Синология.Ру

Тематический раздел


Мэн Си

孟喜, Мэн Чан-цин 孟長卿. I в. до н.э., Дунхай, Ланьлин (совр. пос. Ланьлин-чжэнь уезда Цаншань пров. Шаньдун). Философ и ученый, представитель «школы канонов в современных знаках» (цзиньвэньцзин-сюэ; см. Цзин-сюэ), основоположник «учения господина Мэна» (Мэн-ши-сюэ) и знаток «Чжоу и» («Чжоуские/Всеохватные перемены»). Его биография изложена Бань Гу  в цз. 88 «Жу лин чжуань» («Предание о лесе конфуцианцев/ученых») «Хань шу» («Книги [об эпохе] Хань», цз. 88). Вместе с Лян Цю-хэ и Ши Чоу он изучал этот канон у Тянь Ван-суня, ученика Тянь Хэ (II в. до н.э.) во втором поколении, и в свою очередь обучал Гэ Куань-жао (ум. 60 до н.э.), ставшего инспектором столичной области (сы-ли сяо-вэй), и Чжай Му с Бай Гуаном, достигших ученого звания бо ши («широкий эрудит»). В 51 до н.э. бо ши Ши Чоу участвовал в первой научной дискуссии о канонах, состоявшейся во входившей в дворцовый комплекс Палате у Каменного канала (Ши-цюй-гэ) в столице Чанъань. При ханьском императоре Сюань-ди (74–49 до н.э.) в качестве «почтительного сына и честного [служилого]» (сяо-лянь; см. Сяо ти) Мэн Си получил придворный чин «телохранителя» (лан), затем стал начальником научного департамента во дворце Цюй-тай (Цюй-тай шу-чжан), но по болезни ушел в отставку. Вернулся к службе помощником канцлера (чэн-сян-юань) и удостоился представления к званию бо ши, однако не был утвержден императором, услышавшим, что он меняет «методы наставников» (ши фа).
 
Согласно «Хань шу», Мэн Си передал свою трактовку «Чжоу и» Цзяо Янь-шоу, у которого ее унаследовал Цзин Фан. Однако Бай Гуан отрицал это преемство ицзинистики (и-сюэ [1]) Цзяо Янь-шоу, а один из последних классиков каноноведения (цзин-сюэ) Пи Си-жуй (1850–1908) настаивал на теоретическом различии двух представителей отличной от стандартной традиции (чжэн чжуань), побочной линии (бе чжуань) толкования «Чжоу и» – Мэн Си и Цзин Фана, которые были сведены в одну школу по внешнему подобию Лю Сяном, Лю Синем или Бань Гу в библиографической главе «Хань шу» – «И вэнь чжи» («Трактат об искусных и исксственных текстах»), где их имена объединены даже в названиях двух трактатов: «Мэн-ши Цзин Фан [И]» («[“Перемены”] господина Мэна и Цзин Фана», 11 глав-пянь) и «Цзай и Мэн-ши Цзин Фан» («Господин Мэн и Цзин Фан о бедах и катастрофах», 66 глав-пянь). Главный труд Мэн Си по ицзинистике «[Чжоу и Мэн-ши] чжан цзюй» («[«Чжоуские/Всеохватные перемены” с комментариями господина Мэна по] параграфам и фразам», 2 цзюаня) не сохранился, но его содержание Юй Гуан-ши (I–II в.) передал Юй Фаню (164–233), который и сформировал «ицзинистику господина Мэна» (Мэн-ши и), получившую наивысшее развитие в творчестве Хуй Дуна (1697–1758), особенно в его «И хань-сюэ» («Ханьское учение «Переменах”», цз. 1, 2). Прочие произведения Мэн Си также утрачены, лишь их фрагменты процитированы буддийским монахом и ученым И-сином (673/683–727) в «Гуа и» («Обсуждение гексаграмм» // «Синь Тан шу»–«Новая книга [об эпохе] Тан», цз. 27, 28), комментаторами: Лу Дэ-мином (556–627) в «Цзин дянь ши вэнь» («Толкование текстов канонов и классики»), Кун Ин-да (574–648) в «Чжоу и чжэн и» («Правильный смысл «Чжоуских/Всеохватных перемен”»), Ли Дин-цзо (VIII в.) в «Чжоу и цзи цзе» (««Чжоуские/Всеохватные перемены” с собранием разъяснений») и собраны в антологиях конца эпохи Цин: Ма Го-ханем (1794–1857) в «Юйхань шань фан цзи и шу» («Восстановленные книги из горного жилища в Юйхани», 6 томов, публ. 1883), Хуан Ши (XIX в.) в «Хань-сюэ-тан цун шу» («Собрание книг из Зала Ханьской науки», 1893) и Сунь Таном (XVIII–XIX вв.) «Хань Вэй эр ши и цзя И чжу» («Комментарии к «Переменам” двадцати одного знатока эпох Хань и Вэй», 33 цзюаня).
 
