Синология.Ру

Тематический раздел


Восточная Хань

 
 
Для программы «Час истины»
 
История Китая в древности: ИМПЕРИЯ ВОСТОЧНАЯ ХАНЬ [25– 220 гг. н.э.]
 
Название империи связано с тем, что ее столица была перенесена на восток от  г. Чанъань, столицы Западной Хань,  в г. Лоян.
 
Политическая история. В 25 г. власть возвратилась в руки династии Лю. Первый император Восточной Хань Гуан-у-ди (25-57 гг.) был дальновидный политический деятель, правление которого стало временем преобразований страны. Он пришел к власти военным путем (см. выше), и лишь через десять лет (к 37 г.), уничтожив соперников (объявлявших себя ванами и императорами), распространил власть на всю страну. Еще до завершения конфликтов, в 31 г., он начал проводить административную и военную реформу: сократил администрацию, ликвидировал в ряде центральных округов должности воен­ных губернаторов, существенно сократил чис­ло уездов, воссоздал систему контроля за чиновниками (цензорат). Следуя ханьским традициям, он раздал своим родственникам «владения» (го), но назначал в них первых министров, которые направляли около половины всех доходов в императорскую казну. Для расширения числа налогоплательщиков принял ряд мер по сокращению государственных и частных рабов, регулируя налоги, стимулировал развитие сельское хозяйство.
 
В правление императора Мин-ди (57-75 н.э.) вновь возобновилось влияние при дворе родственников императрицы, эта тенденция продолжалась и в правление следующих императоров Чжан-ди (75-88) и Хэ-ди (88-106). Тогда же появилась новая социально-служилая прослойка – евнухи (хуань гуань), служившие в ведомстве Хуан мэн («Желтые ворота»).  С этого времени начинается участие евнухов в государственном управлении. Они занимали важную «нишу» между императором, его родственниками и гражданскими чиновниками, примыкая то к родственникам по женской линии, то к самому императору. Находясь постоянно при дворе, обладая возможностями воздействия на представителей правящего дома по женской линии и имея в своем распоряжении рычаги власти (знания, деньги, связи), они нередко побеждали своих противников из числа гражданских чиновников. Между ними и чиновничеством, не желавшим уступать свои позиции, начались конфликты, которые сначала позволяли императорам маневрировать между ними, а затем привели к ослаблению высшей власти и постепенной утрате управляемости страной.
 
Экономика в правление первых восточноханьских императоров развивалась сравнительно быстро. Для расширения запашки часть казенных земель передавались или сдавались в аренду крестьянам. Осуществлялось снижение налога на землю, строились ирригационные системы. Росло число крупных городов, расширялась международная торговля по суше (по Великому шелковому пути) и по морю. Увеличивалась добыча полезных ископаемых, развивались ремесла, гончарное и кузнечное дело и др. Важным новшеством было изобретение в 105 г. дешевого способа производства бумаги.
 
Внешняя политика. В 1 в. н.э. Восточная Хань стала крупнейшей мировой державой.  В 43-44 гг. н.э. в результате походов военачальника Ма Юаня было завоевано и включено в состав империи государство лаквьетов в северной части Вьетнама. Границы китайской империи на юге достигли земель аустронезийского народа чамов. С переменным успехом на севере велась борьба с сюнну. В первые десятилетия она сводилась к защите от сюнну и накоплению сил для решительных действий, в 73 г. н.э. и к 94 г. завершившись их разгромом. Часть из них сдалась Хань, большинство же начало постепенное движение на запад, вызвав позже, уже в IV в. «Великое переселение народов». Победа над сюнну вместе с военными и дипломатическими действиями в 73-102 гг., осуществленными в Центральной Азии полководцем Бань Чао (32-102 гг.), на время подчинили этот регион Китаю и открыли движение по Великому шелковому пути.
 
