Синология.Ру

Тематический раздел


Бэй-доу

北斗 Северный Ковш.  Духи звезд Северного Ковша. Китайская лубочная картина. Конец 19 в.Духи звезд Северного Ковша. Китайская лубочная картина. Конец 19 в.В китайской мифологиидух или группа духов Большой Медведицы, а также название самого созвездия. Духи имеют антропоморфный вид. Один из них повелевает дождями, Бэй-доу в целом владычествует над судьбой и смертью людей. Некий Янь по совету гадателя и физиогнома Гуань Ло, определившего, что сын Яня умрет девятнадцатилетним, отправился искать Бэй-доу, взяв с собой вино и оленье мясо. Он встретил двух человек, игравших в облавные шашки под тутовым деревом. Янь молча поставил перед ними вино и мясо. Увлеченные игроки — это были Бэй-доу и дух Нань-доу («Южного Ковша») — принялись пить и есть и лишь потом заметили Яня. Бэй-доу решил отблагодарить его и поменял цифры в книге судеб: вместо девятнадцати лет сыну Яня суждено было прожить целых девяносто. Считалось, что после рождения людей, к-рым ведал Нань-доу, их судьбы попадали в руки Бэй-доу. Графич. и иероглифич. изображение Большой Медведицы в средневековом Китае имело магич. смысл — отвращало злых духов. Существовало также представление о волшебном мече, ци-син-цзянь («меч семи звезд»), разрубающем нечисть; снадобье бессмертия у даосов называлось ци-син-сань («порошок семи звезд») и т.п. В поздней нар. мифологии было распространено еще представление о Доу-му («Матушка Ковша») и ее супруге Доу-фу («Батюшка Ковша»).
 
Автор: Рифтин Б.Л.

 
Духи семи звезд Северного Ковша (Бэй-доу)Духи семи звезд Северного Ковша (Бэй-доу)Исходное обозначение Бэй-доу – Доу (Ковш) соответствует образу ковша, возникающему при последовательном соединении условными линиями семи звезд Большой Медведицы, называемой также Ци-син (Семизвездие) и Ган. Краткое наименование Доу прилагается и к Нань-доу – одному из 28 зодиакальных созвездий, состоящему из шести звезд и соответствующему лунной «станции/обители» (сю [2], шэ [2]). Образующие Бэй-доу звезды суть Тянь-шу (Небесный стержень, альфа Большой Медведицы, Дубхе), Тянь-сюань (Небесная яшма, бета, Мерак), Тянь-цзи (Небесная жемчужина, гамма, Фегда), Тянь-цюань (Небесный балансир, дельта, Мегрец), Юй-хэн (Нефритовые весы, эпсилон, Алиот), Кай-ян (Открытый ян, дзета, Мицар), Яо-гуан (Мерцающий свет, эта, Бенетнаш). В соответствии с общей метафорой первые четыре звезды вместе называются Доу-куй (Черпак Ковша), или Куй (Черпак), а последние три – Доу-бин (Ручка Ковша). Если продлить примерно в 4 раза линию, соединяющую Тянь-шу и Тянь-сюань, то она упрется в Полярную звезду, т.е. Северный или Небесный Предел (Бэй-цзи, Тянь-цзи, см. Тай цзи), поэтому они также именуются «звездами, указывающими на Предел» (Чжи-цзи-син).

Древнейшее изображение Бэй-доу посредством изощренной пиктограммы Доу, расположенной в центре кругообразного обозначения 28 зодиакальных созвездий с двумя зооморфными символами Запада (Бай-ху – Белая тигрица) и Цин-лун (Сине-зеленый дракон) по бокам справа и слева, было обнаружено летом 1978 в уезде Суйсянь пров. Хубэй на вырытой из захоронения ок. 433 до н.э. крышке лакового ларца. Через 10 лет в уезде Пуян пров. Хэнань был найден архаический прототип данной космологической схемы. В могиле 6-тысячелетней давности скелет пожилого мужчины оказался окруженным выложенными из двустворчатых раковин изображениями ориентированных на запад и восток Тигра/Тигрицы и Дракона с Ковшом/Доу, помещенным в ногах, т.е. в северной части.