Автор: Кобзев А.И.
 
Первые корреляции символов «Чжоу и» с календарно-климатическими процессами появились в эпоху Хань в апокрифах чэнь-вэй и у Мэн Си, который определил связь 64 гексаграмм (гуа [2]), их компонентов, переходов от одной гексаграммы к другой, последовательности черт в гексаграммы и т. п. с 4 временами года (сы ши [1]) , 12 месяцами (юэ [3]), 24 сезонами (состояниями «пневмы»-ци [1]), «72 пятидневками(хоу [3])» и др., видя главный смысл канона в «пневме гексаграмм» (гуа ци) – соответствии его графических схем определенным состояниям циклически «убывающей и растущей» (сяо си) общемировой субстанции («пневмы»), что оказало большое влияние на последующие поколения учёных, особенно представителей нумерологического «учения об образах/символах и числах» (сяншучжи-сюэ) в ицзинистике. Фэн Ю-лань (1895–1990) в т. 2 «Истории китайской философии» (1953), описывая ицзинистику эпохи Хань, привел таблицу соотношений 64 гексаграмм, 12 «земных ветвей» (ди чжи; см. Гань чжи), месяцев и направлений горизонта (см. табл. 1)[1]:
 
Таблица 1
Месяцы Земные ветви Направления №№ гексаграмм
1 инь [7] 寅 NOO 62, 4, 42, 53, 11
2 мао [5] 卯 O 5, 17, 35, 40, 34
3 чэнь [2] 辰 SOO 16, 6, 18, 49, 43
4 сы [5] 巳 SSO 56, 7, 8, 9, 1
5 у [10] 午 S 14, 37, 48, 31, 44
6 вэй [9] 未 SSW 50, 55, 59, 30, 38
7 шэнь [6] 申 SWW 32, 60, 13, 41, 12
8 ю [4] 酉 W 57, 45, 26, 22, 20
9 сюй [3] 戌 NWW 54, 25, 36, 47, 23
10 хай [2] 亥 NNW 52, 63, 21, 28, 2
11 цзы [3] 子 N 64, 39, 27, 61, 24
12 чоу [5] 丑 NNO 3, 15, 38, 46, 19
 
Обычно связываемое с именем Мэн Си учение о «пневме гекаграмм», хотя недавно Лю Да-цзюнь (2000) нашел его следы в одном из старейших комментаторских разделов «Чжоу и» – «Да сян чжуань» («Великое предание образов/символов»), включает в себя прежде всего концепции «четырёх правильных/прямых гексаграмм»(сы чжэн гуа) и «12 гексаграмм убывания и роста», методы деления года «шесть дней и семь частей» (лю жи ци фэнь) и 72 пятидневки.
 
Рис.1Рис.1Истоки концепции «четырёх правильных/прямых три-/гексаграмм» просматриваются уже в другом комментаторском разделе «Чжоу и» – «Шо гуа чжуань» («Предание изяснения триграмм»), где триграммы в расположении Вэнь-вана ассоциированы с временами года и основными направлениями горизонта, что иллюстрирует рис. 1.
 
