Синология.Ру

Тематический раздел


Гунь

, огромная рыба. ГуньГуньВ древнекитайской мифологии герой, боровшийся с потопом, сын правителя Чжуань-сюя. Возможно, что этот образ возник у племен, живших в Вост. Китае, в бассейне Янцзы и почитавших в качестве тотемов различные водные существа. Деяния Гуня локализованы гл. обр. в районе совр. провинций Сычуань и Чжэцзян. (По др. генеалогической версии, однако, Гунь родился в облике белого коня.) Мифы о Гуне крайне противоречивы. Гунь, посланный верховным владыкой на борьбу с потопом, девять лет возводил дамбы, но не добился успеха. Тогда Гунь похитил у верховного владыки волшебную саморастущую (вздувающуюся) землю (си-жан), чтобы усмирить воды. Но не справился и был по повелению правителя Яо (вариант: Шуня) казнен на горе Юйшань (на крайнем севере). По преданию, после смерти Гуня его труп в течение трех лет не разлагался, потом из распоротого чрева Гуня вышел сын Юй, к-рый продолжил борьбу с потопом. По др. версии, Гунь женился на девице Нюй-си, к-рая потом таинственным способом зачала и родила Юя. Еще одна версия мифа гласит, что после казни Гунь превратился в трехлапую черепаху (вариант: в медведя, желтого дракона) и погрузился в пучину.
 
Литература:
Деопик Д.В. Элементы южной традиции в китайском мифе // Общество и государство в Китае. Третья научная конференция. Тезисы и доклады. Вып. 1. М., 1972, с. 208–217; Рифтин Б.Л. От мифа к роману. М., 1979, с. 112–115; Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1987, указ.
 
Автор: Рифтин Б.Л.
 
Источники:
Иванов А.[И.] Материалы по китайской философии. Введение. Школа фа. Хань Фэй-цзы. Перевод. СПб., 1912, с. 290; Позднеева Л.Д. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. М., 1967, указ. (Кит); Древнекитайская философия. Т. 1, 2. М., 1972, 1973, указ.;  Го юй (Речи царств) / Пер. В.С.Таскина. М., 1987, указ.; Древнекитайская философия.  Эпоха Хань. М., 1990, указ.; Чжуан-цзы. Ле-цзы / Пер. В.В.Малявина. М., 1995, указ.; Сыма Цянь. Исторические записки. Т. 1 / Пер. Р.В.Вяткина, В.С.Таскина. М., 2001, указ.; Люйши чуньцю (Вёсны и осени господина Люя) / Пер. Г.А.Ткаченко. М., 2001, указ.; Философы из Хуайнани (Хуайнаньцзы) / Пер. Л.Е.Померанцевой. М., 2004, с. 24.
 
Литература:
Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М., 1984, с. 149 – 160, указ.
 
Сост. библ.: Кобзев А.И.
 
См. также ст. Космологические аспекты мифов о «совершенномудрых правителях».

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 429.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.