Как расположенный на северном полюсе небосвода главный космический ориентир Бэй-доу упоминается уже в первых письменных памятниках, в частности в «Ши цзине» («Канон стихов», II, V, 9, VII).

Вращение Бэй-доу вокруг небесного полюса и Полярной звезды описано в цз. 3 «Небесные знаки» («Тянь вэнь») «Хуайнань-цзы» наподобие вселенских часов со стрелкой – Ручкой Ковша, производящей «установление Ковша» (Доу цзянь), т.е. определяющей пространственно-временные отрезки (чэнь) по системе 12 «земных ветвей (ди чжи, см. Гань чжи), отмеряющей годовой и большие циклы (76, 1520 лет). Этим движением руководит верховное небесное божество Великое Единое (Тай-и), видимо, одна из ипостасей Шан-ди, местопребыванием которого даосы считали Большую Медведицу. Кроме того, «духи (шэнь [1] см. также Душа, дух и духи) Бэй-доу бывают женские и мужские… Мужские движутся (син [3]) налево, а женские – направо». На каменном рельефе из захоронения семьи У (У-Лян-цы, 147 – 167) в пров. Шаньдун запечатлено мужское божество, сидящее в Черпаке и направляющее Ручку Ковша (см. реконструкцию Л.П.Сычева: Юань Кэ, 1987). В рамках универсальных нумерологических (сяншучжи-сюэ) корреляций в «Хуайнань-цзы» (цз. 4) сказано, что «[число] три управляет (чжу [1]) Ковшом, а Ковш управляет собакой, поэтому собаки рождаются через три месяца [беременности]».

В астрономо-астрологическом трактате (цз. 27) «Книга о небесных управлениях/явлениях» («Тянь-гуань шу») «Ши цзи» Сыма Цяня «семизвездие Бэй-доу» представлено главным небесным ориентиром и «колесницей [верховного] владыки/первопредка (ди [1]), которая вращается вокруг центра [небосвода] и определяет порядок (чжи [8]) четырех [его] сторон, разделение инь и ян (см. Инь-ян), установление четырех сезонов (сы ши), равновесие пяти элементов (у син), смену периодов (цзе [3]) и градусных мер (ду [2]), упроченность всех основ (цзи [11])».

Там же в «Книге о жертвоприношениях Небу и Земле» («Фэн-шань шу», цз. 28) сообщается о том, что в области Юн (части пров. Шэньси, Ганьсу, Цинхай и Внутр. Монголии) было более ста храмов, посвященных небесным объектам, в том числе Бэй-доу, которое в целом считалось владыкой смерти, а в своей четырехзвездной части Куй (Черпак) – местопребыванием бога литературы Вэнь-чана, имевшего и собственное одноименное созвездие из 6 звезд рядом с Куй и, согласно Л.П.Сычеву, изображенному на рельефе из Улянцы.

Гэ Хун (III – IV в.) в «Бао-пу-цзы» («[Трактат] Мудреца, Объемлющего Первозданную простоту», цз. 15) описал магическую процедуры защиты от эпидемического заражения посредством представления, что Черпак Бэй-доу опущен представляющему на темя, а Ручка указывает вперед. Хуан-ди (Желтый первопредок/император), с которого Сыма Цянь в «Ши цзи» начал генеалогию китайских правителей, по преданию, изложенному, в частности, в «Чжу шу цзи нянь» («Летопись бамбуковых письмен»/«Бамбуковые анналы»), был зачат от молнии, сверкнувшей вокруг первой в Бэй-доу звезды Тянь-шу (вариант: четвертой звезды Тянь-цюань).