Это расположение восьми триграмм демонстрирует особую выделенность четырех: Кань, Ли [8], Чжэнь [2], Дуй [1], поскольку именно они соответствуют временам года и странам света. Мэн Си определил их как «правильные/прямые» (чжэн [1]), а четыре оставшиеся – как «угловые» (юй [8]). Четырём правильным/прямым три-/гексаграммам соответствуют четыре времени года (зима, лето, весна, осень) и четыре числа (9, 6, 7, 8) мантической процедуры, описанной в разделе «Чжоу и» – «Си цы чжуань» («Предание привязанных слов»). При гадании эти числа использовались для порождения гексаграммных черт. «9» трактовалось как «старый ян» (меняющийся), «6» – «старая инь» (меняющаяся), «7» – «молодой ян» (неизменный), «8» – «молодая инь» (неизменная), где «изменение» означает превращение черты в противоположную. Триграмма Кань имеет две наружные черты инь и внутреннюю ян – «7», или «молодой ян», которая не меняется, т. е. находится в покое: «Покой янской семёрки начинается в Кань», которая символизирует зимнее солнцестояние и 11-й месяц, когда ян еще не достиг своего предела и располагается в покое между двумя чертами инь. Впоследствии (во 2-м месяце) покой молодого ян переходит в подвижность старого ян. Ян наступает, инь отступает, в результате чего Кань переходит в Чжэнь [2]: «Предел во втором месяце, затвердевшая ци убывает, Кань движется к концу». В Чжэнь [2] начальная (нижняя) черта ян – главная над двумя следующими чертами инь. Она представляет собой «9» и «старый ян», который должен измениться: «Движение янской девятки начинается в Чжэнь [2]», которая символизирует весеннее равноденствие. Энергия ян порождает здесь десять тысяч вещей. В 4-м месяце ян достигает полного расцвета: «Весеннее равноденствие (чунь фэнь) выходит из Чжэнь [2]. Начало рождения десяти тысяч вещей… Достигает предела прямо на юге…, здесь действие Чжэнь [2] исчерпывается». В Ли [8] две наружные черты – ян, внутренняя – инь, соответствующая «8» и молодой инь, которая не изменяется, т. е. находится в покое: «Покой иньской восьмёрки начинается в Ли [8]», символизирующей летнее солнцестояние. Покой молодой инь контрастирует с движением старой инь. Но в действительности это положение временное: после того, как в Чжэнь ян достигает предела, на смену приходит Ли [8], что означает зарождение инь. Инь растет, а ян убывает. До 8-го месяца инь накапливается, усиливает свою энергию. Ли [8] достигает конца, переходя в Дуй [1], где две нижние черты – ян, а верхняя – инь. Она – «6» и «старая инь», поэтому должна изменяться: «Движение иньской шестёрки начинается в Дуй [1]», которая символизирует осеннее равноденствие, когда все вещи созревают и прекращают свой рост. К 10-му месяцу инь достигает полного расцвета, десять тысяч вещей затаиваются, и годовой круг завершается: «[Дуй [1]] достигает предела на севере, милость Неба исчерпывается, действие Дуй [1] исчерпывается». В итоге «изменения (бянь [2]) четырёх образов/символов (сы сян, т.е. перечисленных триграмм. – Н.А.) сочетаются с шестью чертами, а [взаимо]отклик срединных состояний [пневм четырёх времен года и вторых половин сезонов] совершенен».
 
Рис. 2Рис. 2«Сочетание изменений четырёх образов/символов с шестью чертами» – это соотнесение 24 черт четырех правильных/прямых гексаграмм (6 × 4 = 24) с 24 сезонами года. Каждая начальная черта правильных/прямых гексаграмм соответствует либо одному из равноденствий, либо одному из солнцестояний (начальная черта Кань – зимнему солнцестоянию, Чжэнь [2] – весеннему равноденствию, Ли [8] – летнему солнцестоянию, Дуй [1] – осеннему равноденствию). К каким сезонам приурочены остальные черты этих гексаграмм, Мэн Си не уточнял. И-син как астроном, изучавший календарно-нумерологические аспекты «Чжоу и», предложил соотнесение представленное на рис. 2.
 
В традиционном китайском календаре лунные месяцы (юэ [3]) и солнечные сезоны (ци) призваны соединить ритмы Луны и Солнца. Солнечный месяц-ци – это период, за который Солнце проходит 30 градусов тропического зодиака. Он делится на два сезона, образуя их 24 в году. Начало первого сезона в солнечном месяце называется цзе ци («разделитель [состояний] пневмы»), начало второго – чжун ци («середина [состояния] пневмы»). Соответственно в году 12 разделителей (цзе ци) и 12 середин (чжун ци) сезонов. Лунные месяцы и солнечные сезоны обычно не совпадают друг с другом. Для их согласования с периодичностью в 3 года вводится дополнительный 13-й лунный месяц («вставной месяц» – жунь юэ), номер которого совпадает с предыдущим месяцем. В IV в. до н. э. был создан календарь, объединяющий циклы Луны, Солнца и Юпитера. В частности, было установлено, что продолжительность 76 солнечных (тропических) лет и 940 лунных (астрономических) месяцев почти совпадает: 365,2422 х 76 = 27758,7 суток; 29,5306 х 940 = 27758,4 суток. В 76-летнем периоде (бу/поу) 48 обычных лет по 12 лунных месяцев продолжительностью 29 или 30 суток и 28 лет по 13 месяцев. При четырехкратном сокращении образуется метонов цикл в 19 лет, из которых 12 содержат по 12 месяцев и 7 лет – по 13. Всего в нем около 6940 суток (6939,6). 13-ый месяц может приходиться на любое время года, и очерёдность годов с ним не носит постоянного характера. На протяжении последних двух тысяч лет в китайском календаре она менялась девять раз, в XIX и XX вв. будучи следующей: 3, 6, 9, 11, 14, 17 и 19. Взаимосвязь между солнечными сезонами и лунными месяцами представлена в табл. 2.
 
