Синология.Ру

Тематический раздел


Китайское историописание в период Пяти династий и Десяти царств

 
 
Краткий очерк
 
Столь выразительно обозначенный в китайской традиционной исторической хронологии период Пяти династий и Десяти царств (907–960; по другой версии – 892–980), несмотря на его относительную кратковременность, оставил весьма заметный след в историописании Срединного государства. Правда, едва ли не большая часть творений тогдашней литературы исторического содержания – рукописных и печатных (средствами каллиграфии) – до наших дней не дошли. Но набранный к концу первого тысячелетия высокий потенциал историописания, а также смежных с ним сфер знания все же дал себя знать в Китае и в столь трагичную пору. Среди свидетельств тому – созданная в 941–945 гг., т.е. при Поздней Цзинь (936–946) – третьей из Пяти династий – «История Тан» (Тан шу), вскоре возведенная в «ранг» нормативных / династийных историй.
 
Весьма ценны в качестве источников информации о жизни Поднебесной в лихолетье Пяти династий и Десяти царств разножанровые материалы, рожденные писчей кистью современников той жизни либо их ближайших потомков. Такую информацию содержит, например, завершенный в 961 г., т.е. уже на другой год после воцарения династии Сун (960–1279) позднецзиньским, а затем сунским сановником и ученым Ван Пу (922–982) сводный труд «Изборник важнейших [материалов] Пяти Династий» (У дай хуэй яо). Подготавливая «Изборник», Ван Пу базировался преимущественно на разного рода актовых источниках, рождавшихся в рамках специализированных структур придворных департаментов историописания (ши гуань). Никоим образом не преувеличивая содержательную полноту данного свода (Ван Пу считал, например, будто своего департамента историописания у Поздней Лян (907–923) – первой из Пяти династий – не было), нельзя не отметить сам по себе факт столь быстрого (по сути, еще до окончания периода Пяти династий и Десяти царств) появления такого масштабного труда – вероятно, соответствующие «заготовки» и «заделы» в распоряжении Ван Пу уже имелись. Нельзя не принять во внимание и наличие у Ван Пу в архитектонике его «Изборника» специальной рубрики, посвященной тогдашним службам официального историописания, их структурам и деятельности. Во всяком случае привлечение и проработка упомянутых и других источников позволяют констатировать: при императорских дворах буквально каждой из Пяти династий существовали и функционировали департаменты историописания, пусть даже не обязательно возникавшие тотчас по воцарении соответствующих династий.
 
Численность тогдашней когорты историков-профессионалов была довольно значительной. Среди слагавших эту когорту – Цзян Сян, Хэ И, Инь Чжо, Чжан Гунь, Фэн Си-цзя, Си Инь-сян, Ли Цзи, Фань Чжи и т.д. Их тщаниям обязаны своим созданием такие, например, творения исторической хронистики, как «Записи событий при Лянском Тай-цзу» (Лян Тай-цзу ши лу), а равно «Составленные [в назидание] потомкам записки о Великой Лян» (Дай Лян бянь и лу) – оба посвященные царствованию Чжу Вэня (852–912), который был основателем первой из Пяти династий – Поздней Лян.
 
Едва ли не наиболее структурированными и дееспособными предстают в показаниях упоминавшихся выше и еще некоторых источников функционирование департамента историописания у Поздней Тан (923–936) – второй из Пяти династий. Позднетанские верхи, как и каждый из венценосцев остальных династий и царств, пусть в чем-то по-своему, стремились апеллировать к ее давнишним и недавним реалиям, дабы обрести обоснование легитимности своих государственно-политических образований, да и их названия, будь то Хань, Шу, Минь, Чу и др.
 
Наряду с упоминавшимся выше Ван Пу стоит особо отметить также Чжан Чжао–юаня (894–972). Он – автор и соавтор по меньшей мере семи разножанровых исторических трудов, включая «Старую историю Тан» (Цзю Тан шу), погодное жизнеописание провозвестника династии Поздняя Тан Ли Кэ-юна (956–1008), «Записи событий», объявшие период царствования фигурировавшего выше основателя этой династии и его преемника Ли Сы-юаня (886/887–933; правил с 826 г.), биографии знаменитых государственных мужей времени Поздней Тан, и др. Создавая эти труды, Чжан Чжао-юань, по его собственным словам, вдохновлялся и руководствовался убеждением, что «без [знания] истории взнуздать смуту невозможно». Уроженец времени Великой Тан, побывавший подданным каждой из Пяти династий, а затем и Сун, Чжан Чжао-юань явился как бы воплощением прямой преемственности китайского историописания в промежутке от танского периода к сунскому. Впрочем, олицетворял эту преемственность не один только Чжан Чжао- юань.
 