Семья полководца Бань Чао оставила заметный след в истории Китая. Его отец Бань Бяо (3–-54 гг.) продолжил труд великого Сыма Цяня (доведшего изложение в своих «Записках историка» до конца II в. до н.э.), начав писать «Историю Хань». Смерть помешала осуществлению этого плана, однако его другой сын Бань Гу (32–92) и дочь Бань Чжао (ок. 49 – ок. 120) завершили этот труд. Между тем сам Бань Чао, пробыв на Западе 31 год, обеспечил Восточной Хань выход в Центральную Азию, а в 97 г. даже попытался установить связи с Римом. Однако его посол Гань Ин добрался до Персидского залива и вернулся.
 
В важнейшем источнике (нормативной или «династийной истории») Хоу Хань шу («Истории поздней Хань») отмечено прибытие в 166 г. римского посольства с дарами от императора Марка Аврелия Антония (121-180, император с 161 г.), завоевателя Месопотамии, для установления дружеских отношений.
 
Если первая половина правления Восточной Хань была относительно спокойной и благополучной, то во II в. ситуация начала меняться. Начался процесс ослабления влияния Китая в Центральной Азии. На севере и северо-западе Китая усилились народы сяньби и ухуань, которые во второй половине II в. создали мощный союз племен, совершавший набеги на северные районы империи.
 
Шелковый путь опять оказался закрытым.
 
Политическая история. Во II в. постепенно усиливаются внутренние кризисные явления. Вправление Ань-ди (106–125) стали регулярными крестьянские бунты. В правления его сына императора Шунь-ди (125–144 гг.) центральная власть продолжала ослабевать, а евнухи играли все большую роль в управлении страной. Стали заметны признаки будущего системного кризиса. На престол возводились недолговечные и малолетние императоры (годовалый Чун-ди (144-145), подростки Чжи-ди (145-146), Хуань-ди (146–168), Лин-ди (168-189), а Сянь-ди (189–220)).
 
Правление Хуань-ди стало переломным: произошел переход от компромиссного соправления (императора и главы рода родственников по женской линии, что было характерно для всего времени Западной Хань и первой половины Восточной Хань) к незатухающему конфликту – сначала между императором и верхушкой чиновничества, а затем между верхушкой чиновничества и евнухами. Когда в нем приняли участие военачальники, наступил политический кризис и коллапс власти. 
 
В итоге сложилось несколько мощных группировок, руководимых несколькими полководцами, сильнейшим из которых оказался Цао Цао (155-220 гг.). К 205 г. он покорил все среднее течение р. Хуанхэ и Великую Равнину. Позднее он сам «назначил себя пер­вым министром», сделав серьезную заявку на возрождение империи. Но добиться этого не смог: в 208 г. он потерпел поражение в битве при Чиби от коалиции правителей бассейна р. Янцзы. В начале 220 г. Цао Цао умер в занятой им бывшей столице империи г. Лоян. В конце 220 г. его старший сын Цао Пи низложил последнего ханьского императора Сянь-ди и провозгласил создание нового государства Вэй. Формально это выглядело как передача ему императором власти как наиболее достойному. Возникли государства Вэй на севере (столица в Лояне), Шу на юго-западе (столица в Чэнду) и У на юго-востоке (столица в Цзянье, нынешний Нанкин). Новая эпоха получила наименование Троецарствие (220 – 265/280). В представлении традиционной исторической науки она знаменовала собой начало нового исторического периода — средневековья.
 
Культура. Империя Восточная Хань –  это не только период расцвета имперской государственности, но и время подъема науки и культуры. Одним из наиболее известных философов восточноханьского времени является Ван Чун (ок. 27-104), автор труда «Луньхэн» (Весы суждений), в котором он, опираясь на представления об естественных науках своего времени, высказывает критическое мнение по поводу практически всех устоявшихся представлений. В правление Мин-ди в Китай проник буддизм, в Лояне был сооружен монастырь «Белой лошади». А в правление Хуань-ди (147 – 167) начали делать переводы буддийских канонов.
 