Таблица 2
Разделители (начала) солнечных сезонов Середины солнечных сезонов Лунные месяцы, в которые попадают середины солнечных сезонов  
Становление весны
4–5 февраля
Дождевая вода
18–19 февраля
1-й месяц
инь [7]
 
Пробуждение насекомых
5–6 марта
 
Весеннее равноденствие
20–21 марта
2-й месяц
мао [5]
 
Чистота и ясность
4–5 апреля
 
Дожди для злаков
20–21 апреля
3-й месяц
чэнь [2]
 
Становление лета
5–6 мая
 
Малое насыщение
21–22 мая
4-й месяц
сы [5]
 
Колошение хлебов
5–6 июня
 
Летнее солнцестояние
21–22 июня
5-й месяц
у [10]
 
Малая жара
7–8 июля
 
Большая жара
22–23 июля
6-й месяц
вэй [9]
 
Становление осени
7–8 августа
 
Прекращение жары
23–24 августа
7-й месяц
шэнь [6]
 
Белые росы
7–8 сентября
 
Осеннее равноденствие
23–24 сентября
8-й месяц
ю [4]
 
Холодные росы
8–9 октября
 
Выпадение инея
23–24 октября
9-й месяц
сюй [3]
 
Становление зимы
7–8 ноября
 
Малые снега
22–23 ноября
10-й месяц
хай [2]
 
Большие снега
7–8 декабря
 
Зимнее солнцестояние
21–22 декабря
11-й месяц
цзы [3]
 
Малые холода
5–6 января
 
Большие холода
20–21 января
12-й месяц
чоу [5]
 
Становление весны
4–5 февраля
 
Дождевая вода
18–19 февраля
1-й месяц
инь [7]
 
   
          
 Среди 64 гуа [2] имеются 12 «гексаграмм убывания и роста» (сяо си гуа): Фу [4] (№24, Возврат), Линь [2] (№19, Посещение), Тай [2] (№11, Рассвет), Да чжуан (№34, Великая мощь), Гуай [1] (№43, Выход), Цянь [1] (№1, Творчество), Гоу [5] (№44, Перечение), Дунь (№33, Бегство), Пи [5] (№12, Упадок), Гуань [2] (№20, Созерцание),Бо (№23, Разорение), Кунь (№2, Исполнение). С древности считалось, что они отображают естественные процессы на небе и земле – чередования инь-ян, движения вперед и назад, рост и упадок в течение года (от Фу [4] до Цянь [1] – ян растет, а инь убывает: №24, №19 , №11,  №34,  №43,  №1, а от Гоу  [5] №44  до Кунь №2  – инь растет, а ян убывает). Их также связывали с 12 месяцами, называя «помесячными/лунными гексаграммми» (юэ гуа). В эпоху Хань 60 гексаграмм (без 4 «правильных/прямых»: Кань, Ли [8], Чжэнь [2]  и Дуй [1] ) разделили на 5 групп: 1) тянь цзы, пи [1] или цзюнь [1] (государь, правитель), 2) гун [2] (государь, князь, герцог), 3) хоу [3], чжу хоу (феодал, князь, маркиз), 4) цин [3] (высший сановник, министр), 5) да фу (сановник среднего класса). Каждому месяцу отвечают пять гексаграмм из 60, а в каждой такой пятерке имеется гексаграмма из первой группы, являющаяся в ней главной. Если отсчитывать от 11 месяца (сезон «зимнее солнцестояние»), с которого предполагается начало роста ян, в группу тянь цзы попадают указанные 12 гексаграмм.
 
Поскольку 12 сяо си гуа относили к группе пи [1] (цзюнь [1]), их еще называли «пи гуа» или «цзюнь гуа». К ним прилагалось и название «хоу гуа», но редко, чтобы не путать с определением «хоу» [3] третьей группы гексаграмм. Согласно крупному ицзинисту Шан Бин-хэ (1870–1950), «12 пи гуа – это основа всего «И цзина», его глубинное основание» («Чжоу и Шан-ши сюэ» – «Учение господина Шана о Чжоуских/Всеохватных переменах»). Сохранившиеся источники свидетельствуют, что конструкция 12 сяо си гуа появилась в эпоху Хань, хотя, например, Шан Бин-хэ считал ее происхождение гораздо более древним. И-син в «Гуа и» свидетельствовал: «12 помесячных гексаграмм [впервые] появляются в «[Чжоу и] Мэн-ши чжан цзюй»; его толкование «И цзина» основывается на [понятии] пневмы-ци, а потом с помощью человеческих дел [он] проясняет их. Убывание и рост [в одной гексаграмме] дают одно изменение, после 12 изменений год начинается сначала». Т. о., Мэн Си с помощью категории пневмы-ци объяснял динамику взаимоотношения черт 12 гексаграмм убывания и роста, соотнеся эти гексаграммы с 12 лунными месяцами и 12 серединами солнечных месяцев (чжун ци), что представлено в табл. 3.
 