Всего-навсего за 4 года, пока держалась на плаву четвертая из Пяти династий – Поздняя Хань (947–950), ее департамент историописания сумел дать о себе знать, пусть лишь двумя «записями событий», охватившими время царствования основателя данной династии Лю Чжи-юаня (царствовал с 947 г.). Последний труд, правда, довести до конца все-таки не успели.
 
Наконец, завершившая череду Пяти династий, пусть тоже недолгожительница (процарствовала всего лишь 10 лет, да и то неполных), Поздняя Чжоу (951–960), – также имела департамент историописания, который смог проявить себя весьма активно. Правда, это были проявления тоже по преимуществу на уровне «записей событий» и «записей о текущих дела управления» (ши чжэн цзи), временной охват коих отличался необычной широтой: он объял царствование не только основателя династии Поздняя Чжоу, Го Вэя (904–954) и его наследника Чай Жуна (921– 959), но и всей династии Поздняя Лян – первой из пятерки У дай, обоих императоров династии Поздняя Цзинь – ее родоначальника Ши Цзин-тана (892–942), равно как и его преемника, Ши Чун-гуя (914–964), а также Позднеханьского Лю Чан-ю (931–950; царствовал с 948 г.), и еще некоторых. Среди создателей этих трудов – уже называвшиеся Чжан Чжао-юань и Инь Чжо, равно как Лю Вэнь-соу и Цзя Вэй. Здесь уместно назвать и позднечжоуского Цзян Вэнь-хуаня, автора книги о царстве Минь (933–945), физико–географическом облике этого царства, его природных ресурсах, жизни «верхов», деяниях тамошних приверженцев конфуцианства, буддизма и даосизма. Нельзя не упомянуть и книгу тоже позднечжоуского Гао Жо-чжо «Дополнения к истории Поздних [династий]» («Хоу ши су»), содержащую разного рода суждения о периоде Пяти династий и Десяти царств, но и о Великой Тан тоже.
 
Итак, налицо конкретные свидетельства наличия и функционирования у всех, без единого изъятия, Пяти династий – от Поздней Лян до Поздней Чжоу включительно, официального историописания в его главном звене – департамента историописания.
 
Что касается Десяти царств, с которыми довелось так или иначе сосуществовать Пяти династиям (хотя, впрочем, сами царства и между собою тоже нередко вынуждались сосуществовать отнюдь не мирно, а вплоть до вооруженных баталий), стоит еще раз подчеркнуть: в каждом из них, без единого исключения, согласно показаниям различных источников, также наличествовали свои службы историописания. Наиболее продуктивно проявили себя эти службы в царствах У (892–907), Южная Тан (937–975) и Позднее Шу (934–965).
 
Насколько можно сейчас судить, в «репертуаре» творений историков из числа трудившихся в Десяти царствах преобладали сочинения в жанре «записей» событий» (ши лу) либо сродни с ним. Вместе с тем обращает на себя внимание намного большее у Десяти царств, чем у Пяти династий количество трудов, создававшихся вне рамок историописания государственного, официального. Так или иначе, но в Десяти царствах детища частного источникотворчества принадлежали к разным жанровым категориям. Наибольшее число таких трудов на счету у историков из царства У и особенно Южное Тан. Как нельзя уместнее назвать тут, к примеру, ученого и литератора Ван Жэнь-юя, коему, стоит попутно заметить, на волнах тогдашней событийной круговерти довелось побыть подданным и Великой Тан, и Царств Раннее и Позднее Шу, и четырех из Пяти династий (кроме самой первой – Поздней Лян). Заслуживают внимания также «Пространные записи о заморском вояже посланца» (Хай вай ши чэн цзи), где зафиксированы наблюдения и впечатления автора, южнотанского Чжан Юя, о его дипломатической миссии на Корейский полуостров. Наблюдения и впечатления эти столь разносторонни и глубоки, что в ученых кругах нарекли тогда Чжан Юя «многосведущим».
 