Сложившийся позднее на юге, в районе Цзяннани, даосско-буддийский ритуал «почитания Ковша» (бай Доу, ли Доу ) проводился с первого по девятый день девятого лунного месяца по календарю эпохи Ся (нумерологический символ двойной девятки, или сугубого ян) и предполагал поклонение «Истинному повелителю (чжэнь цзюнь) Бэй-доу» и повелителям звезд Северного и Южного Ковша, распоряжающимся долголетием. В эпохи Сун и Юань (X-XIV вв.) распространился даосский культ Доу-му (Матушка Ковша) – женского «прежденебесного» (сянь тянь) и «воплощающего Путь» (дао ти) божества с тремя глазами, четырьмя головами (нумерологические символы Ручки и Черпака) и восьмью руками, считавшегося породившим звезды Бэй-доу и отождествлявшегося с буддийской богиней Маричи (Моличжи), или Тянь-хоу (Небесная повелительница), которая принадлежала к «двадцати небесным [духам]/дэва» (эр ши тянь).

На магических и благопожелательных изображениях Бэй-доу, популярных в качестве амулетов и оберегов, графических заклинаний (фу [12]) и лубочных/народных картин (нянь хуа), фигурируют иероглифические обозначения, диаграммы семи соединенных звезд или синтетические формы, в которых то и другое слито воедино. На мандалоидных кругах, символизирующих небо или весь универсум, диаграмма Бэй-доу помещается в центре, вокруг которого концентрически располагаются три-, гексаграммы (гуа [2]), зооморфные образы квадрантов неба (Бай-ху, Цин-лун, Сюань-у, Чжу-няо), знаки 12 зодиакальных животных, 28 лунных «станций» и т.п. Иногда эта диаграмма изогнута в синусоиду, подобную той, которая разделяет инь и ян в символе Великого предела (Тай цзи). Меч ци-син-цзянь, лезвие которого украшают семь звезд Бэй-доу, - обычный атрибут Чжун Куя.

Источники:
Алексеев В.М. Китайская народная картина. М., 1966, рис.91, 96, 99; Шицзин. Книга песен и гимнов / Пер. А.Штукина. М., 1987, с. 183; Редкие китайские народные картины из советских собраний/ Сост. Б.Л.Рифтин, Ван Шицунь. Ленинград, Пекин. 1991, с. 20; Сыма Цянь. Ши цзи (Исторические записки). Т. IV / Пер. Р.В.Вяткина. М., 1986, указ.; Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1987, с. 98, рис.; Гэ Хун. Баопу-цзы / Пер. Е.А.Торчинова. СПб., 1999, с. 248; Философы из Хуайнани (Хуйананьцзы) / Пер. Л.Е.Померанцевой. М., 2004, указ.

Литература:
Вильямс К.А. Энциклопедия китайских символов. М., 2001, с. 132 – 140; Китайская геомантия / Сост. М.Е.Ермакова. СПб., 1998, указ.; Ван Цзянь-минь, Лян Чжу, Ван Шэн-ли. Цзэн-хоу и му чуту ды эр-ши-ба сю Цин-лун Бай-ху тусян (Изображения 28 [зодиакальных] «станций», Цин-луна и Бай-ху, вырытые из могилы II Цзэн-хоу) // Вэнь у. 1979, № 7, с. 40 – 45; Ли Су-пин. Нюй шэнь. Нюй дань. Нюй дао (Женщины-духи. Женщины в киноварном/алхимическом [учении]. Женщины в [учении о] Пути-дао). Пекин, 2004, с. 55 – 55, 74 – 78; Чжунхуа шэньми вэньхуа цыдянь (Словарь китайской мистической культуры) / Гл. ред. У Кан. Хайкоу, 2002, с.233-234.
 
Автор: Кобзев А.И.
 
Ст. опубл. с некот. изм.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С.396-398.

Авторы: ,
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.