Таблица 3
Гексаграмма Лунный месяц
(середина)
Солнечный месяц
(середина)
Время года
Фу [4] (複) Одиннадцатый месяц Зимнее солнцестояние Зима
Линь [2] (臨) Двенадцатый месяц Большие холода Зима
Тай [2] (泰) Первый месяц Дождевая вода Весна
Да чжуан (大壯) Второй месяц Весеннее равноденствие Весна
Гуай [1] (夬) Третий месяц Дожди для злаков Весна
Цянь [1] (乾) Четвёртый месяц Малое насыщение Лето
Гоу [5] (姤) Пятый месяц Летнее солнцестояние Лето
Дунь (遁) Шестой месяц Большая жара Лето
Пи [5] (否) Седьмой месяц Прекращение жары Осень
Гуань [2] (觀) Восьмой месяц Осеннее равноденствие Осень
Бо (剝) Девятый месяц Выпадение инея Осень
Кунь (坤) Десятый месяц Малые снега Зима
Согласно принципу «шести дней, семи частей», те же 60 гексаграмм равомерно распределяются по дням одного года (365¼ суток) и на каждую приходится «шесть дней и семь [восьмидесятых] частей» (365¼ : 60 = 6⅞ суток).
 
Важное следствие этого принципа – учение о 72 пятидневках, также приписываемое Мэн Си и состоящее в том, что образующие каждый из 24 сезонов года приблизительно 15 суток делятся на три пятидневки: начальную, срединную и конечную (24 × 3 = 72). Большинство из 60 гексаграмм, поставленных в соответствие годичному кругу, представляет одну пятидневку, а входящие в группу чжу хоу – по две: у каждой внутренняя часть (нижняя триграмма) соотносится с одной пятидневкой, а внешняя – с другой, следующей по порядку. Связь 60 гексаграмм с 72 пятидневками и их природными символами демонстрирует табл. 4, приведенная Фэн Ю-ланем (1953) и Лю Юй-цзянем (1996).
 
Таблица 4
24 солнечных сезона Лунные месяцы и соответствующие им черты правильных гексаграмм (чжэн гуа) 72 пятидневки ( хоу[3]) и соответствующие им гексаграммы (ГГ); в скобках – название группы, к которой принадлежит данная ГГ.
Начальная хоу [3]  Срединная хоу[3]   Конечная хоу[3] 
Зимнее солнцестояние Одиннадцатый месяц, вторая половина.
Начальная черта гексаграммы Кань
«Дождевые черви сворачиваются».
ГГ №61Чжун фу
(гун [2])
«Кабарга (лось) теряет свои рога».
ГГ №24 Фу [4](пи[1])
«Источники вод в движении».
ГГ №3 Чжунь, внутренняя часть(хоу [3])
 
Малые холода Двенадцатый месяц, первая половина.
Вторая черта гексаграммы Кань
«Дикие гуси улетают на север».
ГГ №3 Чжунь, внешняя часть(хоу [3])
 
«Сороки начинают вить гнезда».
ГГ №15 Цянь[5](да фу)
«Фазаны начинают токовать».
ГГ №38 Куй [1](цин [3])
Большие холода Двенадцатый месяц, вторая половина.
Третья черта гексаграммы Кань
«Куры начинают нести яйца».
ГГ №46 Шэн(гун [2])
«Хищные птицы летают высоко и стремительно».
ГГ №19 Линь [2] (пи[1])
«Водоёмы покрываются толстым слоем льда».
ГГ №62 Сяо го, внутренняя часть(хоу [3])
 
Становление весны Первый месяц, первая половина.
Четвёртая черта гексаграммы Кань
«Восточный ветер приносит холод».
ГГ №62 Сяо го, внешняя часть(хоу [3])
 
«Звери в зимней спячке начинают шевелиться».
ГГ №4 Мэн[4] (да фу)
«Рыбы поднимаются вверх к поверхности льда».
ГГ №42 И [22](цин [3])
Дождевая вода Первый месяц, вторая половина.
Пятая черта гексаграммы Кань
«Выдра охотится за рыбой».
ГГ №53 Цзянь[24] (гун [2])
«Дикие гуси прилетают».
ГГ №11 Тай [2] (пи[1])
«Травы пускают ростки, на деревьях набухают почки».
ГГ №5 Сюй [4], внутренняя часть(хоу [3])
 
Пробуждение насекомых Второй месяц, первая половина.
Верхняя черта гексаграммы Кань
«Персик начинает распускаться».
ГГ №5 Сюй [4], внешняя часть(хоу [3])
 
