обретения в обладании женщиной», рус. пер.: А.И.Кобзев, 2002) Тао Хун-цзина (456 - 536) и «Су-нюй цзин» («Канон Чистой девы», рус. пер.: Б.Б.Виногродский, 1993) начинаются изложением его идей от первого лица и в диалоге с Цай-нюй (Избранная дева), одной из трех мифических дев, носительниц тайн «искусства спальных покоев» (две другие: Су-нюй - Чистая дева и Сюань-нюй - Таинственно-темная дева). Суть освященной именем Пэн-цзу теории в том, что соединение мужчины и женщины подобно союзу Неба и Земли, взаимодействию космических сил инь-ян. Чтобы достичь долголетия или даже бессмертия, достойного положению человека, составляющего триаду (сань [3]) с Небом и Землей (сань цай), следует овладеть наукой/искусством оперирования своим сперматическим духом (цзин [1]), что конкретизируется в оригинальных рекомендациях по правильному ведению половой жизни, употреблению пищи и лекарств, совершению гимнастических и дыхательных (йогических) упражнений.
 
Источники:
Цюй Юань. Стихи. М., 1954, с. 78; Позднеева Л.Д. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. М., 1967, указ.; Древнекитайская философия. Т. 1. М., 1973, с. 250, 257; Гань Бао. Записки о поисках духов (Соу шэнь цзи) / Пер. Л.Н.Меньшикова. СПб., 1994, с. 32 - 33, 35; Чжуан-цзы. Ле-цзы / Пер. В.В.Малявина. М., 1995, указ.; Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. I. М., 2001, с. 144, 245, 248, указ. Т. V. М., 1987, с. 182, указ.
 
Литература:
Гулик Р. ван. Сексуальная жизнь в древнем Китае / Пер. А.М.Кабанова. СПб., 2000; он же. Искусство секса в Древнем Китае / Пер. Н.Г.Касьяновой. М., 2003, с. 170, 190 - 191 и др.; Кит. эрос / Сост. А.И.Кобзев. М., 1993; Кобзев А.И. Эрос за Китайской стеной. СПб., М., 2002, с. 98, 105 - 107, 114; Ма Шу-тянь. Чжунго миньцзянь чжушэнь (Китайские народные божества). Пекин, 2002, с. 188 – 190.
 
Автор: Кобзев А.И.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 554-556.

Авторы: ,
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.