Синология.Ру

Тематический раздел


Китай в поздней древности

(2 - нач. 3 в.): расцвет и гибель империи Восточная Хань (25 - 220 гг. н.э.)
 
Для программы «Час истины»
 
Продолжение.  Начало см. Восточная Хань
 
Восточная Хань — последняя империя древнего Китая. После ее гибели в 220 г. начинается отсчет средневековой истории, начало которой связано с периодом Троецарствие (220-280 гг.)
 
1. Сюжеты прошлой беседы (напоминание)
 
Название империи связано с тем, что ее столица была перенесена на восток от  г. Чанъань, столицы Западной Хань,  в г. Лоян.
 
В 25 г. власть возвратилась в руки династии Лю. Первый император Восточной Хань Гуан-у-ди (25-57 гг.) был дальновидный политический деятель, правление которого стало временем преобразований страны. Он пришел к власти военным путем, и лишь через десять лет (к 37 г.), уничтожив соперников (объявлявших себя ванами и императорами), распространил власть на всю страну.
 
Еще до завершения конфликтов, в 31 г., он начал проводить административную и военную реформу: сократил администрацию, ликвидировал в ряде центральных округов должности воен­ных губернаторов, существенно сократил чис­ло уездов, воссоздал систему контроля за чиновниками (цензорат). Следуя ханьским традициям, он раздал своим родственникам «владения» (го), но назначал в них первых министров, которые направляли около половины всех доходов в императорскую казну. Для расширения числа налогоплательщиков принял ряд мер по сокращению государственных и частных рабов, регулируя налоги, стимулировал развитие сельское хозяйство.
 
В правление императора Мин-ди (57-75 н.э.) вновь возобновилось влияние при дворе родственников императрицы, эта тенденция продолжалась и в правление следующих императоров Чжан-ди (75-88) и Хэ-ди (88-106). Тогда же появилась новая социально-служилая прослойка – евнухи (хуань гуань), служившие в ведомстве Хуан мэн («Желтые ворота»). 
 
С этого времени начинается участие евнухов в государственном управлении. Они занимали важную «нишу» между императором, его родственниками и гражданскими чиновниками, примыкая то к родственникам по женской линии, то к самому императору. Находясь постоянно при дворе, обладая возможностями воздействия на представителей правящего дома по женской линии и имея в своем распоряжении рычаги власти (знания, деньги, связи), они нередко побеждали своих противников из числа гражданских чиновников. Между ними и чиновничеством, не желавшим уступать свои позиции, начались конфликты, которые сначала позволяли императорам маневрировать между ними, а затем привели к ослаблению высшей власти и постепенной утрате управляемости страной.
 
В правление первых восточноханьских императоров экономика быстро развивалась. Для расширения запашки часть казенных земель передавались или сдавались в аренду крестьянам. Осуществлялось снижение налога на землю, строились ирригационные системы и пр. Росло число крупных городов, расширялась международная торговля по суше (по Великому шелковому пути) и по морю. Увеличивалась добыча полезных ископаемых, развивались ремесла, гончарное и кузнечное дело и др. Важным новшеством было изобретение в 105 г. дешевого способа производства бумаги. Из Китая через Центральную Азию она постепенно распространилась по всему миру.
 
Внешняя политика. В 1 в. н.э. Восточная Хань стала крупнейшей мировой державой.  В 43-44 гг. н.э. в результате походов военачальника Ма Юаня было завоевано и включено в состав империи государство лаквьетов в северной части Вьетнама. Границы китайской империи на юге достигли земель аустронезийского народа чампов (см. раздел ЮВА...). С переменным успехом на севере велась борьба с сюнну. В первые десятилетия она сводилась к защите от сюнну и накоплению сил для решительных действий, в 73 г. н.э. и к 94 г. завершившись их разгромом. Часть из них сдалась Хань, большинство же начало постепенное движение на запад, вызвав позже, уже в IV в. «Великое переселение народов». Победа над сюнну вместе с военными и дипломатическими действиями в 73-102 гг., осуществленными в Центральной Азии полководцем Бань Чао (32-102 гг.), на время подчинили этот регион Китаю и открыли движение по Великому шелковому пути.
 
В Истории поздней Хань отмечено прибытие в 166 г. римского посольства с дарами от императора Марка Аврелия Антония (121-180, император с 161 г.), завоевателя Месопотамии, для установления дружеских отношений.
 
2. Сюжеты ближайшей беседы
 
Если первая половина правления Восточной Хань была относительно спокойной и благополучной, то во II в. ситуация начала меняться.
 