«Иволга поёт».
ГГ №17 Суй(да фу)
«Ястреб охотится за горлицей».
ГГ №35 Цзинь[7] (цин [3])
Весеннее равноденствие Второй месяц, вторая половина.
Начальная черта гексаграммы Чжэнь[2]
«Ласточки прилетают».
ГГ №40 Цзе [3](гун [2])
«Первые раскаты грома».
ГГ №34 Да чжуан
(пи[1])
«Сверкает молния».
ГГ №16 Юй[23], внутренняя часть(хоу [3])
 
Чистота и ясность Третий месяц, первая половина.
Вторая черта гексаграммы Чжэнь[2]
«Зацветает тунговое дерево».
ГГ №16 Юй[23], внешняя часть(хоу [3])
 
«Кроты охотятся за перепелами».
ГГ №6 Сун(да фу)
«Появляется радуга».
ГГ №18 Гу [10](цин [3])
Дожди для злаков Третий месяц, вторая половина.
Третья черта гексаграммы Чжэнь[2]
«Начинает цвести ряска».
ГГ №49 Гэ[1] (гун [2])
«Горлица хлопает крыльями».
ГГ №43 Гуай [1] (пи[1])
«Удод опускается на шелковичное дерево».
ГГ №56 Люй [6], внутренняя часть(хоу [3])
 
Становление лета Четвёртый месяц, первая половина.
Четвёртая черта гексаграммы Чжэнь[2] 
«Лягушки заквакали».
ГГ №56 Люй [6], внешняя часть(хоу [3])
 
«Появляются дождевые черви».
ГГ №7 Ши[22] (да фу)
«Вырастают огурцы».
ГГ №8 Би(цин [3])
Малое насыщение Четвёртый месяц, вторая половина.
Пятая черта гексаграммы Чжэнь[2] 
«Расцветает осот».
ГГ №9 Сяо чу(гун [2])
«Нежные растения умирают».
ГГ №1 Цянь[1] (пи[1])
«Наступает период слабой жары».
ГГ №14 Да ю, внутренняя часть(хоу [3])
 
Колошение хлебов Пятый месяц, первая половина.
Верхняя черта гексаграммы Чжэнь[2] 
«Появляются богомолы».
ГГ №14 Да ю, внешняя часть(хоу [3])
 
«Сорокопут начинает петь».
ГГ №37 Цзя жэнь
(да фу)
«Пересмешник прекращает петь».
ГГ №48 Цзин [6](цин [3])
Летнее солнцестояние Пятый месяц, вторая половина.
Начальная черта гексаграммы Ли[8] 
«Олень теряет свои рога».
ГГ №31 Сянь [5](гун [2])
«Цикады застрекотали».
ГГ №44 Гоу [5] (пи[1])
«Вырастают летние растения».
ГГ №50 Дин, внутренняя часть(хоу [3])
 
Малая жара Шестой месяц, первая половина.
Вторая черта гексаграммы Ли[8] 
«Начинают дуть тёплые ветра».
ГГ №50 Дин, внешняя часть(хоу [3])
 
«Сверчки селятся в стенах».
ГГ №55 Фэн [4](дафу)
«Птенцы ястреба учатся летать».
ГГ №59 Хуань[2] (цин [3])
Большая жара Шестой месяц, вторая половина.
Третья черта гексаграммы Ли[8] 
«Сжигают старую прелую траву».
ГГ №10 Ли[8] (гун [2])
«Земля влажная и воздух жаркий».
ГГ №33 Дунь(пи[1])
«Сильные дожди учащаются».
ГГ №32 Хэн [3], внутренняя часть(хоу [3])
 
Становление осени Седьмой месяц, первая половина.
Четвёртая черта гексаграммы Ли[8] 
«Приходят прохладные ветра».
ГГ №32 Хэн [3], внешняя часть(хоу [3])
 
«Спускаются белые росы».
ГГ №60 Цзе [3](да фу)
«Стрекочут осенние цикады».
ГГ №13 Тун жэнь
(цин [3])
Прекращение жары Седьмой месяц, вторая половина.
Пятая черта гексаграммы Ли[8] 
«Ястреб высматривает птиц».
ГГ №41 Сунь(гун [2])
«Небо и Земля посуровели».
ГГ №12 Пи[5](пи[1])
«Злаки поспевают».
ГГ №57 Сюнь [2], внутренняя часть(хоу [3])
 
Белые росы Восьмой месяц, первая половина.
Верхняя черта гексаграммы Ли[8] 
«Появляются дикие гуси».
ГГ №57 Сюнь [2], внешняя часть(хоу [3])
 