Один из самых известных ученых древнего Китая Чжан Хэн (78–139), который занимался проблемами, связанными с календарём, астрологией и т.п. Он изготовил макет небесной сферы и сейсмический прибор. Его концепция мироустройства изложена в трактатах Хун тянь и чжу («Иллюстрированное описание полной армиллярной сферы») и Лин сянь («Законы [действия] одухотворяющей силы»). Чжан Хэн придерживался геоцентрической модели мира, в своих трудах он, почти одновременно с Клавдием Птолемеем, говорит об экваторе, эклиптике, полюсах мира. Чжан Хэн вслед за философом Ян Сюанем (53 г. до н.э. – 18 г. н.э.) считал, что Вселенная бесконечна и непознаваема, скорость движения небесных тел он связывал с их удалённостью от земли. В области математики его важнейшим достижением является вычисление соотношения длины окружности земли и её диаметра (число π). Он же является автором ряда поэтических произведений, в том числе Си-цзин фу («Ода о западной столице»), Дун-цзин фу («Оды о Восточной столице»).
 
Некоторые итоги истории Китая в древности
 
Историю Древнего Китая не следует отрывать от всемирно исторического процесса, а ее народ – от остального человечества. Она развивалась не только по тем же общим законам, но и с тем же историческим «ритмом», что и западная часть Старого Света. Период Чжаньго с его полицентризмом и расцветом культуры, совпал с периодом эллинизма  (IV–III вв. до н.э.), расширение Западной Хань и создание империи — со временем римских завоеваний II–I вв. до н.э., а время Восточной Хань – с расцветом Римской империи в I–III вв. н.э.
 
Возникновение и развитие древнекитайской цивилизации имеет свои особенности. Оно происходило во взаимодействии хуася с соседями — аустрическим  (хмонги, вьеты, тайцы), алтайскими, тибето-бирманскими народами. Активному взаимному восприятию социального и культурного опыта способствовал присущий их культурам принцип «религиозной дополнительности», который с конца III — первой половины II тыс. до н.э. в рамках ритуально-этического взаимодействия элит привел к складыванию общей религии верхов на основе «нефритового комплекса» ритуальных предметов и символов власти вьетов, а затем со второй половины II тыс. до н.э. — к формированию «бронзового комплекса» ритуальных предметов и символов власти хуася и общего письменного языка верхов на основе иероглифики.
 
При этом важно, что иероглифическая письменность воспринимался добровольно, как атрибут высшей власти, а не навязывалась в результате завоеваний.
 
Так закладываются предпосылки для создания империй поздней древности: Цинь, Западная и Восточная Хань. Их прообразом стало государство Чу на Средней Янцзы, которое первым, в IV в до н.э. объединило под своей властью почти все земли современного южного Китая. Но подчинить и север, и юг смогло только царство Цинь. Хотя циньские власти были не в состоянии руководить всем захваченными землями, но Цинь Шихуан показал, что создание единого государства в Восточной Азии возможно.
 
После разгрома Цинь победители-чусцы попытались сами реализовать имперскую идею, провозгласив государство Великое Чу. Это не удалось членам чуского династического дома Сян Ляну и Сян Юю, но оказалось по силам Лю Бану, которого поддержали не только разные влиятельные роды чуской знати, но и широкие массы хуася. В 202 г. при опоре и на чусцев, и на хуася он создал государство Западная Хань. Ханьская модель единого государства, по сравнению с циньской, была более «цивилизованной», она предполагала сравнительно мягкое управление и большее число компромиссов с центром, что вполне устроила элиты хуася.
 
Вначале ханьское государство носило «федеративный» характер – двор правителя находился в столичной области, прямое управление распространялось на несколько округов, на некоторых территориях были организованы отдельные полуавтономные владения членов династии, а на остальных территориях практически сохранялось господство местных элит, от которых требовалась только лояльность центральной власти.
 
Империя как таковая возникла к концу II в. до н.э. при императоре У-ди. Однако это сильное и успешное государство было очень дорогостоящим. С 80-х гг. II в. н.э. начался кризис, который привел к гибели империи.
 
И сейчас в северных землях исторического региона Юго-Восточная Азия, вошедших в состав империи хуася, сохраняется двуязычие и сосуществуют две веры: культ предков правителей — «императорский культ» порой в виде «конфуцианства» хуася и «даосизм» аустрических народов, а с раннего средневековья — три, поскольку к ним добавляется буддизм.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.