В массиве детищ историописания, рожденных в пору Пяти династий и Десяти царств, заметен пласт посвященных царствам–«тезкам» Раннее и Позднее Шу (907–925 и 934–963 соответственно). А среди таких творений – те, что создал Ду Гуан-тин (880–933), даосский ученый, автор, наряду с философскими, трудов историко-хронистического и биографического содержания. Двум этим царствам посвятили свои сочинения также Ян Цзю-лин и Хэ Гуан-юань. Между тем оба они были крупными и влиятельными историками–мыслителями. Так, Ян Цзю-лин – составитель «Указателя книг канонических и по истории» (Цзин ши шу му), т.е. труда библиографического, а библиография, стоит напомнить, согласно традиционной китайской классификационной схеме, числилась по разряду «История». Здесь уместно подчеркнуть, что этим своим трудом Ян Цзю-лин продекларировал не просто соседство, но, более того, сродство таких, притом первых составляющих только что упомянутой четырехзвенной библиографической классификации, как «каноны» (цзин) и «история» (ши). Нельзя не воздать должное Ян Цзю-лину и как автору «Разных заметок о нормативных историях» (Чжэн ши цза лу).
 
Из сочинений историков – подданных царства У-Юэ стоит особо отметить «Заметки г–на Пи [Гуан-е] о том, что видел и слышал» (Пи ши цзянь вэнь лу). Автор, сын знаменитого танского поэта Пи Жи-сю (ок. 834–ок. 883), привел здесь немало конкретных сведений за время с 874 по 944 гг. — сведений о пережитых тогда весьма сложных внутри- и внешнеполитических перипетиях, и не только в царстве У-Юэ, а и в масштабе всего Срединного государства. Но одну из других книг Пи Гуан-е посвятил-таки «своему» царству.
 
Пусть в более узких временных рамках (рубежа IX–Х вв.), но тоже не в пределах лишь «своего» царства (в данном случае – Минь) представали тогдашние острые коллизии на уровне «верхов» в сочинении Хань Во с достаточно выразительным заголовком «Потаенные записи о деяниях в государевых чертогах» (Цзинь луань ми цзи). Чэнь Чжи–юн же – «соподданный» Хань Во, а затем подданный поглотившего Минь царства Южное Тан, оставил после себя книги «Жизнеописания миньских государей» (Минь ван ле чжуань) и «Деяния Миньских государей» (Минь ван шицзи).
 
В числе ученых и литераторов царства Цзиннань/Наньпин (907–963) следует назвать Сунь Гуан-цяня (ок. 900 – ок. 983) как автора книги «Краткие речения, [записанные] к северу от [озера Юань] мэн» (Бэй Мэн со инь) – книги, помогающей раскрыть многие важные детали политической жизни времени Великой Тан, а равно и периода Пяти династий и Десяти царств. Из южноханьских же авторов нельзя не упомянуть Ван Дин-бао (870–940) с его «Избранными повествованиями о Тан» (Тан чжи янь). Наконец, для полной картины стоит назвать также Цао Яня и Ши Вань-де – историков царства Чу (896–951) и их собрата Ван Бао-хэня, подданного последнего из Десяти царств – Северной Хань (951–979).
 
Словом, при каждой из Пяти династий, равно как и во всех, без исключения, тогдашних Десяти царствах очаги историописания существовали, притом и в официальной, и (в большей мере – в царствах) неофициальной ипостасях. Стало быть, «оголения» данной сферы науки и литературы в Китае в то лихолетье не произошло, сколь бы сложно и трудно это ни далось. Своими жизнестойкостью и масштабностью историописание Срединного государства в большой мере обязано в ту пору достигнутому в оной сфере во многом к исходу I тысячелетия, особенно в период Тан. Но политическая ситуация, в коей оказалась Поднебесная в ту годину, давала импульсы соответствующим процессам в историописании, как уже не раз бывало в смутные времена в Китае в древности и в первые столетия средневековья. Данный случай примечателен, помимо всего прочего, и тем, что приводившиеся выше примеры с Ван Пу, Чжан Чжао-юанем, Ван Жэнь-юем и Фань Чжи, и не только с ними, наглядно свидетельствовали: образовавшиеся у китайского историописания в период Пяти династий и Десяти царств «кадровые ресурсы», в свою очередь, определенно стимулировали его общий крутой подъем, каковой оно возымело на следующей стадии – в сунский период.
 
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XLI научная конференция / Ин-т востоковедения РАН. - М.: Вост. лит., 2011. – 440 с. – (Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 3 / редкол. А.А. Бокщанин (пред.) и др.). – ISBN 978-5-02-036461-5 (в обл.). С. 39-43.
 

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.