«Ласточки возвращаются».
ГГ №45 Цуй [1](да фу)
«Птицы накапливают запасы съестного».
ГГ №26 Да чу(цин [3])
Осеннее равноденствие Восьмой месяц, вторая половина.
Начальная черта гексаграммы Дуй[1] 
«Гром сдерживает свой голос».
ГГ №22 Би [6](гун [2])
«Звери, находящиеся зимой в спячке, закрывают свои норы».
ГГ №20 Гуань[2](пи[1])
«Воды начинают высыхать».
ГГ №54 Гуй мэй,внутренняя часть (хоу [3])
Холодные росы Девятый месяц, первая половина.
Вторая черта гексаграммы Дуй[1] 
«Дикие гуси прилетают погостить».
ГГ №54 Гуй мэй,внешняя часть (хоу [3])
«Воробьи лезут в воду за моллюсками».
ГГ №25 У ван(да фу)
«Расцветают жёлтые хризантемы».
ГГ №36 Мин и(цин [3])
Выпадение инея Девятый месяц, вторая половина.
Третья черта гексаграммы Дуй[1] 
«Волки охотятся за крупным зверем».
ГГ №47 Кунь(гун [2])
«Листья на деревьях желтеют и опадают».
ГГ №23 Бо(пи[1])
«Звери, спящие зимой, залегают в спячку».
ГГ №52 Гэнь, внутренняя часть(хоу [3])
 
Становление зимы Десятый месяц, первая половина.
Четвёртая черта гексаграммы Дуй[1] 
«Вода превращается в лёд».
ГГ №52 Гэнь [2], внешняя часть(хоу [3])
 
«Земля начинает замерзать».
ГГ №63 Цзи цзи(да фу)
«Фазаны заходят в воду за моллюсками».
ГГ №21 Ши хэ(цин [3])
Малые снега Десятый месяц, вторая половина.
Пятая черта гексаграммы Дуй[1] 
«Радуга больше не появляется».
ГГ №28 Да го(гун [2])
«Ци Неба поднимается вверх,
Ци Земли опускается вниз».
ГГ №2 Кунь(пи[1])
«Все застывает, и наступает зима».
ГГ №64 Вэй цзи,внутренняя часть (хоу [3])
Большие снега Одиннадцатый месяц, первая половина.
Верхняя черта гексаграммы Дуй[1] 
«Горный фазан прекращает петь».
ГГ №64 Вэй цзи,внешняя часть (хоу [3])
«Тигры начинают спариваться».
ГГ №39 Цзянь [25](да фу)
«Рождается ирис».
ГГ №27 И[27](цин [3])
Существуют преимущественно филологические доводы в пользу более раннего (доханьского) происхождения концепций «шести дней, семи частей» и «72 хоу [3]». Например, в тексте ко второй черте гексаграммы №48 Цзин [6]  (Колодец) упоминается животное фу [20], которое одни комментаторы (Лу Дэ-мин, 556–627) сочли рыбой, другие – лягушкой (Кун Ин-да, 574–648; Чжэн Ган-чжун, 1088–1154), ссылаясь в последнем случае на Цзы Ся (507 – ? до н. э.). Цзин [6] в концепции «шести дней, семи частей» относится к пятому месяцу, на который приходится пик активности лягушек. Китайская пословица гласит: «Только лягушки закричат – ячмень поспевает» (Цинва и цзяо дамай хуан), а сбор урожая злаковых культур большей частью приходится на пятый месяц. Чжу Чжэнь (1072–1138) в «Хань шан И чжуань» («Доханьские предания о “Переменах”») и Хуй Дун (1697–1758) в «Чжоу и шу» («Изложение «Чжоуских/Всеохватных перемен»») из приписываемой Цзы Ся идентификации фу [20] с лягушкой прямо вывели, что Цзин [6] – гексаграмма пятого месяца. Следовательно, концепция «шесть дней, семь частей» была известна уже во времена Цзы Ся, т. е. задолго до эпохи Хань. Однако аутентичность дошедших до нас фрагментов «Цзы Ся И чжуани» («Предание Цзы Ся о “Переменах”») подвергается сомнениям, распространяя их и на приведенную аргументацию.
 
Автор: Агеев Н.Ю.
 
Источники:
Ма Го-хань. Юйхань шань фан цзи и шу (Восстановленные книги из горного жилища в Юйхани). [Б. м.], 1883; Сунь Тан. Хань Вэй эр ши и цзя И чжу (Комментарии к «Переменам» 21 знатока эпох Хань и Вэй) // У-цю-бэй-чжай И цзин цзи чэн (Полное собрание ицзинистики Обители Невзыскательности) / Сост. Янь Лин-фэн. Тайбэй, 1975. Т. 169, с. 63–84; Бань Гу. Хань шу (Книга [об эпохе] Хань) / Коммент. Янь Ши-гу. Пекин, 1983. Т. 11, с. 3599–3600; Ван Жэнь-цзюнь. Юйхань шань фан цзи и шу сюй бянь (Продолжение «Восстановленных книг из горного жилища в Юйхани»). Шанхай , 1989; Хуан Ши. Хань-сюэ-тан Чжи-цзу-чжай цун шу (Собрание книг из Обители Знания меры Зала Ханьской науки). Пекин, 1992.
 