На севере и северо-западе Китая усилились народы сяньби и ухуань, которые во второй половине II в. создали мощный союз племен, совершавший набеги на северные районы империи. Шелковый путь опять оказался закрытым.
 
Во II в. постепенно усиливаются внутренние кризисные явления. Вправление Ань-ди (106–125) стали регулярными крестьянские бунты. В правления его сына императора Шунь-ди (125–144 гг.) центральная власть продолжала ослабевать, а евнухи играли все большую роль в управлении страной. Стали заметны признаки будущего системного кризиса. На престол возводились недолговечные и малолетние императоры (годовалый Чун-ди (144-145), подростки Чжи-ди (145-146), Хуань-ди (146–168), Лин-ди (168-189), а Сянь-ди (189–220).
 
Правление Хуань-ди стало переломным: произошел переход от компромиссного соправления (императора и главы рода родственников по женской линии, что было характерно для всего времени Западной Хань и первой половины Восточной Хань) к незатухающему конфликту – сначала между императором и верхушкой чиновничества, а затем между верхушкой чиновничества и евнухами. Когда в нем приняли участие военачальники, наступил политический кризис и коллапс власти. 
 
Все началось со спровоцированных евнухами мятежей чиновников 166 и 169 гг. и их подавления. Социальные конфликты: восстание 184 г. под руководством руководителя секты тайпиндао Чжан Цзюэ. Его подавление военачальником Юань Шао, который после этого занял столицу империи. Правление Сянь-ди (189–220).
 
В итоге сложилось несколько мощных группировок, руководимых несколькими полководцами, сильнейшим из которых оказался Цао Цао (155-220 гг.). Тридцатилетие войн между различными военачальниками. Битва при Гуаньду (198 г.), победа Цао Цао над своим  главным соперником Юань Шао.
 
К 205 г. он покорил все среднее течение р. Хуанхэ и Великую Равнину. Позднее он сам «назначил себя пер­вым министром», сделав серьезную заявку на возрождение империи. Но добиться этого не смог: в 208 г. он потерпел поражение в битве при Чиби от коалиции правителей бассейна р. Янцзы. В начале 220 г. Цао Цао умер в занятой им бывшей столице империи г. Лоян. В конце 220 г. его старший сын Цао Пи низложил последнего ханьского императора Сянь-ди и провозгласил создание нового государства Вэй. Формально это выглядело как передача ему императором власти как наиболее достойному. Возникли государства Вэй на севере (столица в Лояне), Шу на юго-западе (столица в Чэнду) и У на юго-востоке (столица в Цзянье, нынешний Нанкин). Новая эпоха получила наименование Троецарствие (220 – 265/280). В представлении традиционной исторической науки она знаменовала собой начало нового исторического периода — средневековья.
 
Культура. Империя Восточная Хань –  это не только период расцвета имперской государственности, но и время подъема науки и культуры. Одним из наиболее известных философов восточноханьского времени является Ван Чун (ок. 27-104), автор труда «Луньхэн» (Весы суждений), в котором он, опираясь на представления об естественных науках своего времени, высказывает критическое мнение по поводу практически всех устоявшихся представлений. В правление Мин-ди в Китай проник буддизм, в Лояне был сооружен монастырь «Белой лошади». А в правление Хуань-ди (147 – 167) начали делать переводы буддийских канонов.
 
Один из самых известных ученых древнего Китая Чжан Хэн (78–139), который занимался проблемами, связанными с календарём, астрологией и т.п. Он изготовил макет небесной сферы и сейсмический прибор. Его концепция мироустройства изложена в трактатах Хун тянь и чжу («Иллюстрированное описание полной армиллярной сферы») и Лин сянь («Законы [действия] одухотворяющей силы»). Чжан Хэн придерживался геоцентрической модели мира, в своих трудах он, почти одновременно с Клавдием Птолемеем, говорит об экваторе, эклиптике, полюсах мира. Чжан Хэн вслед за философом Ян Сюанем (53 г. до н.э. – 18 г. н.э.) считал, что Вселенная бесконечна и непознаваема, скорость движения небесных тел он связывал с их удалённостью от земли. В области математики его важнейшим достижением является вычисление соотношения длины окружности земли и её диаметра (число π). Он же является автором ряда поэтических произведений, в том числе Си-цзин фу («Ода о западной столице»), Дун-цзин фу («Оды о Восточной столице»).
 
*  *  *
 
Историю Древнего Китая не следует отрывать от всемирно исторического процесса, а ее народ – от остального человечества. Она развивалась не только по тем же общим законам, но и с тем же историческим «ритмом», что и западная часть Старого Света.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.