Литература:
Агеев Н.Ю. «Сяо си гуа» (гексаграммы убывания и роста) // VI Всероссийская конференция «Философии Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация». М., 2001, с. 88–91; он же. К проблеме возникновения календарных истолкований «И цзина» // XXXII НК «Общество и государство в Китае». М., 2002, с. 161–169; он же. Мэн Си и календарные приложения «И цзина» // Китайская классическая «Книга Перемен» и современная наука. М., 2003, с. 37–45; он же. «И цзин» и календарь в творчестве ханьских ученых // XXXIX НК «Общество и государство в Китае». М., 2009, с. 435–437; Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен» / Ред., предисловие, примеч. Н.И.Конрада. М., 1960 (англ. пер.: Princ.–N.Y., 1979), 2-е изд.: / Сост., вступ. ст., коммент., примеч. А.И. Кобзева. М., 1993, 1997, 2003, указ.; Гао Хуай-минь. Лян Хань и-сюэ ши (История ицзинистики обеих [эпох] Хань). Тайбэй, 1983; Лю Да-цзюнь. «Гуа ци» соу юань (Поиск истоков учения о «гексаграммах и пневме») // Чжунго чжэсюэ (Китайская философия). Пекин, 2000, № 11; Лю Юй-цзянь. Лян Хань сян-шу и-сюэ яньцзю (Исследование нумерологической ицзинистики обеих [эпох] Хань). Т. 1. Наньнин, 1996; Пи Си-жуй. Цзин сюэ тун лунь (Общие суждения по каноноведению). Пекин, 1989, ч. 1, гл. 11–12, с. 18–21; Хуй Дун. И хань-сюэ. И ли (Ханьское учение о «Переменах». Правила «Перемен»). Шанхай, 1990, с. 3–24; Чжу Бо-кунь. И-сюэ чжэсюэ ши (История ицзинистической философии). Кн. 1. Пекин, 1989, с. 107–120; Cheng A. Étude sur le confucianisme Han. P., 1985, index; Fung Yu-lan. A History of Chinese Philosophy / Tr. by D. Bodde. Vol. 2. Princeton, 1953, p. 109–118; Nielsen B. A Companion to Yi Jing Numerology and Cosmology. L.–N.Y., 2003.
 
Сост. библ.: Кобзев А.И.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М. : Вост. лит., 2006–. Т. 5. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2009. — 1055 с. С. 767-776.


  1. Н.Ю. Агеев невнимательно воспроизвел данную таблицу. Во-первых, отраженные в ней соотношения были представлены  Фэн Ю-ланем в первоначальном китайском издании его «Истории китайской философии» (Чжунго чжэсюэ ши. Шанхай, 1934, с. 558) не прямо и не в табличном виде, а в процитированном фрагменте из «ицзинистического апокрифа» (и вэй 易 纬) «Цзи лань ту» 稽览图 («Проверочные и наглядные изображения», цз. 2), где фигурируют не номера, а названия гексаграмм. Рассматриваемая же таблица  появилась через два десятка лет в английском переводе его труда, где ее составил переводчик Д. Бодде,  для упрощения передавший цитату из «Цзи лань ту» с помощью парафраза (Fung Yu-lan. A History of Chinese Philosophy / Tr. by D. Bodde. Vol. II. Princeton, 1953, p. 107). Во-вторых, при исходном цитировании в текст Фэн Ю-ланя вкралась ошибка: 4-ю позицию в строке 6-го месяца (вэй) заняла гексаграмма Ли № 30 вместо имеющей омонимичное название (в чем, видимо, причина ошибки) Ли № 10 (Линь Чжун-цзюнь. «И вэй» дао-ду (Руководство к прочтению «ицзинистических апокрифов»). Цзинань, 2002, с. 162).  В-третьих, хотя Ли № 30 не должна присутствовать в данном 60-членном наборе, поскольку входит в дополняющую его четверку «правильных гексаграмм» (чжэн гуа), Д. Бодде не только слепо повторил это искажение, но и прибавил к нему неправильную замену соседней (5-й в 6-м месяце) гексаграммы Дунь № 33 гексаграммой Куй № 38, которая стала нарушающим общий порядок повторением таковой, стоящей на своей законной 3-й позиции в 12-м месяце (чоу). Соответственно все эти искажения перекочевали в статью Н.Ю. Агеева. – Кобзев А.И.

Авторы: ,
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.